Консультация для педагогов Речевое развитие детей второго года жизни средствами игровой деятельности

Ожиганова Анастасия Александровна,
воспитатель МБДОУ – детский сад №52 «Росинка»
города Димитровграда Ульяновской области

Речевое развитие детей второго года жизни средствами игровой деятельности


Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc463006753" 14Введение 13 PAGEREF _Toc463006753 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc463006754" 14Особенности развития речи детей второго года жизни 13 PAGEREF _Toc463006754 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc463006755" 14Игры-занятия по развитию речи с детьми второго года жизни 13 PAGEREF _Toc463006755 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc463006756" 14Используемая литература 13 PAGEREF _Toc463006756 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc463006757" 14Приложение 1. Конспект игровой деятельности «Кукла Катя» 13 PAGEREF _Toc463006757 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc463006758" 14Приложение 2. Конспект игровой деятельности «Играем с мишкой» 13 PAGEREF _Toc463006758 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc463006759" 14Приложение 3. Конспект игровой деятельности «Игры с лисой и зайчиком» 13 PAGEREF _Toc463006759 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc463006760" 14Приложение 4. Конспект игровой деятельности «Игрушки-животные» 13 PAGEREF _Toc463006760 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc463006761" 14Приложение 5. Конспект игровой деятельности «Куклы пришли в гости» 13 PAGEREF _Toc463006761 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc463006762" 14Приложение 6. Фотоматериалы педагогической деятельности с детьми второго года жизни по речевому развитию средствами игровой деятельности 13 PAGEREF _Toc463006762 \h 14271515
15
Введение

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Судите сами. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года - 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни?
На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и психическом развитии в целом.
Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной.
На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения - мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, то есть ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (например, на вопрос: «Где стол? А еще где стол?» - малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол).
Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах (особенно до 1 года 6 месяцев) они делают немало ошибок: не могут выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные - цвет, детали, форму и т. п. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.
Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый, он пищит: «пи-пи»...)
Цель данной работы: спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.
Объект исследования: процесс развития речи.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития речи у детей второго года жизни.



Особенности развития речи детей второго года жизни

Наиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постепенно у него развивается понимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в направлении указывающего жеста взрослого, выбирает по его просьбе («Дай куклу», «Дай собачку») предмет из ряда других. Ребенок воспринимает целые фразы и дает ответную реакцию -например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указывающий жест с произнесением слова, понимает речь, обращенную не только к нему, но и к другим. Двухгодовалый ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, по просьбе взрослого отдает другому ребенку игрушку или выказывает протест двигательный, словесный, эмоциональный. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».
Появляется понимание изображения отдельных предметов, действий по картинке как реакция на вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т. д. Развивается активный интерес к окружающему. Ребенок, следуя словесной инструкции, приносит предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого эмоционально выражает согласие и отказ. Он любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры. К 2 годам ребенок уже понимает несложный сюжет картинки, любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где усы и уши. Он способен также понять речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, например: «Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина». К концу второго года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка, понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может отвечать на вопросы, связанные с его содержанием, хорошо понимает речь окружающих.
Во втором полугодии второго года жизни происходит качественный скачок в развитии активной речи. В это время появляются попытки связывать слова во фразы, используя формы множественного числа. Ребенок не только овладевает произнесением слов, но и существенно пополняет свой словарный запас словарь детей этого возраста насчитывает, как минимум, 50 слов.
Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающих требование («Мама, дай», «Папа, иди»). Для фраз конца второго года жизни характерны особый порядок слов, при котором главное слово стоит на первом месте, и то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме.
В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. Речь становится основным средством общения со взрослыми, а язык жестов и мимики постепенно угасает. Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступают разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями, и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам.
В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела дают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание.
Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: «Что это? А<это что?». Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в 2 года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.
Игры-занятия по развитию речи с детьми второго года жизни

