Урок на тему Разряды количественных числительных


Максимова Ольга Игоревна, МБОУ «СОШ №13»
Предмет: русский язык.
Тема: «Разряды количественных числительных».
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Класс: 6.
Технологии: карточки с заданием, учебный материал на электронном носителе.
Конспект урока
Цели: дать понятие о разрядах количественных числительных.Задачи: познакомиться с разделами количественных числительных по значению и научиться различать их.
Планируемые результаты: знание разрядов количественных числительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже знакомы с именами числительными. Знаем, что имена числительные бывают порядковые и количественные. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разрядами количественных числительных.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вам надо было составить предложения, используя порядковые числительные. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ребята зачитывают свои варианты предложений с порядковыми числительными.)
III. Актуализация знаний.
- Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки, на которых написаны словосочетания. Давайте спишем эти словосочетания и вставим все пропущенные буквы. (Два ученика выполняют задания на доске, остальные записывают задание в тетради.)
Д_вятнадцатый дом, грус_ный мальч_к, третье окт_бря, м_льберт художн_ка, в_семнадцать часов тридц_ть ч_тыре м_нуты, в_шневое в_ренье, _дна сот_я с_кунды, шест_сот метр_в, тыс_ча дев_тьсот девяност_ вт_рого года, тр_надцатый век, семик_лометровый забег.
- Давайте проверим правильность написания слов.
ДЕвятнадцатый дом, грусТный мальчИк, третье октЯбря, мОльберт художнИка, вОсемнадцать часов тридцАть чЕтыре мИнуты, вИшневое вАренье, Одна сотАя сЕкунды, шестЬсот метрОв, тысЯча девЯтьсот девяностО втОрого года, трИнадцатый век, семикИлометровый забег.
IV. Самоопределения к деятельности.
- Давайте вспомним, какие это числительные? (Ответы учеников. Порядковые числительные –это числительные, которые обозначают порядок предмета при счете. Количественные числительные – это числительные. Которые показывают количество предметов.) Найдите среди записанных нами слов имена числительные. Первый вариант выписывает числительные порядковые, второй вариант работает с количественными числительными. (Два ученика работают на доске.) Проверим, что же у нас получилось.
порядковые числительные количественные числительные
девятнадцатый
третье
тысяча девятьсот девяносто второго
тридцатый восемнадцать
тридцать четыре
шестьсот
одна сотая
- Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на количественные числительные. Какие числа они обозначают? Давайте запишем эти числа цифрами.
восемнадцать – 18 (целое)
тридцать четыре – 34 (целое)
шестьсот – 600 (целое)
одна сотая – 0,001 или 1/100 (дробное)
- Мы видим, что восемнадцать, тридцать четыре и шестьсот – это целые числа, а одна сотая – дробь. Что такое дробь? (Число, состоящее из одной или нескольких долей единицы.) Почему же вы отнесли дробь к количественным числительным? (Дробное число покатывает на количество предметов.) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (Это пословица.)
Трое осудят, десятеро рассудят.
- А как вы думаете, в этой пословице есть числительные? (Да. Трое. Десятеро.)
- Что обозначают эти числительные? (Они объединяют несколько человек в группу, в одно целое. Показывают на количество человек в группе.) Как вы думаете, как называются такие числительные? Они называются собирательные. Знаете ли вы другие пословицы или поговорки с собирательными числительными? (Семеро одного не ждут. Один пашет, семеро руками машут. Сам не дерусь, а семерых не боюсь.)
- Молодцы! Какие задачи мы поставим перед собой сегодня? (Познакомиться с разделами количественных числительных по значению и научиться различать их.)
- Ну а теперь время физразминки. Попрошу вас встать.
Один – подтянулись.
Два – присели.
Три – встали.
Четыре – повернулись, соседу улыбнулись.
Пять – тихонечко сели.
V. Работа по теме урока.
количественные числительные
обозначающие целые числа
(восемь, одиннадцать, сорок два, две тысячи пятнадцать) дробные
(одна вторая, полтора, три пятых, одна целая три десятых) собирательные
(трое, пятеро, семеро)
Коллективное выполнение упражнения 408 на доске и в тетрадях.
Числительные, обозначающие целые числа Семнадцать рублей, тридцать человек, три товарища, два клена, сто этажей, восемь груш.
Дробные числительные Одна шестая сада, две пятых урожая, пять седьмых метра, две третьих доли, одна четвертая процента, пять десятых долга, три четвертых пути.
Собирательные числительные Трое суток, четверо малышей, двое мужчин, пятеро друзей, двое ножниц, семеро смелых.
VI. Закрепление изученного материала.
Самостоятельное выполнение учениками упражнения 409 с последующей проверкой.
1. По длине – три тысячи шестьсот восемьдесят километров (ц) – Волга занимает первое место среди рек Европы. 2. Шестьдесят пять миллионов (ц) гектаров земель распахано в бассейне Волги. 3. На морские рубежи приходится около двух третей (д) общей протяженности границ нашей страны. 4. По обеим (с) сторонам простираются роскошные луга. 5. Двое (с) геологов семеро (с) суток шли по тайге.
VII. Подведение итогов.
- На какие разряды делятся количественные имена числительные? (Числительные, обозначающие целые числа; дробные числительные; собирательные числительные.)
- Вы наверное заметили, что у вас на партах лежат звездочки трех цветов (белые, зеленые и розовые). Попрошу поднять розовые звездочки, если вы хорошо усвоили материал, зеленые – не совсем хорошо, белые – вообще не усвоили.
VIII. Домашнее задание.
- Упражнение 410, знать разряды количественных числительных.
Раздаточный материал
Д_вятнадцатый дом, грус_ный мальч_к, третье окт_бря, м_льберт художн_ка, в_семнадцать часов тридц_ть ч_тыре м_нуты, в_шневое в_ренье, _дна сот_я с_кунды, шест_сот метр_в, тыс_ча дев_тьсот девяност_ вт_рого года, тр_надцатый век, семик_лометровый забег.
36633159137651786890913765-41910913765