Авторская программа — проект ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: развитие речетворческих способностей детей разного школьного возраста средствами русского языка и литературы


Синицын В.А.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА - ПРОЕКТ
РАЗВИТИЯ РЕЧЕТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ РАЗНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
2014-2018 гг.
2001520229235Как почувствовать вкус слова?
00Как почувствовать вкус слова?

Структура многофункциональной роли автора программы - проекта681609050165Внешние связи
Договоры о поступлении выпускников гимназии в вузы
Организация уроков-концертов «Петербург-концертом»
00Внешние связи
Договоры о поступлении выпускников гимназии в вузы
Организация уроков-концертов «Петербург-концертом»

1376680240665«ПРОЕКТИРОВЩИК»»
00«ПРОЕКТИРОВЩИК»»

3467100144780«УПРАВЛЕНЕЦ»
00«УПРАВЛЕНЕЦ»

31203902692400025774654635500148209026924000-22860046355«ОРГАНИЗАТОР»
00«ОРГАНИЗАТОР»

1695450309880
АВТОР ПРОЕКТА
00
АВТОР ПРОЕКТА
395287543180«КОНСУЛЬТАНТ»
00«КОНСУЛЬТАНТ»

-56769093980«РУКОВОДИТЕЛЬ»
00«РУКОВОДИТЕЛЬ»
34061409398000
114300015811500412432563500«ЛАБОРАНТ»
00«ЛАБОРАНТ»

-581660234315«МЕНЕДЖЕР»
00«МЕНЕДЖЕР»
1143000234315003606165558800068160906350Новые технологии
Технология активных форм и методов обучения
Творческие уроки
00Новые технологии
Технология активных форм и методов обучения
Творческие уроки

8724902336800036061653873500
-15875277495«НАСТАВНИК»
00«НАСТАВНИК»
389572591440«СЛУШАТЕЛЬ» -
«ОБУЧАЮЩИЙСЯ»
00«СЛУШАТЕЛЬ» -
«ОБУЧАЮЩИЙСЯ»

329184011620500
2005965825500
124523571755«ВЕДУЩИЙ ИГРОТЕХНИК»
00«ВЕДУЩИЙ ИГРОТЕХНИК»
329184051435«ТВОРЧЕСКИЙ ПАРТНЁР»
00«ТВОРЧЕСКИЙ ПАРТНЁР»

6911340284480Методическая работа
Аттестация учителей
Повышение квалификации учителей (внутренние и внешние курсы, семинары, консультации)
Участие в работе экспертного совета
Открытые уроки
Участие в работе научно-методического совета
00Методическая работа
Аттестация учителей
Повышение квалификации учителей (внутренние и внешние курсы, семинары, консультации)
Участие в работе экспертного совета
Открытые уроки
Участие в работе научно-методического совета

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
1482090141605ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ
00ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ

26346159842500355600098425ЯРМАРКА ИДЕЙ00ЯРМАРКА ИДЕЙ

3266440121285007239085725ПРАКТИКУМ
00ПРАКТИКУМ

156781517780000
454342524130СЕМИНАР
00СЕМИНАР
1777365133985ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
00ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

39719252921000
124523517018000-492125146685МАСТЕР-КЛАСС
00МАСТЕР-КЛАСС
41243253683000
429831522860ЭКСПЕРИМЕНТ
00ЭКСПЕРИМЕНТ

156781512763500397192519304000
297751512192000
7239085090ИССЛЕДОВАНИЕ
00ИССЛЕДОВАНИЕ
3990975150495ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
00ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

2085340140335ДИАГНОСТИКА
00ДИАГНОСТИКА

Авторские пособия для начальной школы нового типа, обеспечивающих реализацию ФГОС нового поколения