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний день является разработка содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.
Чтобы обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша, необходимо включать его в процесс целенаправленного обучения. При этом развитию речи уделяется основное внимание. Это становится понятным в связи с тем, что нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении и деятельности. Задержка речевого развития в некоторых случаях впоследствии не может быть полностью компенсирована.
Содержание занятий по развитию речи с детьми второго года жизни самое разнообразное. У детей формируют элементарные знания о ближайшем окружении: о близких людях, их именах, внешнем виде, действиях в окружающем, о пище, об игрушках, о предметах быта. На протяжении второго года жизни особое внимание уделяется развитию понимания речи взрослого. В становлении активной речи вначале большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «облегченные слова» слова, звукоподражания). Постепенно педагог подводит к замене звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик-так» - часы, вместо «ав-ав» - собака и т.д.)
Для развития речи широко используются картинки. До полутора лет детей учат находить изображения предмета или объекта, выбирая его из ряда других, по вопросам («Где кошка? Собачка? Мишка?»), по просьбе («Найди куклу. Дай мишку»). После полутора лет внимание детей обращают не только на объект, но и на изображение действий («Что кошка делает?» - «Пьет молоко», «Что собачка делает?» - «Спит» и т.п.)
Желательно, чтобы в структуру занятий были включены игры и упражнения на развитие зрительного и слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения и речевого дыхания, силы голоса, мелкой и общей моторики, так как они имеют большое значение для развития речи.
Зрительное восприятие является основным средством познания мира. При обучении дети знакомятся с формой, величиной, цветом предметов, их положением в пространстве. Игры, направленные на развитие слухового внимания, учат различать на слух неречевые звуки, звукоподражания, что подготавливает детей в дальнейшем к выделению звуков из их сочетаний, слогов и слов. В процессе работы над звукопроизношением дети учатся артикулировать гласные звуки (а – э - у – о), согласные (п, б, м). Это развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает детей к произношению более сложных в артикуляционном отношении звуков, помогает предотвратить многие нарушения речи. Обучая детей правильному речевому дыханию, детей учат длительному плавному выдоху (проводятся игры на поддувание мелких легких предметов – ваты, снежинок, папиросной бумаги, корабликов). При работе над силой голоса развивают у детей голос средней силы, работают над мягкой атакой гласного звука, учат говорить громко и тихо. Игры с пальчиками, раскладывание мелких предметов стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития детей. Физкультминутки закрепляют связь между предметом, словом и действием, помогают избавиться от напряжения и утомления.
С учетом недостаточно развитого произвольного внимания детей, с целью поддержания их активности и интереса на одном занятии используется несколько разных игр, чтобы малыши в течение занятия могли менять свое местоположение, переходить от занятий за столом к подвижным играм, стоять рядом со взрослым у стола, выходить к доске. Кроме этого, необходимо, чтобы речь педагога была адресована каждому ребенку. Она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, понятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных детям этого возраста слов; педагог показывает свою заинтересованность ходом занятия. В разговоре детям предоставляется время на обратную связь, принимается любой ответ ребенка, при этом предлагаются правильные образцы речи. С теми детьми, кто недостаточно хорошо усвоил новый материал, проводятся индивидуальные занятия.
Начиная со второго года жизни занятия строятся по тематическому принципу. Игры связаны с лексическими и фонетическими темами.
Предложенные варианты игр-занятий могут быть использованы как для нормально развивающихся детей второго года жизни для стимуляции их дальнейшего речевого развития, так и для детей, несколько отстающих в речевом развитии.
Используемая литература

Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: 2006.
Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт.-сост. Е.А. Долженко, А.А. Долженко,О.В. Богаткина и другие; под общ. ред. Е.А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. – 304 с.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: 2006.
Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера. 2008. - 128 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим. Видим. Запоминаем. – СПб., 2004.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А., Датешидзе Т.А. Учимся слушать и слышать. - СПб, 2004.
Гуркина А.П. Формирование личности ребёнка в детском саду: Учебно -методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов - заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - М.: Скрипторий 2003, 2006. - 96 с.
Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
Репина Т.А., Стеркина, Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение. 1990. – 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. - 17 октября 2013 года. - Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html..

