«10 шагов к успеху. Работа с тьюторантами с осложненным поведением по формированию доверительных отношений со взрослыми ,в процессе адаптации к образовательной деятельности»


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«10 шагов к успеху. Работа с детьми с осложненным поведением по формированию доверительных отношений со взрослыми»
Составил педагог- психолог МБОУ «ООШ № 6»
Тесленко Д.В.
Цель: сформировать модель взаимодействия взрослого и ребенка на этапе развития доверительных отношений
Задачи:
- определить в процессе разработки 10 этапов формирования алгоритма работы по изменению осложненного поведения ребенка;
- развивать эмпатические возможности участников группы;
- развивать коммуникативные умения слышать и слушать;
- объединить участников для решения задачи на основе партнерства;
- научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им, находить положительные стороны личности.
Оборудование: листы, ручки, карандаши, доска, маркеры, листы с «Я-Высказываниями».
Время проведения: 1 час.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень приятно видеть вас сегодня. Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди будет называть свое имя и ожидания от сегодняшнего занятия. Итак, имя и ожидания…(2 мин.)
2.Упражнение «Кот в мешке».
- В нашей жизни встречается множество ситуаций, когда мы знакомимся с новыми людьми, входим в новый коллектив, принимаем классное руководство, в класс приходит «новенький». Представим ситуацию, что к вам в класс пришел новый ученик. И точно установить «какой» он сразу мы не можем. Мы получаем «кота в мешке».
- Сейчас каждый из вас представит, себе ученика и опишет его личностные качества, и чего вы можете ожидать от него.
- А сейчас я предлагаю вам прочитать описания своего ученика и описать его положительные качества.
- Посмотрите, не важно, что вы получили в мешке, не важно, что вы ожидали от поведения, успехов, развития этого «ребенка». Важно то, что каждый из вас нашел те положительные черты, которые поменяли ваше отношение к этому «ребенку».
Менять надо свое поведение, а не ребенка
Проведем такой эксперимент. Подумайте о чем-то, что вам в себе не нравится. Например, лишний вес или излишняя обидчивость. А теперь представьте себе: этот же самый текст поизносит другой человек, обращаясь к вам. Достаточно, только «Я» он заменяет на «ТЫ». Большинство людей, проведя этот опыт, замечают: одни и те же слова, обращенные к самому себе, мало расстраивают, но в устах другого звучат обидно и неприятно. (запись)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ – ЭТО
ШАГ первый. Что именно должен ребенок, делать (или не делать), чтобы «жить стало легче и веселей». Что выиграете вы? Что выиграет ребенок? (запись)
ШАГ второй - А МОЖЕТ НЕ НАДО? Часто ребенку предъявляется требование вести себя так, как он не готов и не может. Приведите пример ситуаций, когда ребенок не может себя вести по-другому и ведет себя «трудно» для нас (плохо себя чувствует, переживает стресс, подростковый возраст) Такое поведение можно немного подкорректировать, так, чтобы оно создавало меньше проблем, но избавиться от него вовсе не получится.
ШАГ третий- ЧТО ИМЕННО ПРОИСХОДИТ? СОБИРАЕМ ДАННЫЕ Изменение трудного поведения - это задача, которую вам предстоит решать. Как вы думаете, какие данные для решения нашей задачи нам необходимо собрать?(ответ) (При каких обстоятельствах проявляется осложненное поведение? Как часто? Зависит ли это от дней недели? Уроков? Аудитории слушателей? Пытается ли ребенок сам справиться со своим поведением? Считает ли его неправильным? Было ли трудное поведение таким всегда? Что предшествовало ему? Что могло вызвать у ребенка стресс или протест?) ШАГ четвертый - ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО НЕ ТАК. Как только мы говорим: «Ты неправ» или того хуже «Ты плохой», ребенок в ответ начинает защищаться и спорить. Важно научиться не обвинять, а показывать негативные последствия трудного поведения.
шаг пятый- Действенность «Я-высказываний» в том, что их невозможно оспорить. Попытайтесь выбрать высказывания, которые не обидят ребенка( «я волнуюсь, мне неприятно, я хочу, мне нужно», «ты грубишь, ты прогуливаешь, ты шумишь, у тебя нет совести») Этим вы показываете, что вы не по ту сторону баррикады, а здесь, рядом с ребенком.
ШАГ шестой - ДАЕМ НАСТУПИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯМ Скажите мне, пожалуйста, можно ли наказывать ребенка и как? (Разные варианты ответов.) Не убрали в классе - ваша реакция (занимайтесь среди бумаг и пытайтесь писать на грязной доске). Прогуляли уроки – ваша реакция(долгожданный классный праздник переносится на неопределенный срок, а то и вовсе отменяется). Разбили окно, сломали мебель – ваша реакция (после уроков дружно ремонтируем, либо сидим на сломанном стуле). Не стесняйтесь нестандартных поступков и давайте последствиям наступить.
ШАГ седьмой – ПОДДЕРЖИВАЕМ, ХВАЛИМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ ДОСТИЖЕНИЯ. Хвалите ребенка конкретно, что именно вам понравилось. Например, «у тебя много пробелов по математике, поэтому сейчас тебе трудно учиться, но мы будем заниматься, и с каждым днем будет лучше»..ШАГ восьмой - БЕРЕЖЕМ СЕБЯ, ЛЮБИМЫХ. Важно, чтобы у вас были силы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему. Главное - это отношения: уважение, близость, доверие, забота.
шаг девятый- ИЩЕМ ПРУЖИНУ
Зачем ребенок так делает. НЕ ПОЧЕМУ. А ЗАЧЕМ.
- потребность привлечь к себе внимание,
- желание избежать неудачи, выяснение «кто здесь главный»,
- месть.
ШАГ десятый– ПОМОГАЕМ ДОБИВАТЬСЯ СВОГЕГО ПО – ДРУГОМУ.
Присядьте, найдите его взгляд и только тогда ведите беседу. Будьте изобретательны, помогайте ребенку найти новые способы решения проблемы.
Заключение Благодарю Вас за за интерес, проявленный к данной теме. Доверяйте себе, своему опыту, интуиции. Не сегодня, так завтра вы обязательно придумаете, как справиться даже с самым трудным поведением, и, возможно, не за десять шагов, а еще быстрее!