В свое время учитель-методист и редактор ведущего издательства РФ «Просвещение» был одним из участников группы разработчиков нового образовательного стандарта для начального общего образования. В течение последних лет Синицыным В.А. разработаны уникальные УМК (учебно-методические комплекты: рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя) нового поколения: УМК «Мастерская речевого творчества» (1-4 классы), УМК «Мастерская выразительного чтения» (1-4 классы), УМК «Конструктор развития речи. Проектная технология с использованием пошаговых лингвистических действий ученика» (1-5 классы», УМК «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Технология смыслового чтения и работы с текстом» (5-6 классы).
Авторские УМК нового поколения серии «Наша новая школа», реализующие новые ФГОС в начальной и основной школе, направлены на: 1) достижение планируемых личностных и предметных результатов обучающихся; 2) требования программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников; 3) требования программы формирования универсальных учебных действий (УУД) для начального общего и основного общего образования; 4) требования системно-деятельностного подхода к учебно-воспитательному процессу; 5) проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся 1-4 и 5 классов.
УМК «Мастерская речевого творчества»: Играем, мечтаем, рассказываем. Рабочие тетради для 1, 2, 3 и 4 классов и методическое пособие. Тетради по русскому языку включают систему развивающих игр, заданий и упражнений, которые прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют навыки словотворческой исследовательско-проектной деятельности учащихся через освоение основных понятий духовно-нравственной культуры. Содержание тетрадей – программа творческих форм промежуточного и итогового контроля во всех действующих УМК для начальной школы.

УМК «Мастерская выразительного чтения». Рабочие тетради для 1, 2, 3 и 4 классов и методическое пособие. Материалы тетрадей включают систему разноуровневых развивающих упражнений, творческих заданий, игр для обучения выразительному чтению и постановке голоса. Учебное пособие нового типа предназначено для индивидуальной и коллективной работы в школе и для домашних занятий родителей с детьми.

Программа развития речи, речевого творчества учащихся 1-4 классов (6-11 лет): спецкурс «Мастерская речевого творчества»
Тематическое планирование курса
«Мастерская речевого творчества. 1 класс»
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 1 класса. 1
2. Звуки и буквы. Алфавит. 3
3. Слово и его значение 5
4. Имя собственное. 3
5. Слова - названия предметов, признаков, действий. 4
6. От слова к предложению. 4
7. Язык. Речь. Культура речи. 4
8. Итоговый речеворческий проект «Мечтай. Сочиняй. Рассказывай». 8
ИТОГО: 32 ч.
Тематическое планирование курса
«Мастерская речевого творчества. 2 класс»
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 2 класса. 1
2. Настроение - всему начало. 3
3. Гордись своим именем! 2
4. Буква к букве – слово получается 2
5. Вырасти плоды родственных слов! 3
6. Люби и береги свой родной язык! 4
7. Книга – друг и помощник! 5
8. Делать добро спеши! 4
10. Подведем итоги 2
11. Итоговый речетворческий проект «Мечтай. Сочиняй. Рассказывай». 6
ИТОГО: 32 ч.
Тематическое планирование курса
«Мастерская речевого творчества. 3 класс»
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 3 класса. 1
2. Язык – самое удивительное, что есть на свете! 4
3. Что такое речь и культура речи? 5
4. Слово что диво дивное и чудо чудное! 3
5. Значение слову жизнь дает 3
6. О словах близких, но не родственных 3
7. О словах, которые живут вместе, но ссорятся 2
8. Поучительные тексты для размышления. 4
9. Подведем итоги. 2
10. Итоговый речетворческий проект «Мечтай. Сочиняй. Рассказывай». 6
ИТОГО: 33 ч.
Тематическое планирование курса
«Мастерская речевого творчества. 4 класс»
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 4 класса. 1
2. Учимся общению. 4
3. Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах 2
4. Собираем из букв слова, предложения, текст 3
5. Тексты бывают разные 6
6. Как почувствовать вкус слова? 5
7. Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова» 3
8. Речетворческий проект «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю». 6
ИТОГО: 30 ч.
Содержание развития речи и речевого творчества учащихся 5-9 классов
1.Программа спецкурса «Чтобы язык не заплетался» (5-7 кл.)