Приложение 1. Конспект игровой деятельности «Кукла Катя»

Программное содержание. Учить показывать, где у куклы глаза, нос, руки, ноги. Уточнять представление о своем теле. Формировать четкое произношение звука «а». Развивать пассивный и активный словарный запас, произвольный выдох, мелкую и общую моторику. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию, повышать коммуникативные навыки детей.
Оборудование. Кукла, игрушечный стульчик, кроватка; султанчики, изготовленные из яркой фольги, привязанной к палочке; картинка с изображением веселого солнышка с лучами.
Ход занятия.
Развитие пассивного и активного словарного запаса. Игра с куклой «Покажи»
Педагог приносит куклу, завернутую в простынку.
- Дети, кто это? (Педагог медленно раскрывает простынку). Это Катя. Катя к нам пришла. Катя, посмотри на наших деток. Вот Сережа, Наташа, Коля, Лена. Катя хочет с вами поиграть.
Педагог придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать, где у Кати глаза, нос, рот, руки, ноги. Если ребенок не справляется с заданием, педагог берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза:
- Вот у Кати нос. Вот у Кати глаза.
- Дети, а сейчас Кате покажите, где ваши глаза, нос, рот, руки, ноги.
Дети подходят к педагогу. Педагог берет куклу в руки и обращается к детям от лица куклы. При чтении стихотворения каждый из детей дотрагивается своей ладошкой до соответствующей части своего тела. (В случае затруднений это делает педагог рукой куклы).
Покажи, покажи, свои глазки покажи!
Здравствуйте, здравствуйте, глазки!
Покажи, покажи, мне свой носик покажи!
Здравствуй, здравствуй, носик!
Покажи, покажи, свои ручки покажи,
Здравствуйте, здравствуйте, ручки!
Покажи, покажи, свои ножки покажи!
Здравствуйте, ножки!
Развитие произвольного выдоха. Игра «Султанчики».
- Дети, посмотрите, нам Катя что-то принесла в красивой баночке. Это султанчики! Они красивые и веселые. Если мы подуем на них, как ветер, они зашелестят. Катя, ты умеешь дуть на султанчики? (Кукла говорит, что не умеет). А наши детки покажут тебе, как они умеют дуть на султанчики.
Педагог раздает султанчики детям, побуждая их к произвольному направленному выдоху под проговаривание стихотворения:
Очень жаркий наш денечек.
Дуй, подуй, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дуй, подуй, наш ветерок!
Дети выполняют упражнение 3-4 раза. Педагог следит, чтобы дети не надували щеки, выдыхали ровно. С детьми, испытывающими затруднения, выполняет упражнение совместно, показывая правильность выдоха.
Кукла Катя радуется, что дети умеют дуть на султанчики, говорит, что она тоже научится это делать.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Солнечные зайчики».
- Катя захотела погулять. Давайте и мы погуляем. Вышли мы на улицу, а там солнышко светит. (Педагог показывает картинку с изображением веселого солнышка с солнечными лучами). Солнышко бросает вниз солнечные лучики – зайчики. Покажем пальчиками солнечных зайчиков.
Дети поднимают обе руки ладонями к себе, пальцы широко расставляют. Энергично шевелят пальцами. Педагог выполняет упражнение с детьми.
Задрожали пальчики,
Как солнечные зайчики.
Пляшут, пляшут зайчики,
И трепещут пальчики.
Развитие общей моторики, координации движений. Физкультминутка «Солнышко».
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Приседают на корточки, руки опускают на пол.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
Хлопают в ладоши, улыбаются.
Формирование правильного произношения звука «а». Упражнение «Песенка для куклы».
Дети садятся на стулья.
- Кукла Катя устала. Ей пора спать. (Педагог снова заворачивает куклу в простынку). Покачаем куклу и споем для нее колыбельную:
Куколку качай,
«А» ей напевай!
А-А-А-А
«А!» Красивый звук какой!
Ну-ка, шире рот открой!
Сначала педагог, а затем дети по очереди качают куклу. Педагог следит, чтобы дети при произнесении звука широко открывали рот и четко произносили звук.
- Ну, вот и уснула наша кукла. Положим куклу в кроватку.
Куклу Катю мы качали,
Наши ручки устали.
Будем мы отдыхать.

