Консультация для педагогов ДОУ на тему Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Консультация «Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А. В. Запорожец, ТА Маркова, В.И. Нечаева, Л А Пеньевская, АВ. Суровцева и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания;
социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;
воспитание полезных навыков и привычек поведения.
Средства социально-нравственного воспитания
Микросреда Мезосреда Макросреда
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-8 лет
Я
Мама, папа
Члены семьи
Дом
Соседи
Двор +
Группа
Детский сад
Кружки
Улица
Район +
Город
Регион
Климат
Страна
Традиции
Культура +
Символика страны
Народы мира
Мировая культура
Планета
Космос
Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:
ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
организация их деятельности (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;
общение с природой;
художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей: например, трудового и нравственно-трудового воспитания.
Средства трудового и нравственно-трудового воспитания
Трудовая деятельность Ознакомление с трудом взрослых Художественные средства
Ведущее средство трудового воспитания.
Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, удовлетворяют потребность в приобщении к миру взрослых. С ее помощью решаются прикладные, практические задачи трудового и нравственно-трудового воспитания 2 варианта:
1-й – ознакомление с процессом труда взрослых
2-й - с человеком-тружеником, его отношением к труду. При этом решаются интеллектуально-нравственные задачи. Художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Они служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений, формируют представление о содержании труда
Условия социально-нравственного воспитания должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всей образовательной деятельности: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и ее отдельных компонентов — мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного.
Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, когнитивно-эмоционального, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например:
с программой социального развития и воспитания дошкольников («Я — человек!» С.А. Козловой и др.);программой нравственного воспитания дошкольников («Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) и т.д.
Таким образом, содержание образовательной деятельности может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания развитии ребенка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воз действий.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
в раннем и младшем возрасте — микросреда;
— в среднем дошкольном — мезосреда;
в старшем дошкольном — макросреда.
В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.
Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:
методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);
формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);
формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);
воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:
- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно- раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий;
- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений детском коллективе.
Формы организации социально-нравственного воспитания
1. В виде организации совместной деятельности взрослых и детей под которой можно понимать деятельность двух и более участнике процесса социально-нравственного воспитания по решению зада социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой фор организации работы с воспитанниками.
Например, в качестве такой формы могут выступать игры-тренинги, проводимые воспитателем или педагогом-психологом.
Основные задачи игр-тренингов:
совершенствовать двигательные умения и навыки;
сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, формировать установки на социальное здоровье;
формировать положительные взаимоотношения в группе;
коммуникативные навыки детей;
обучать планированию совместной парной, подгрупповой и групповой деятельности;
развивать навыки сюжетной игры и воображения в процессе подготовки детей к физкультурным досугам, праздникам и соревнованиям.
Эти задачи решаются в игровой форме, на основе игр с использованием сюжетов русских народных сказок. Дошкольники при этом становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре и формирует мотивацию к участию в групповой деятельности даже у малоподвижных и стеснительных детей. По мере формирования детского коллектива в структуру занятий вводятся элементы, связанные с подготовкой детей к участию в командном
выступлении. Так, например, осуществляется подготовка к эстафетам «Веселые старты», соревнованиям «Школа мяча» (элементы баскетбола) и «Перестрелка» (элементы гандбола), показательным выступлениям в рамках детского фестиваля «Красота в движении». При этом дети учатся кооперироваться и обсуждать качества, необходимые для успеха в определенном виде спорта. В образной форме эти качества моделируются в процессе двигательно-игровой деятельности. Некоторые двигательно-игровые задания требуют обсуждения в коллективе для нахождения совместного решения. В ходе таких обсуждений дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия, сопереживать успехам и неудачам ровесников, поддерживать друг друга. Все это благоприятно сказывается на формировании социально-психологического климата группы и социального здоровья воспитанников.
2. В виде организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимаются общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком вида деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать с ровесниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.
Результаты социально-нравственного воспитания
Социальные и нравственные чувства — переживания, связанны с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах — сострадании, любви, ответственности, долге и т.д. — отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства связаны Мировоззрением человека,
Социально-нравственная культура — степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.
Социально-нравственные качества — постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.
Социально-нравственные ценности — ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. «Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно — то, что впоследствии вы сочтете злом».