Слово что диво дивное и чудо чудное (26-32 ч.)
1. Слово как единица лексикологии,
или «неспроста слово молвится»……………………………………….
2. В значении слово душу обретает……………………………………
3. «Слово-то, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать»…………………
4. «И то, да не то; и так, да не так»…………………………………….
5. Что нашу речь делает образной………………………………………
6. О словах разнообразных, одинаковых, но разных…………………
7. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», или
о словах с противоположным значением………………………………
8. «То же, да не совсем то же», или о словах – синонимах и их роли в нашей речи………………………………………………………..
9. В Стране невыученных уроков, или
когда язык заплетается…………………………………………………
10. Слово о словах из «копилки» изречений
о слове и культуре речи………………………………………………….
11. Подведем итоги. Тестовые задания для проверки знаний учащихся………………
2. Программа спецкурса «Мечтай. Сочиняй. Рассказывай» (Рабочая тетрадь для учащихся 5-9 классов)
Содержание программы обучения русскому языку и культуре речи, речевому творчеству учащихся 10-11 классов
Элективный курс «Русский язык и культура речи»: Рабочая тетрадь – практикум для ученика 10-11 классов.
Тематические блоки авторского спецкурса
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ ВКУС СЛОВА
КОГДА ЯЗЫК ЗАПЛЕТАЕТСЯ
ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ТЕСТЫ
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА
Тематическое планирование (26-32 ч.)
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Не наставления ради, или слово автора для учеников и преподавателей
2. Всяк кулик свое болото хвалит, или какие возможности пособие нового типа предоставляет ученику и учителю
3. На все есть свой порядок, или о содержании и планировании курса «Русский язык и культура речи»
4. Всему свое начало, или как составить конспект
II. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Язык и речь. Культура речи
2. Грамматическая правильность русской речи
3. Лексикология. Лексика. Лексическая норма
4. Речевые ошибки, или когда язык заплетается
5. Текст как средство повторения орфографии и пунктуации
6. Текст и его строение
7. Стили речи и их особенности
8. Речевой этикет
9. Контрольные вопросы и задания. Образцы выполнения
10. Термины, относящиеся к языку и стилю художественного произведения
III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
IV. ТЕСТЫ. КЛЮЧИ
V. ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА
Программа развития речи, речевого творчества учащихся 1-6 классов (6-12 лет): спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения»
Тематическое планирование спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 1 класс»
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 1 класса. В гостях у сказки, или Добро пожаловать в мир выразительного чтения. 1
2. Голос человека – великое богатство!
Какие бывают голоса?
Выразительное чтение по ролям стиихотворения В. Сутеева «Цыпленок и Утенок». 3
3. Каким может быть человеческий голос?
Работа со словариком голосов.
Творческая работа «Мои советы: Как заботиться о своём голосе». 3
4. Развивай свой голос! Игротека. Практическая работа: №25-№29
1
5. Развивай свой голос! Практическая работа: №30-35 1
6. Предложение и интонация: Работа с опорной таблицей (стр. 27).
Конкурс чтецов «Для самых громких и звонких» (№36). 1
7. Развивай свой голос! Практическая работа: №37-№40
Школьный театр. Драматизация сценки «Как Кирилл заговорил» (№41). 2
8.
9. Развивай свой голос! Смехопауза. Практическая работа: №42-№43
Читай с разным чувством и настроением! Учись читать предложения с чувством и настроением! Практическая работа: №45-№52. 1
2
10. Учись с чувством и настроением читать стихи! Практическая работа: №53-№72. 4
11. Конкурс чтецов (№73).
1
12. Учись с чувством и настроением читать рассказы!
Практическая работа: №74-№87. 3
13. Игротека (№88). 1
14. Напеваем песенки, песенки-чудесенки! Практическая работа: №89-№96 2
15. Подведём итоги. 2
16. Итоговый творческий проект «Инсценирование сказки». Подготовка, представление. 2
ИТОГО: ч.
Тематическое планирование спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 2 класс
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 2 класса (стр.2-6). 1
2. Прислушивайся к окружающим звукам и словам! Учись слушать и слышать! Практическая работа: №1-№4. Советы профессора Любомудрова. 1
3. Учись настраивать свой голос! Развивай силу голоса! Практическая работа: стр.12-стр.13. Тренировка (№5-№9). 1
4. Игротека. (№10). Учись повышать и понижать голос! Практическая работа: №11-№12.
Учись правильно произносить скороговорки! Практическая работа: №13-№14..1
5. Учись правильно произносить скороговорки! Практическая работа: №15. Конкурс скороговорителей (№16-№17). Для любознательных. 1
6. Соблюдай культуру устной речи! Говори правильно (№18).
Учись читать внимательно! Практическая работа: №19-№22 2