Приложение 2. Конспект игровой деятельности «Играем с мишкой»

Программное содержание. Учить находить знакомый предмет на картинке среди 4 знакомых картинок, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией. Формировать четкое произношение звука «э»; умение дифференцировать по звучанию на слух тихие и громкие звуки. Развивать пассивный и активный словарный запас, произвольный выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию, повышать коммуникативные навыки детей.
Оборудование. Игрушка мишка; предметные картинки с изображением мишки, куклы, собачки, кошки; перышки по количеству детей; колокольчик, ширма.
Ход занятия.
Формирование правильного звукопроизношения. Звук «э».
Педагог произносит:
- Топ-топ-топ, топ-топ-топ, это кто же к нам идет?
Из-за ширмы появляется мишка.
- Дети, кто же к нам пришел? Как топает мишка? (Педагог побуждает к ответу каждого ребенка).
- Мишка умеет петь песенку.
Мишка ротик открывает,
Мишка песню напевает: «Э-э-э!»
Шире ротик открывай,
И Мишутке подпевай:
«Э-э-э-э!»
Дети произносят звукоподражание сначала хором, затем педагог побуждает произнести звук каждого ребенка, следя за четкостью произнесения.
Развитие произвольного выдоха. Игра «Подуем на перышко».
- Мишка что-то принес нам.
Мишка шел, шел, шел,
Мишка перышки нашел.
- А что делать с перышками, мишка не знает. Сейчас детки подуют на перышки, и перышки полетят.
Развитие активного и пассивного словарного запаса, зрительного внимания.
Игра «Найди мишку?»
- А еще мишка принес картинки. Он не знает, где его картинка. Найдите мишке его картинку.
Педагог помещает на доску 4 картинки с изображением мишки, куклы, собачки, кошки. Педагог поощряет называние картинок детьми доступными им средствами. Дети подходят к доске, выбирают нужную картинку. Остальные картинки педагог убирает.
- Кто нарисован на картинке? (Дети произносят слово или звукоподражание. Педагог побуждает к ответу каждого ребенка).
- Вот, мишка, твоя картинка.
Педагог показывает картинку мишке. Мишка благодарит детей.
Развитие общей моторики. Физкультминутка «Мишка косолапый».
Педагог показывает, как «идет» мишка:
Мишка косолапый
Манит детку лапой!
Выходите, детки
С мишкой погулять!
Дети имитируют движения мишки, произносят звукоподражание.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Мишка идет».
- А сейчас пальчики покажут, как «идет» мишка.
Дети «идут» пальчиками по столу, желательно средним и указательным ведущей руки, прижимая подушечки пальцев к столу, произнося «топ-топ-топ». Педагог произносит:
Топ-топ, топ-топ,
Это мишка наш идет.
Развитие слухового внимания. Игра с колокольчиком «Тихо-громко».
- Ой, что это звенит? Мишка принес нам колокольчик! Как звенит колокольчик? (Динь-динь). Колокольчик умеет звенеть громко и тихо. Мишка хочет поиграть с вами. Он спрячется за ширму и будет звенеть колокольчиком. Когда колокольчик будет звенеть громко, вы будете показывать свои ручки, а когда тихо – спрячете ручки за спину.
- Молодцы. Мишке очень понравилось играть с вами. А вам понравилось играть с мишкой? А сейчас мишке пора домой. Помашем ему ручкой, скажем: «До свидания. Приходи к нам еще».

