Урок математики в 1-м классе по теме Сложение и вычитание числа 3. Решение задач


Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание числа 3. Решение задач"
Цели:
Закрепить знание таблицы для случаев вида ? ± «3». Закрепить знание соответствующих  случаев  состава чисел.
Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Учить конструировать домик из бумаги.
Развивать логическое мышление, память, наблюдательность.
Воспитывать  аккуратность в работе,  усидчивость.
Оборудование: учебник, карточки с цифрами, лист для тренировки письма цифр, цифра «3» для ощупывания, задания для самостоятельной работы, «части домика» для конструирования, картон, клей,  салфетка, наглядный счётный материал на магните, ИКТ – компьютер. (Приложение 1)
Этапы урока Содержание урока Примечание
Оргмомент (1 мин.) Приветствие
– Проверим готовность к уроку.(Учебник, лист для письма цифры, карточки с цифрами, детали для конструирования и аппликации (в конверте), цифра 3 для ощупывания, картон, клей, тряпочка для промакивания  клея и вытирания рук.Дети проверяют.
Вводная беседа (1-2 мин.) Сообщение темы и целей урока.
– Начинаем урок математики.– Сегодня мы будем  не только математиками, но  и строителями. – Будем строить вот такой дом. – Чтобы построить каждую часть   дома, нам надо выполнить ряд математических заданий.
Задача урока: Мы будем закреплять навык   прибавления   и вычитания числа 3, и решать задачи.
– Кто  назовёт части дома? (Фундамент, стены, крыша, крыльцо).– Какие  слова вам непонятны? (Фундамент – это опора, основание дома.)  
 
 
 
Показ образца.
Учитель показывает части домика.
Устный счёт (7-9 мин.) Начнём работу.Выходим к доске и становимся в круг. Мы одна бригада. Как строители передают кирпичи друг другу, так и мы будем передавать мяч и считать от 1 до 10 и обратно.– Начали считать. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).– (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1).– Хорошо.– Сели на свои места.– Выберем из ряда чисел  цифру 3.
(Показать её на плакате)
– Расскажите про эту цифру стихотворение.
На столах у вас есть карточка с цифрой 3. возьмите её.
– Ощупаем эту цифру, проведём по ней пальчиком.  Вспомним, как она пишется.– Возьмите  лист. Писать надо на строчке, где галочка, через клеточку.(Я собираю карточки с цифрой 3).(Листы соберёт дежурный.)
– Теперь посмотрите на доску. Повторим состав чисел, где одно из слагаемых цифра 3.

Возьмите карточки с цифрами, будите показывать ответ.
Игра «Молчанка»
А ещё можно себя проверять по компьютеру.
САМОПРОВЕРКА ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР.– Закончили. Хорошо. Снова смотрим на доску. Повторим состав числа 3. Из каких чисел получим число 3 . Ваши варианты: 1 да 2; 2 да 1 ; 1, 1, 1.
На доске :
– Выбирая место для строительства, перейдём на математическую поляну и посчитаем на математических ромашках. – Как прибавляли?  (+1,+2. или +2, +1, или   по 1,1,1.)
– С первым этапом вы справились. – Молодцы !– Построен фундамент дома.– И вы возьмите деталь – фундамент дома и наклейте на лист картона.– Обратите внимание ! Узкой частью вверх.(Чтобы не испачкать парту, используйте тонкий лист бумаги. Подложите его. И тряпочку для рук.) 
Дети встают в круг.
 
 
 
 
«А за   двойкой, посмотри, выступает цифра 3. Тройка третий из значков, состоит из двух крючков.» 
 
 
 
 
 
 
Дети показывают карточки.
На компьютере появляется правильный ответ для проверки.
 
 
 
 
 
+ 3; – 3.Дети поворачиваются к магнитной доске.
 
Показ на компьютере.
Детали  лежат в конверте.
Физминутка(2 мин.) Раз, два, три, четыре, пять!Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже –Руки за спину положимГолову поднимем выше, И легко-легко подышим.  
  – Теперь будем строить стены.
– Для этого надо самостоятельно решить примеры. – Соединить стрелочкой выражение с ответом (Приложение 2).
(Работа по карточкам).
6 + 3 = 4                      10 – 3 = 108 – 3 = 9                       7 + 3 = 55 + 3 = 5                       2 + 3 = 37 – 3 = 8                        6 – 3 = 7
(Вторая карточка даётся тем, кто сделал быстро первую.)
– Справились с заданием.– Сдали карточки.– Возьмите деталь  стены и приклейте над фундаментом.
ВНИМАНИЕ !  Узор на наличнике смотрит вверх.  
 
Детям раздаются карточки.Перед глазами линейка.
Слабым ученикам 1 карточку.Сильным –2.
 
Проверка на экране компьютера только 1 столбик примеров.
Показ на компьютере  как появились стены дома.
Физминутка(1-2 мин.) А теперь, ребята, встали.Быстро руки вверх подняли.В стороны, вперёд, назад.Повернулись вправо, влево,Тихо сели, и за дело.  
 
 
Решение задач (7-9 мин.) – Теперь надо соорудить крышу.– Для этого будем решать задачи.– Откроем учебник  на  Стр.102 № 1. Прочитайте задачу.– О чём задача?– Прочитайте только условие.– Теперь вопрос.– Что известно?– Что нужно узнать?– Посмотрите на доску. Какой схеме соответствует эта задача?– Решите задачу.– Составьте решение с помощью карточек.10 – 3 = 7Назовите  ответ.  (7 учеников.)
Прочитайте задачу №2 (если позволит время)Аналогично  идёт работа со второй задачей.– Какую схему выбрали? Почему?– Вставьте недостающие цифры.– Повторите задачу.– Решите её. (5 + 2 = 7)– Назовите ответ (7 горшков с цветами.)
– Справились и с этим заданием.– Смотрим на экран. – Возьмите следующую деталь. Это крыша. Наклейте её.  
Записать на доске № и стр.
 
 
Один ученик пишет на доске под краткой записью.
Остальные на парте составляют из карточек.
 
 
 
 
 
 
Появляется крыша дома.
Задание на смекалку (3 мин.) – Осталась последняя часть – крыльцо.– Следующее задание.– Кто будет жить около домика?– Отгадайте загадку.Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками.
– К нам в гости пришёл ёжик.Но пришёл он со своими математическими загадками. Послушайте.
– Загадки  от ёжика   : – Сколько ушей у ежа? (2)– А у двух? (4)– Сколько носов у ежа? (1)– А у трёх? (3)– Сколько лап у ежа? (4)– А у двух ? (8)– Отлично!
– Возьмите последнюю часть– крыльцо, наклейте.
– Дом построили.–  Покажите свои домики.(Если останется время, то можно украсить аппликацию рисунком.)
– Подошёл конец урока.  
 
Про ежа.Используюкуклу бибабо.
 
 
 
Фронтально.
 
 
 
 
 
Появляется на компьютере.
Итог урока (1 мин.) – Чему учились на уроке?– Что было интересно?– Урок окончен. Ответы детей.