Конспект урока географии в 9 классе по теме Европейский Север.Состав,экономико — географическое положение района и природные ресурсы

Тема урока Европейский Север. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы
Предмет география класс 9класс тип урока комбинированный
Цель урока: сформировать у учащихся образ северной природы и помочь в приобретении знаний о составе, ЭГП, природных условиях и ресурсах Европейского Севера.
Формирование ключевых компетенций.
Познавательная компетенция.
Умение определять главные особенности ЭГП, природных условий и ресурсов Европейского Севера;
Умение устанавливать взаимосвязи между особенностями ЭГП, природными ресурсами и специализацией хозяйства.
Умение формулировать проблемы в связи с особенностями ЭГП и природными условиями района.
Информационно-коммуникационная компетенция.
Умение извлекать, представлять и преобразовывать информацию по теме урока, кратко формулировать и записывать выводы.
Рефлексивная компетенция.
Чувство любви к родной природе, развитие своего творческого потенциала.
Умение объективно оценивать результаты своей работы и соотносить их с приложенными усилиями.
Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, практический.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная.
Оборудование: политико- административная карта России, физическая карта Северо-Запада России, презентация, созданная учителем,
учебник А.И. Алексеева для 9класса, цветные карандаши, атласы и контурные карты.



Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку
Полная готовность к уроку

Этап проверки домашнего задания

Цель- проверка уровня усвоения материала по Северо- Западу.
Ребята, сегодня мы, закончив изучение Северо-Западного района, проверим свои знания в форме блиц-ответов. Вам необходимо в течении 5-7мин. кратко ответить на поставленные вопросы.
1. Какие города района указывают на свой возраст?
2.Город, игравший роль экономического и политического центра Руси до Санкт-Петербурга?
3.В каком году и под чьим руководством была одержана победа над шведами в устье реки Ижоры?
4.Коренные народы Северо-Запада
5.Первое здание и дата основания «экономической столицы» района?
6.Исторически сложившаяся отрасль промышленности, я возникшая благодаря выгодному ЭГП и которая является «лицом» Санкт- Петербурга.
7. Её современная продукция.
8.Перечислите объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО района и города Санкт- Петербурга
9.Назовите два фактора, способствующие развитию в районе рекреационного туризма.
Письменный блиц-опрос



1. Старая Ладога, Старая Русса
2. Великий Новгород
3. 15 июля 1240г.Александр Невский
4. Ижора, карелы, ингерманландские финны, чудь, водь, вепсы
5.16мая (27 мая) 1703г.-Петропавловская крепость
6.Судостроение
7.Ледоколы, атомоходы, военные корабли
8.Эрмитаж, стрелка Васильевского острова, Петродворец и т.д.
9.
а) Наличие объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО района и города Санкт- Петербурга
б) Развитая инфраструктура




Этап актуализации знаний.

Цель – развитие мотивации и познавательного интереса при изучении нового материала



Посмотрите на политико-административной карте какой еще район входит вместе с Северо-Западным районом в состав Северо- Западного Федерального округа? Почему они объединены в один округ? Представим себе, что нам разрешили с полномочным представителем Северо-Западного федерального округа совершить деловую экскурсию на вертолете по этим местам. Сформулируйте тему урока и определите круг вопросов для первого урока, как это делали ранее. Все путевые заметки мы будем делать в таблице и на контурной карте.


Анализируют политико- административную карту России, формулируют тему и главные вопросы урока:


Европейский Север.
Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера.

Этап изучения нового материала.

Цель- создание образа территории и воспитание любви к родной природе Севера.














































Этап первичного
закрепления материала с целью определения уровня усвоения знаний по теме урока
1 блок (Показ 1 слайда- С-З Федеральный округ)
Определяем состав района с помощью приложения учебника, заполняя данные в таблицу, наносим субъекты района и их административные центры на выданную Вам контурную карту. Регламент практического задания – 5мин.

Ну, а теперь теперь давайте отправимся в краткий тур по этому району, увидим красоту северной русской природы, а наши путевые заметки и полученный образ территории представим в виде синквейна – (фр. «пятистрочье»)
(Показ 2-10 с комментариями учителя).