7. Знакомство с правилами для Слушающего и для Говорящего (№23).
Учись читать выразительно! (стр.28).Практическая работа: №24. 1
8.
9. Анкета-опрос учащихся 2 класса.
Учись читать громко и тихо. Практическая работа: №25-№26.
Учись правильно ставить знаки в конце предложения (стр. 32-33). Игротека (№28). Тренировка (№29-36). 1
2
10. Смехопауза (№37-№38).
Учись знаки изображать жестами (стр.38-39). 1
11. Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь! Тренировка: №40-№45 2
12. Моделирование учебного занятия – экспромта нравственно-
эстетического воздействия «Так ли безобидна КНОПКА?» 2
13. Речевые задачи. Дневник маленького читателя (стр.46-48). 1
14. Учись читать с разной интонацией! Тренировка: №46-№59. Игротека. 3
15. Учись определять разную интонацию. Работа со словариком настроений и интонаций. Смехопауза (стр.10-13). Тренировка (стр.63-70). 1
16. Домашний театр (№71). Вопросы профессора Любомудрова (№72). Памятка для выразительного чтения (стр.20). 1
17. Конкурс чтецов (№73). Учись выразительно обращаться! Тренировка: №74-№76. Игротека (№77). 2
18. Учись читать выразительно о природе! Тренировка: №78-№89 1
19. Домашний театр (№90). Конкурс чтецов (№92). 1
20. Учись читать выразительно по ролям! Тренировка: №93-№98 2
21. Учись читать выразительно рассказы! Тренировка: №99-№109. 3
22. Учись выразительно читать и напевать песенки! Тренировка: №110-№113 1
23. Подведем итоги. 3
ИТОГО: 34 ч.
Тематическое планирование спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 3 класс
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 3 класса (стр.2). Как хорошо уметь читать! Тренировка: №1-№4. 1
2. Как хорошо уметь читать! Тренировка: №5-№8. 1
3. Школьный театр. Инсценируй стихотворение с друзьями (№9-№10). 1
4. Как хорошо уметь читать! Тренировка: №11-№16 2
5. Читать хорошо – это трудно и легко! Тренировка: №17-№33 3
6. Учись технике выразительного чтения! Тренировка: №34-№53 4
7. Прочитай на каникулах вместе с родителями (№54). 1
8.
9. Школьный театр. Инсценируй стихотворение с друзьями (№55).
Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения! Тренировка: №56-№67. 1
3
10. Учись исполнять голосом знаки препинания! Тренировка? №68-№82. 3
11. Конкурс чтецов (№84-№85). 1
12. Школьный театр. Инсценируй сказку с друзьями (№84)! Тренировка: №85-87. 1
13. Слушай и рассуждай, выразительно читай! Тренировка: №88-№92. 2
14. Школьный театр. Инсценируй сказку с друзьями (№93)! 1
15. Слушай и рассуждай, выразительно читай! Тренировка: №94-№98. 1
16. Конкурс чтецов (№99). 1
17. Слушай и рассуждай, выразительно читай! Тренировка: №100-№106. 2
18. Подведем итоги. 3
ИТОГО: 32 ч.
Тематическое планирование спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 4 класс
№/№ Содержание Количество часов
1. Я (учитель) и ты (ученик). Разрешите познакомиться.
Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 4 класса (стр.2). Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник! Тренировка: №1-№7. 1
2. Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник! Тренировка: №8-№15. 3
3. Знакомство с букинистической книгой (№16). Советы читающих четвероклассников нечитающим ровесникам (№17). Рассказ «Алмазный язык русских слов» (№18). Работа с текстом. 1
4. Школьный театр. Инсценируй стихотворение (№20). Инсценируй стихотворение-песенку (№21). Инсценируй сказку (№22). 2
5. Смехопауза. Работа с шуточными стихотворениями (№23-№25). 1
6. Учись технике выразительного чтения! Тренировка: №26-№30 2
7. Что такое звукопись (стр. 28)? Тренировка: №31.
Школьный театр. Инсценируй стихотворение с друзьями (№32). 2
8.
Что такое звукопись? Школьный театр. Инсценируй стихотворение с друзьями (№33). Закрепление сведений о звукописи (№34-№37). 1
9. Конкурс чтецов (№38). Работа с текстами (№39-№40). 1
10. Ударение – всему голова! Отличие логического ударения от словесного: работа с опорной таблицей (№41). Закрепление теории (№42). Тренировка: №№43-47 1
11. Школьный театр. Инсценируй сказку с друзьями (№48)! Что такое интонация (№49-№50)? Промежуточное подведение итогов. 1
12. Учись анализировать тексты и выразительно их читать! Что такое анализ(№50)? Работа с опорными таблицами (стр. 4-7).
Тренировка: №52. 1
13. Учись анализировать тексты и выразительно их читать! Тренировка: №53-№57. 1
14. Конкурс чтецов (№58). Анализ рассказа (№59). 1
15. Папа, мама, я – выразительно читает вся семья! Работа с поучительными текстами Марка Розовского: №60-№66. 4
16. Прочитай выразительно… Додумай… Поразмышляй… Работа с текстами: №67-№69. 1
17. Прочитай выразительно о философии для детей в сказках и рассказах (№70-№84). 4
18. Подведём итоги (№85-№86). Оцени свою читательскую деятельность (стр.62-63). 2
ИТОГО: 30 ч.
Содержание спецкурса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения». Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них (5-6 классы) (Рабочая тетрадь для развития УУД учащихся)

