Конспект урока по русскому языку по теме Разряды количественных числительных ( 6 класс)


Подробный конспект урока « Разряды количественных числительных»
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята. Сегодня на улице холодно, а в классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. (Солнышко на доске)
Посмотрите на экран, где на слайде 1 появляются картинки с улыбками.
– Эти улыбки будут помогать нам сегодня на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать «улыбку»
.
Актуализация и пробное учебное действие.
-Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для их открытия.
-Имя числительное – это…
(Имя числительное—это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.)
- По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся…
(По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.)
-Количественные числительные обозначают…
(Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?)
-Порядковые числительные обозначают…
(Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Имена числительные изменяются…
(Имена числительные изменяются по падежам.- На прошлом уроке мы говорили о том, что по частоте употребления числительное занимает 8 место.
Это подтверждается большим количеством фразеологизмов.
-Дайте объяснение фразеологизму.
Фразеологизм— это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. 
- Сейчас мы с вами выполним задание под заголовком «Знаю – не знаю».
Работа с фразеологизмами по цветным карточкам
- Дайте объяснение фразеологизмам и назовите количественные и порядковые числительные
Как две капли воды
Наговорить с три короба
В четырех стенах 
Пятое колесо в телеге 
Семь пядей во лбу 
Опять двадцать пять 
Слайд №2 Проверка правильности выполнения задания.
Кто выполнил без ошибок, получает улыбку».
Молодцы. Следующий вид работы - выборочно-распределительный диктант. Слайд 3
-Выразительно прочитайте считалочку. Выпишите составные и простые числительные.
( работа по карточке)
Проверьте правильность выполнения задания на слайде №3.
- А сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать группами.
Учитель сообщает каждой группе задание.
1 группа
Прочитайте скороговорки, выпишите числительные, определите, какое значение у данных числительных.
Трое трубачей трубили в трубы.
В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
2 группа
Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры.
Укажите числительные, определите, что они обозначают.
с3ж (стриж) 40а (сорока) 100лб (столб).
3 группа
Прочитайте слова, замените их цифрами, произнесите
Половина –1/2 одна вторая, треть -1/3одна третья, четверть -1/4одна четвертая.
- Мы выполняли такие задания? ( Нет)
-Значит, нам важно научиться их выполнять? ( Да)
3.Выявление места и причины затруднений.
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Ребята, числительные в ваших группах относятся к какой группе?
( Сколько? Количественные)- Но вы уже, наверное обратили внимание, что разряды у этой группы разные
Попробуйте сформулировать тему урока.
- Прочитайте внимательно тему урока, слайд 4, запишите её в тетрадь.
-Скажите, что мы сегодня узнаем и чему научимся?
Посмотрите на слайд № 5, сравните свои предположения с тем, что написано на доске.
Знать:
разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)
Уметь:
определять разряд количественных числительных
Учащиеся сверяют свои записи с записями на слайде.
Группа, наиболее точно определившая знания и умения, получает «улыбку».
5.Формирование ожиданий учеников.
Реализация построенного проекта
Прочитайте материал п. 71
Составьте схему теоретической части параграфа с примерами
- Количественные числительные делятся на три разряда: целые, дробные и собирательные числительные.
Целые числа: три, двадцать пять.
Дробные числительные полтора, одна треть.
Собирательные числительные трое, семеро.
Проверка. Слайд 7
- Вернемся к вашим заданиям. Определите разряды числительных.
Учащиеся определяют разряды числительных.
1группа – собирательные
2 группа – целые
3 группа - дробные«Инфо – угадайка»
- Ребята, давайте вспомним названия мультфильмов, в которых есть имена числительные.
На слайде 8 появляются названия мультфильмов.
Задание: распределить числительные по разрядам. Дополните вашу схему в тетради.
– К какому разряду относится каждое из этих числительных? Объясните свой выбор, заполните таблицу.
На слайде 9 проверка правильности заполнения таблицы.
Осталась незаполненной колонка с дробными числительными.
Давайте отдохнем и вернемся к заполнению таблицы.
Просмотр отрывка из мультфильма « Двое из ларца» Слайд 10
Какие числительные употреблены в мультфильме?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Как вы думаете, почему среди всевозможных тайн нашей вселенной особое место занимают тайны чисел, их возникновение.
- Как вы считаете, имеют ли влияние на людей числа?
Слайд 11
Магическое число 1 означает высшую целостность, единство. Это мудрость.
7 - волшебное, магическое число. В ней воплотилась главная тайна мироздания: «Тайна за семью печатями».
Слайд 12
Просмотрите небольшое видео, послушайте рассказ.
Подумайте, какова его тема?
Учащиеся говорят, что речь идет о некоем законе гармонии, который является основой всего совершенного в мире. Этот закон гармонии лег в основу работ Ньютона, Пифагора, творчества Леонардо да Винчи.
-Назовите дробное числительное.(0, 618.) ноль целых шестьсот восемнадцать тысячных
-Запишите его в нашу таблицу
Из упр. 408 выпишите дробные числительные в таблицу.
Теперь проверьте (слайд № 13),правильно ли вы выписали дробные числительные.
Учитель проверяет степень понимания учащимися нового материала, используя таблицу ЦОР. Формулирует обобщенные вопросы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1dc06f4-5423-42c4-ac28-30ae590d4f64/%5BIS-TA_05-11_05%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf7..Релаксация «Четыре стихии»
Изобразите одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки. Если скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
Воздух, Вода, Огонь, Земля.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Лингвистическая лаборатория»
на слайде 14 появляется история МОУ Ореховской СОШ
Учитель читает текст.
Задания по тексту:
1) Замените числительные словами и выпишите их вместе с существительными, с которыми они связаны.
2) Определите разряды числительных.
Нашей школе более 75 лет.
С 1961 года (кол, целое) (после пожара в деревянном здании) школа находится в красивом белокаменном трехэтажном здании.
Важность и пользу школьных летописцев трудно переоценить. Они сами творят историю, бережно храня память о школьной жизни, делах нескольких поколений школьных выпускников, отслеживают их дальнейший жизненный путь. У нас в школе имеется фотоматериал-летопись школы, начиная с 1950 года, ( кол, целое) о самых интересных важных событиях школьной жизни той поры, дневники туристических походов по маршрутам боевой славы.
На счету школы 2300 выпускников (кол, целое) из них 6 ( кол, собир) награждено золотыми
и 25 ( кол, целое) серебряными медалями.
Немало юношей-выпускников связывают свою жизнь с благородной и мужественной профессией офицера
У кого возникли трудности?
- С чем они связаны?
- Кто сделал без ошибок?
Молодцы! Раздает «улыбки».
9. Включение в систему знаний и повторение.
- А теперь давайте поиграем в игру «Почемучка»
Каждый учащийся, исходя из своих индивидуальных особенностей, задает вопросы учащимся класса по содержанию урока.
10. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Ребята, вспомните тему и задачи урока, соотнесте с планом работы, оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Перед вами «Аквариум» Слайд 14
У каждого из вас на столах лежат рыбки: золотая рыбка означает – я научился; карась– могу научить других; акула – я не понял
Проведение:
– Выберите рыбку в зависимости от полученного результата на уроке и отпустите в аквариум.
По рыбкам в аквариуме учитель судит об уровне усвоения знаний каждым учащимися.
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание разноуровневое.
1. Базовый уровень.
Вставьте пропущенные буквы в тексте упр. 409, объясните орфограммы.
2. Уровень повышенной сложности.
Распределите числительные из упр. 408 по разрядам.
3. Высокий уровень.
Напишите метеорологический прогноз, используя разряды количественных числительных.