Материал на тему Создание условий для развития творческого потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении

«Создание условий для развития творческого потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении»
А.А. Вязанкина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

«Школа – это, образно говоря, тонкий и чуткий музыкальный
инструмент, который творит мелодию человеческой гармонии,
влияющую на душу каждого воспитанника, - но творит лишь
при условии, что этот инструмент хорошо настроен;
настраивается же он личностью педагога, воспитателя».
В.А. Сухомлинский
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности.
«Одаренные дети» – это особый мир детства, и задача педагога понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не только выявление уровня, но и качества одаренности.
Работа с одарёнными детьми – это приоритетное направление моей деятельности, которая включает в себя несколько этапов:
Своевременная диагностика способностей обучающихся (создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание для определения талантливых детей). На данном этапе необходимо «разглядеть» в обычном ребёнке то зерно, которое можно будет вырастить в «культурное растение», способное проявлять себя не только на уроках, но и во всевозможных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д. Хочется отметить тот факт, что за годы работы я пришла к выводу, что детей необходимо развивать творчески поэтапно, начиная с начальных классов, поэтому работаю в тесном содружестве с учителями начальных классов.
Внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий на уроках русского языка и литературы, а также применение методов и форм работы, способных активизировать учебно-познавательный процесс. Ни для кого не секрет, что в современном мире информационно-коммуникативные технологии способны творить чудеса, а именно: заинтересовывать обучающихся, развивать их творческое мышление, подталкивать к исследовательской деятельности. Свои уроки я не мыслю без применения ИКТ, так как данные технологии помогают мне и моим ученикам с интересом осваивать русский язык и литературу:
- видеофрагменты и экранизации фильмов (собрана большая коллекция фильмов по произведениям художественной литературы, изучаемой в школе);
- презентации к урокам и тренажёры;
- обучающие программы по русскому языку в том числе «Фраза», предназначенная для учащихся 2-9 классов;
- электронные диски «Кирилл и Мефодий» с 5 по 11 класс по литературе;
- электронные дидактические материалы по русскому языку и литературе.
Составление плана работы для творчески одарённых детей, способных добиваться больших результатов и создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
В план работы включаю обязательное участие в следующих мероприятиях:
Участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Участие в олимпиаде по русскому языку и литературе (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Участие в предметной олимпиаде по русскому языку и литературе «Олимпус» (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Участие в творческих конкурсах «Снейл» (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Участие в интеллектуальном конкурсе «Юные знатоки» (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Участие в конкурсе «Мир мечты» (сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Научно-исследовательская деятельность и участие в НПК как школьного уровня, так и муниципального, областного.
Вся эта работа планомерно готовит обучающихся не только к участию в предметных олимпиадах, но и развивает их творческий потенциал.
Хочу отметить тот факт, что в банке данных по талантливым и одарённым детям в общеобразовательном учреждении состоят трое обучающихся (из 6), которые проявили себя в области русского языка и литературы, а, следовательно, это плоды моей работы.
Учитель – это координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.



Литература.

Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991.
Одаренные дети в обычной школе. ж. «Народное образование», №9, 1999г.
Принципы педагогической поддержки одаренных детей.
ж. «Педагогика», №6-2003г.
4. Программа «Одаренные дети», ж. «Завуч», №4-2001г.
15