Спасибо за прекрасные путевые заметки! Но нам надо оценить увиденное для развития экономики. Проанализируем с вами карты, текст учебника.
2 блок
Оценим ЭГП района с точки зрения условий для проживания и развития хозяйства, проанализируем карты атласа, нанесём на карту соседние районы, пограничные государства, моря и дадим оценку ЭГП района, зафиксировав выводы в нашей таблице. (5-7мин.)


Сформулируйте главный обобщенный вывод от имени полномочного представителя С-З Федерального округа о ЭГП и его влиянии на хозяйство района. (Показ слайда №11 с выводом)

3 блок
Вы успешно справились с поставленной задачей характеристики ЭГП района, а теперь исследуем возможности для экономики, изучая природные условия и ресурсы района. Что Вы можете сказать о природе территории, глядя на карту стр.104-105 и, используя знания, полученные в 8 классе?
Дополните знания информацией о ресурсах из учебника, нанесите условными знаками минеральные ресурсы на контурную карту, продумывая как ПРП повлияет на специализацию района. Краткий вывод о ПРП запишите в тетрадь (5-7мин)
Обобщение и дополнение ответов учащихся (Показ слайда №12 –физическая карта Северо-Запада)
 
Сегодня на уроке мы определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Европейского Севера, выполнили практическую работу и составили синквейн. (Еще раз называют авторов удачных синквейнов). Чтобы определить уровень усвоения полученных на уроке знаний, проведём тренировочный тест по вопросам 2-5 стр.106 учебника рубрики «Это я знаю», после выполнения которого Вы дадите самооценку своей работы на уроке в баллах.
Время выполнения – 5 минут
(Показ слайда №13 с правильными ответами и критерием для самооценки результатов работы.)
 Самостоятельная практическая работа в тетрадях и контурных картах
 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Смотрят, сочиняют, представляют синквейны:
Снег
Белый, пушистый
Летит, бодрит, радует
Мороз и солнце, день чудесный!
Зимняя сказка!


Согласно типового плана характеристики ЭГП, выделяют и записывают в тетради главные определяющие черты района: 1Север Европейской части 2.Приморское положение 3. 4-ое место по площади среди районов России. 4 Недостаточно развита транспортная сеть 5.Пограничное положение 6.Соседство с развитыми районами Европейской части России.
Главный вывод- выгодное положение для развития морского хозяйства и большие возможности для размещения хозяйства, связанного с соседними развитыми районами, нуждающимися в богатых ресурсах Европейского Севера, но северное положение и слабо развитая инфраструктура потребуют больших капиталовложений.
Работа с учебником, картами атласа.
Большая часть территории не очень благоприятна с точки зрения комфортности для работы и проживания людей.
Нанесение на контурную карту условными знаками ресурсов района и запись в таблицу краткого вывода о возможностях использования ПРП в хозяйстве района.
Район обладает очень богатыми топливными, минеральными, водными, лесными, рыбными ресурсами, способствующими развитию добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, ТЭК, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработки.

Выполняют тест, проверяют правильность его выполнения
1.Состав района (подписаны административные центры на контурной карте) - 1б
2.ЭГП (подписаны соседние районы, моря, пограничные гос-ва и записан вывод в таблице) -1б
3.ПРП (подписаны реки, минеральные ресурсы и сделан вывод в таблице) -1б
4.Даны 4 правильных ответа в тесте-1б
5.Составлен синквейн-1б


Рефлексия

Цель- проверка уровня познавательного интереса




Домашнее задание

Урок подошёл к концу. Ребята, поднимите руки, кто из Вас доволен результатами своей деятельности, т к выполнил необходимый объём работы на уроке. Что Вам запомнилось, понравилось на уроке? В чем были затруднения? Появилось ли у Вас новогоднее настроение после урока? ((Показ слайда № 14 с Дедом Морозом и домашним заданием)
1.Внимательно прочитать параграф 24, уметь рассказать о составе, ЭГП и ПРП района.
2.Опережающее задание об особенностях населения по параграфу 25 (по желанию).
Благодарю всех за работу на уроке! До свидания!

Предполагаемые результаты: 100% выполнение всеми обучающимися 3-х блоков заданий на оценку «4» и «5».
 
 
 
 
 
 
  Записывают домашнее задание