Инновационная деятельность МОУСОШ№2 г. Алексеевки Белгородской области в рамках реализации программы «Система поддержки талантливых детей»


Овчаренко С.Н.,
директор МОУ СОШ № 2
г. Алексеевки Белгородской области
Инновационная деятельность МОУСОШ№2 г. Алексеевки Белгородской области в рамках реализации программы «Система поддержки талантливых детей»

В современном динамично обновляющемся мире главное условие успешного социально-экономического развития страны и роста благосостояния граждан – высокий человеческий капитал. От каждого требуется инициативность, мобильность, творчество. Поэтому обновление школы находится в центре общественного и государственного внимания.
Президент РФ (можно его не называть - Дмитрий Медведев) 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
Работа с одаренными детьми проводится в нашей школе в рамках программы «Одарённые дети».
Основными целями нашей работы с одаренными детьми являются:
— выявление одаренных детей;
— создание условий, способствующих их оптимальному развитию
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
1.Выявление   одаренных и талантливых детей:
особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; разнообразие форм работы.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система психолого-педагогического мониторинга  одаренности детей.
2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы изучение  предметов школьной программы на углубленном или профильном уровне, гибкая система элективных курсов;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
Этапы работы с одарёнными детьми:
1. Выявление одаренных детей.
2. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.
3. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Максимальные возможности для продуктивной работы в этом направлении дает проектная деятельность. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс, способствует воспитанию жажды знаний, стремления к открытиям, самопознанию. В нашей школе созданы условия для успешной проектной и исследовательской деятельности учащихся, начиная с первой ступени обучения. Учащиеся учатся выполнять проекты и защищать их на ежегодных школьных научно-практических конференциях. Лучшие работы обучающихся участвуют в муниципальных конкурсах.Вот уже несколько лет обучающиеся нашей школы принимают участие в конкурсах «Я – исследователь», «Первые шаги в науке». Эти конкурсы направлены на развитие обучающихся младших и средних классов, делающих первые шаги в научно-исследовательской и творческой деятельности.
Сколько всего интересного окружает нас! Но мы, взрослые, порой даже не задумываемся над обыденными вещами. А дети со своей пытливостью находят такие неразгаданные и не до конца исследованные проблемы, что заставляют нас, взрослых, посмотреть на эти вещи другими глазами, будто впервые мы это увидели! «Почему мама красит забор?», «Влияет ли имя на его характер?», «Любят ли дети играть?», «Ветер – бесценный помощник и безжалостная стихия», - вопросы, на которые ищут ответы юные исследователи. «Проблема йододефицита у школьников», «Парниковый эффект», «Влияние «школьного шума» на самочувствие и успеваемость школьников», «Изучение семенного размножения некоторых сортов томата», «Необычные источники энергии» - темы исследований обучающихся, делающих первые шаги в науке.
Несомненно, большими помощниками в исследовательской работе младших школьников являются учителя и родители. Для учителя главное – вовлечь детей и родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах, помочь ребёнку подготовиться к защите работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка, родителей, учителя. И результаты не заставляют себя ждать!
На муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Я – исследователь» в 2016 году было представлено 9 исследовательских работ младших школьников МОУ СОШ №2.
3 участника стали абсолютными победителями, 3 работы получили призовые места и 3 участника стали лауреатами.
В муниципальном этапе детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» принимали участие 14 обучающихся МОУ СОШ №2, 10 из которых стали победителями и призёрами конкурса.
Одной из форм работы с одаренными и талантливыми детьми является организация участия ученического коллектива школы во всероссийской олимпиаде школьников.
Школьный этап олимпиады ежегодно проводится по 20 предметам. Хочется отметить, что данный этап всероссийской олимпиады школьников в нашем учреждении носит достаточно массовый характер, так в 2016 году в нем принимали участие ученики 5-11 классов в общем количестве 328 человек, что составило 82% от всех обучающихся 5-11 классов школы. В муниципальный этап вышли 130 учеников.
Результаты участия обучающихся МОУСОШ№2 в олимпиадном движении