Впервые предлагается комплексная программа, модель организации постановки голоса и выразительного чтения учащихся 5 (6) класса, система наблюдений школьников над языком, развитием устной и письменной речи, систематизации знаний.
Материалы тетради включают систему развивающих упражнений, творческих заданий, игр для развития природных голосовых данных, обучения последовательной и комплексной работе со словом, предложением, текстом.
Инновационное интегрированное учебное пособие нового поколения обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников, формирует важнейшую ключевую компетенцию «умение учиться» и предназначено для индивидуальной и коллективной работы в школе и для домашних занятий родителей с детьми.
Пособие - учебный тренажёр ориентирован на реализацию Стандарта второго поколения в основной школе (урочная и внеурочная работа): 1) достижение планируемых личностных и предметных результатов обучающихся; 2) требования программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников; 3) требования программы формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования; 4) требования системно-деятельностного подхода к учебно-воспитательному процессу; 5) проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся 5 (6) класса.
Работая с учебной книгой, ребёнок будет учиться проектированию собственной учебной деятельности, основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, формировать аналитическое мышление при активной работе с текстом, вырабатывать умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит уникальную возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления; создавать собственные устные монологические и диалогические высказывания оценочного характера; обсуждать содержание текста в процессе совместной групповой учебной деятельности; анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников, создавать собственные письменные монологические высказывания; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, таблицы; участвовать в конкурсах чтецов.
Содержание (25-30 ч.)
I. Давай познакомимся!
II. Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос!
III. Учись читать, чтоб больше знать!
Как хорошо уметь читать!
Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!
Читать хорошо – это трудно и легко!
IV. Учись технике выразительного чтения!
Что такое техника выразительного чтения?
Обращай внимание на знаки препинания!
Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!
Учись технике выразительного чтения!
V. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать!
VI. Учись выразительно читать и анализировать притчи!
VII. Поэтическая смехопауза, или Учись читать выразительно тексты в стихах о крылатых выражениях и словах!
VIII. Папа, мама и я – выразительно читает вся семья!
IX. Инсценируем авторские сказки!
X. Подведём итоги!