Приложение 3. Конспект игровой деятельности «Игры с лисой и зайчиком»

Программное содержание. Способствовать развитию понимания элементарных инструкций, обусловленный ситуацией, значения предлогов «за, под»; различать предметы по названию. Побуждать к произнесению звукоподражаний и первых слов. Развивать речеслуховое и зрительное внимание при поиске знакомых предметов, произвольный длительный выдох, мелкую и общую моторику. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию, повышать коммуникативные навыки детей.
Оборудование. Игрушки (заяц, лиса), коробка, блюдо, «снежинки» - клочки ваты, картонные листья.
Ход занятия.
Развитие активного и пассивного словарного запаса. Игра «Кто пришел?»
Стук в дверь.
- Ай, кто к нам пришел? Сережа, скажи, кто это? (Зайка). А где у зайки нос, глаза, уши, хвост, лапы?
Педагог побуждает повторить слова «нос, глаза».
После того, как дети проявят речевую активность, зайчик исчезает (педагог прячет его за коробку), и появляется лиса.
- Кто это? (Лиса).
В случае затруднений педагог отвечает за детей, побуждая их повторить слово. Дети рассматривают лису и показывают, где у нее нос, глаза, уши, хвост. Педагог побуждает всех по очереди произнести слова «нос, «глаза». Затем прячет лису под стульчик.
Развитие общей моторики. Физкультминутка «Снежок».
- Дети, а где же зайка и лиса? Наверное, они на улицу убежали гулять. Давайте и мы погуляем.
- На улице зима. Падает белый, красивый снег.
Педагог читает стихотворение, слова которого сопровождаются игровыми движениями детей: они одновременно протягивают друг другу руки и кружатся.
Снежок порхает, кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок.
Развитие произвольного длительного выдоха. Игра «Подуем на снежинки».
- Смотрите, какие большие и красивые снежинки падают. Подставьте им свои ладошки.
Педагог кладет на ладошки детей «снежинки» - рыхлые кусочки ваты. Одну «снежинку» кладет себе на ладонь.
- Давайте подуем на снежинки.
Педагог следит за правильностью выполнения упражнения детьми.
Развитие речеслухового и зрительного внимания. Игра «Кто, где спрятался?»
- Давайте поищем лису и зайчика. Это кто там за коробкой? Смотрите, ушки торчат. Кто же это? (Дети находят зайку, называют его). А кто под стульчиком сидит, машет пушистым хвостиком и молчит? (Дети находят лису, называют ее).
- Замерзли наши гости, зайчик и лиса. Пойдемте домой, и возьмем их с собой, пусть они согреются.
Развитие зрительного внимания, мелкой моторики. Игра «Снежинки и листья».
Дети подходят к столу. На столе на блюде лежат «снежинки» - клочки ваты и картонные листья.
- Ой, посмотрите, к нам с улицы залетели снежинки. Они перепутались с листочками. Давайте поставим листья в вазу, а снежинки соберем в стакан. Лисичка с зайчиком посмотрят, правильно ли вы это сделаете.
Листик я сейчас найду
И к листочку положу.
Снежинку я сейчас найду
И к снежинке положу.
Лист – к листочку.
Снежинку – к снежинке.
Заяц и лиса хвалят детей, прощаются с ними.

Приложение 4. Конспект игровой деятельности «Игрушки-животные»