Развитие талантливого ребенка возможно лишь в условиях специально организованной образовательной среды, создаваемой на определенных принципах и соответствующей определенным требованиям. Для обучения по программам среднего общего образования принимаются обучающиеся с повышенной мотивацией к интеллектуальному труду и ярко выраженными способностями к определенным наукам. Профиль обучения одаренных детей избирается в соответствии с условиями образовательного пространства нашей школы и потребностями обучающихся. На этапе отбора в профильные классы ведется целенаправленная работа с учениками 9-х классов. На базе школы в рамках предпрофильного обучения организуются элективные курсы по выбору учащихся.
Обучение старших школьников в 10-11 классах осуществляется по программам профильного изучения математики, физики, химии, биологии, русского языка и обществознания. При формировании профильных групп обучения мы руководствуемся Положением о случаях и порядке индивидуального отбора при приеме в муниципальные образовательные организации Белгородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения департамента образования Белгородской области.
На государственной итоговой аттестации 91% обучающихся 10-11 классов выбирают для сдачи профильные предметы. Эти результаты традиционно становятся выше областных показателей.
Без всякого преувеличения можно сказать, что многие выпускники школы сделали свои первые уверенные шаги в свою будущую профессию, благодаря обучению в профильных группах.

Для того чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку права приобретать собственный познавательный опыт и права быть субъектом собственной деятельности. Творчество – наиболее широкая сфера, где раскрывается индивидуальность каждого ученика.
Система дополнительного образования нашей школы это пространство для увлеченных, неординарных, креативных. Она позволяет развить интересы ребенка в различных областях
В нашей школе сложилась своя практика работы с одарёнными детьми во внеурочной и внеклассной деятельности через сотрудничество педагогов, учеников и родителей, через создание условий самовыражения и самоактуализацию юных дарований по различным направлениям: включение в конкурсную деятельность различной направленности, ученическое самоуправление в классе и в школе, система проведения внеурочной деятельности в 1-5 в рамках ФГОС, система ДОД в 6-11 классах. На сегодняшний день наша школа занимает лидирующее место, как и последние 15 лет, в соревнованиях по различным видам спорта. В городской спартакиаде школьников мы являемся победителями благодаря слаженной работе учителей физической культуры Шаповалова И.А., Богатченко Н.А., Чертоляс Ю.А., Богданова С.С., преподавателя-организатора ОБЖ Дручинина В.С.
На протяжении пяти лет наши воспитанники становятся призёрами областных соревнований по шахматам, гимнастике, лапте, зимнему многоборью.
В связи с внедрением ГТО в школе реализуется программа «Поиск» и на областном смотре-конкурсе 2016 года «Олимпиада начинается в школе» в номинации «Внедрение Комплекса ГТО» школа стала призёром. В 2014-2015 учебном году все обучающиеся основной группы здоровья (548 человек) приняли активное участие в сдаче комплекса ГТО со следующими результатами: 53 обучающихся выполнили физкультурно-спортивный комплекс ГТО на золотой знак, 128 обучающихся - на серебряный знак, 123 обучающихся - на бронзовый знак. За прошедший год приведу только один пример: на городском Выпускном бале все были свидетелями вручения 21 выпускнику из 48 сдававших золотых знаков ГТО!
На высоком уровне находится организация деятельности у руководителей объединений дополнительного образования детей. Обучающиеся, которые посещают эти объединения становятся призёрами и победителями областных и всероссийских конкурсов: таких как (двукратный призёр) областной фестиваль школьных хоров; заочные и очные туры Интернет-олимпиады, проводимые Санкт-Петербургским государственным университетом, наличие золотых сертификатов по результатам заочного тестирования в рамках 9 и 10 международных конкурсов исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды», конкурсы изобразительного искусства.
Развивать лидерскую одаренность школа предоставляет возможность в классном, школьном самоуправлении, которое умело организуют и проводят классные руководители 1-11 классов, ст. вожатые и в детском общественном объединении «Мы – Белгородцы». В районном конкурсе «Ученик года», «Лидер 21 века» ежегодно наши дети являются призёрами или победителями. (Ляшенко Карина, Рощупкина Екатерина, Вишневецкая Дарья, Дудченко Дарья).


Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Ежегодными мероприятиями по реализации Программы «Одаренные дети» становятся поощрение дальнейшей творческой деятельности учителей и обучающихся школы:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад и конкурсов.
2. Вынесение на публичное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Озвучивание заслуг родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Система стимулирования учителей, подготовивших победителей и призеров различных олимпиад и конкурсов.
Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиями. Именно такие педагоги работают в нашей школе!
Доброжелательная обстановка, высокое качество знаний, возможность в полной мере развить способности детей в системе полного цикла образования и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе нашего учебного заведения. История и традиции школы, одного из старейших учебных заведений города Алексеевки, создают благодатную почву для формирования социокультурной среды, способной благотворно влиять на процесс формирования разносторонне развитой личности учащегося.
Педагогический опыт наших педагогов, показывает, что вера в возможности воспитанников, умение рассмотреть и развивать индивидуальные способности каждого, помноженная на заинтересованность родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно не то, что дала ребенку природа, а то, что все мы сумели сделать с тем даром, что у него есть.
В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться.
Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь. Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания.
После подведения итогов муниципального этапа двух конкурсов, 10 марта, в МОУ СОШ №2,на торжественной линейке состоялось награждение победителей, призёров и лауреатов конкурсов. Абсолютными победителями в конкурсе «Я – исследователь» признаны второклассница Федорищева Маргарита и первоклассники Яцына Никита и Лукьянова Арина. Победителями стали Купавцев Никита и Рощупкин Иван (1 класс), Мирошник Ангелина (1 класс), Рогачёв Денис (3 класс). Лауреаты конкурса Юркина Екатерина (1 класс), Рощупкина Софья (2 класс), Игнатьев Илья (4 класс). В конкурсе «Первые шаги в науке» Яцына Никита (1 класс), Поклад Марина, Лысаченко Клим (3 класс) и Богданов Дмитрий (4 класс) стали победителями, а Таничев Кирилл (4 класс), Лукьянова Арина (1 класс), Игнатьев Илья (4 класс), ДегальцеваАделина (4 класс), Шелякина Анна и Карпенко Иван (1 класс) - призёрами.Яцына Никита стал победителем регионального этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», проходивший 11 марта в городе Старый Оскол.
Дипломы, почётные грамоты, а также сладкие призы победителям вручил директор школы Овчаренко С.Н. Им же он пожелал дальнейших успехов в научно-исследовательской деятельности.
Педагогический и ученический коллективы благодарят администрацию ЗАО «АМКК» в лице генерального директора Комарова А.В. за оказанную спонсорскую помощь в приобретении сладких призов продукции молочноконсервного комбината, которым дети были несказанно рады. Ведь, хотя они и юные исследователи, но всё-таки дети!
Пожелаем победителям не останавливаться на достигнутом, ведь исследование – это особый тип работы, который очень отличается и от уроков, и от домашних заданий. Это качественно новый уровень, который дает углубленные знания, призванные помогать в решении сложных задач.
Коллектив нашей школы также осознает необходимость инновационных преобразований, обеспечивающих доступность качественного образования, использование современных педагогических технологий, развитие учительского потенциала с целью выявления и поддержки одаренных детей. Для этих целей могут использоваться как традиционные технологии развития одаренности (всероссийские и международные интеллектуальные, творческие и спортивные соревнования, конкурсы, турниры, олимпиады и т.д.), так и новые современные технологии обучения, в том числе дистанционные.