Классный час в 11 классе «Выбор профессии – шаг в будущее»

Классный час в 11 классе
«Выбор профессии – шаг в будущее»

План занятия
Вступительное слово учителя
Выступления учащихся
«Сферы деятельности»( коллективное обсуждение)
«Ошибки при выборе профессии»(работа в группах)
«Формула выбора профессии» (анкетирование)
Итог занятия
Ход занятия
Вступительное слово учителя
Как определишься в огромном разнообразии существующих профессий, открытых в мире более 40 тысяч? Как избежать ошибок и разочарований при выборе будущей трудовой деятельности?
Универсальных рецептов нет, но все-таки постараемся дать вам некоторые рекомендации:
1. Подумайте, какая профессия могла бы стать Вашей.
2. Изучите самих себя, свои интересы, способности, склонности.
3. Выясните, позволяет ли Ваше здоровье заняться избранным делом.
4. Узнайте, пользуется ли выбранная Вами профессия спросом на рынке труда.
Найдите возможность встретиться с представителями заинтересовавшей Вас профессии и узнать, в каком учебном заведении можно получить необходимую квалификацию.
ХОЧУ - это профессия, которая Вам нравится.
МОГУ- это Ваши способности, возможности (и финансовые в том числе), состояние здоровья, необходимые для выбранной профессии.
НАДО - спрос на выбранную профессию.
Выступление учащихся
Сферы деятельности
Человек-человек – Профессии этого типа выдвигают такие требования качествам работнику, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, влиять на другие проявлять выдержку, спокойствие, и доброжелательность, коммуникативные способности.
Человек-Техника – Этот тип профессии требует от работника развитого наглядно-образного мышления, пространственных. представлений, технических знаний и смекалки, точных движений, хорошо развитого внимания, динамического глазомера.
Человек-знаковая система – Профессии этого типа требуют от человека способности к абстрактному мышлению, длительного и стойкого сосредоточения внимания, усидчивости, умения с интересом, работать с цифрами, формулами, химическими символами, схемами, графиками и т. д.
Человек-художественный образ – От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, образная память, образное мышление и эстетические ощущения.
Человек-природа – Этот тип профессии предполагает, наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях, непредсказуемости и оперативности результатов, менять цель в зависимости от условий, выдержки и терпения в условиях недостатка комфорта.
Примеры профессий по сферам деятельности
Человек – Человек
Учитель, воспитатель, переводчиц библиотекарь, врач, медсестра, работник милиции, суда, прокуратуры, юрист, официант, стюардесса, продавец, администратор, экскурсовод, тренер, и т. д.
Человек-Техника
Электрослесарь, газосварщик фрезеровщиц токарь, монтажник, горнорабочий, металлург, водитель, ткач, строитель, машинист крана, мастер по ремонту радиоаппаратуры и т.д
Человек-природа
Гидрометеоролог, геолог, агроном, почвовед, селекционер, садовниц зоотехнику ветеринарный врач, биолог, физиолог, лесник, инженер - океанолог и т.д.
Человек-знаковая система
Оператор, радист, телеграфист, бухгалтер, экономист, конструктор, геодезист, переводчиц историк, метролог, математик, топограф, программист, философ и т.д.
Человек-художественный образ
Маляр, художник, реставратор, архитектор, дизайнер, скульптор, паркетчик ювелир, фотограф, писатель, актер, журналист, парикмахер, кулинар, Кинооператор, хореограф и т.д.
IV. Ошибки при выборе професси
Отношение к выбору профессии как к неизменному явлению
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наи6хольши успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени
Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: дворник)
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь
Перенос отношения человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию при выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что Вам нравится или не нравится человек который занимается данным видом деятельности
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий еcтъ такой предмет, как иностранный язык а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят
Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда
Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах
(склонностях, способностях) Разобраться в себе том помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, Существенны при выборе профессии Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к они могут ухудшить Ваше состояние здоровья
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
V. Формула выбора профессии
Я хочу (Назовите Ваши профессиональные интересы и желания) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я могу ( Назовите ваши качества, которые помогут вам освоить профессию)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Необходимо ( Назовите профессии , которые актуальны на рынке труда)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид трудовой деятельности , который соответствует вашим интересам, способностям и склонностям ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Итог урока
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые (Вам нравятся, интересны; по которым (Вы хотели бы работать и которые Вам подводят.
2. Составить перечень требований ^выбираемой профессии. Составьте список своих требований; выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовь; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. 9Аожет быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящий профессии. Кроме те требований, которые есть у Вас профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты .Проанализируйте, какая профессия из всего списку больше других подводит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты. Чтобы убедится в правильности Ваших размышлении, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак вы приняли решение, теперь важно определить: в каком ученном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.