Программное содержание. Учить выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуаций, соотносить реальные объекты (игрушки) со звукоподражаниями и предметными картинками; понимать и повторять звукоподражания. Побуждать к произнесению первых слов. Развивать пассивный и активный словарный запас, подвижность артикуляционного аппарата, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую и общую моторику. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию, повышать коммуникативные способности детей.
Оборудование. Игрушки (мишка, собачка, кошка, лошадка), предметные картинки с их изображением, «чудесный мешочек», 4 обруча.
Ход занятия.
Развитие пассивного и активного словарного запаса, тактильных ощущений. Игра «Кто пришел в гости?»
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети по очереди достают игрушки из «чудесного» мешочка, ставят их на стол. Педагог четко называет игрушки, побуждая детей к повторению слов.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата при произнесении звукоподражаний, слухового внимания. Игра «Кто пел песенку?».
- Сейчас гости-игрушки будут по очереди петь свои песенки, а вы покажете, кто из них пел песенку.
Э-Э-Э – подойди же ты ко мне.
Ав-ав-ав – я спешила в гости к вам.
Мяу-мяу-мяу – это песенка моя.
И-и-и – нас скорее ты вези.
Дети выходят к столу, показывают соответствующую звукоподражанию игрушку, затем произносят звукоподражание, и по мере возможности, название игрушки. Педагог следит за четкостью и правильностью произношения звуков в звукоподражаниях.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Веселые музыканты».
- Наши гости-игрушки любят играть на музыкальных инструментах. Давайте ручками и пальчиками изобразим, как они играют.
Педагог показывает выполнение упражнений.
Киска колокольчиком звенит.
Дети соединяют пальцы в щепотку, опускают вниз и качают ими, произнося звукоподражание «динь-динь-динь».
Собачка в дудочку дудит.
Дети имитируют игру на дудочке: шевелят пальцами, произнося «ду-ду-ду».
Мишка играет на гармошке.
Сводят и разводят сжатые кулачки, имитируя игру на гармошке, произнося «ля-ля-ля».
А лошадка – на ложках.
Стучат указательными пальцами один о другой, произнося «тук-тук-тук».
Развитие общей моторики. Физкультминутка «Зашагали ножки».
- Устали наши детки, и гости наши устали. Отдохнем и походим по дорожке с игрушками.
Дети берут по игрушке, идут вслед за педагогом. Педагог произносит стихотворение, побуждая детей проговаривать звукоподражание «топ-топ»:
Зашагали ножки
Прямо по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Зашагали много раз,
Вот как весело у нас!
По дорожке мы идем,
И игрушки мы несем.
Наши ножки: топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Развитие зрительного внимания. Игра «Раз, два, три, домик ты найди».
- Дети, нашим гостям-игрушкам пора домой. Но они забыли, где живут. Давайте найдем их домики.
На полу лежат обручи, внутри обручей – предметные картинки. Дети соотносят игрушку с предметной картинкой, раскладывают игрушки в «домики».

Приложение 5. Конспект игровой деятельности «Куклы пришли в гости»

Программное содержание. Учить различать предметы посуды по величине (большая чашка, маленькая чашечка, большое блюдце, маленькое блюдечко), игрушки (большой барабан, маленький барабанчик); понимать и выполнять элементарные инструкции, подкрепленные ситуацией (дай кукле чашку, блюдце); знать слова, обозначающие предметы посуды: «чашка-чашечка», «блюдце-блюдечко». Повышать речевую активность детей: побуждать к произнесению звукоподражаний, простых слов и фраз (пей, Таня). Закреплять умение различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий, произносить звукоподражания с разной силой голоса. Развивать целенаправленный длительный выдох, зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику. Совершенствовать коммуникативные способности детей.
Оборудование. Две куклы разного размера (большая и маленькая), две кукольные чашечки – большая и маленькая, два кукольных блюдца – большое и маленькое; барабаны (большой и маленький); детали конструктора – «печенье» для кукол, стол и стульчики для кукол; аудиокассета с бодрой, танцевальной музыкой.
Ход занятия.
Развитие активного и пассивного словарного запаса, зрительного внимания. Игра «Куклы пьют чай».
Стук в дверь.
- Ой, дети, кто-то к нам в гости пришел. Это две куклы к нам пришли: большая и маленькая. Большую куклу зовут Таня. Как зовут большую куклу? Маленькую куклу зовут Маня. Как зовут маленькую куклу?
- Куклы долго шли к нам и устали. Давайте напоим кукол Маню и Таню чаем. Саша, дай кукле Тане большую чашку, а Оля даст кукле Мане маленькую чашечку.
Сели куклы за обед:
Чашки есть, а блюдец нет.
Чтобы чай распивать
Нужно блюдца поискать.
- Дети, а где же блюдца? Они где-то в комнате стоят. Найдите их.
После того, как дети найдут блюдца, педагог побуждает раздать их куклам.
- Коля, дай большое блюдце кукле Тане, а ты, Сережа дай маленькое блюдечко Мане.
Маню с Таней угощаем,
Чай им в чашку наливаем.
Пейте куклы, не стесняйтесь,
Чаем сладким угощайтесь.
Развитие целенаправленного длительного выдоха. Игра «Горячий чай».
- Ой, ребятки, мы налили Тане и Мане очень горячий чай. Чтобы наши гости не обожглись, поможем им остудить чай: подуем на него, чтобы он остыл.
Дети по очереди дуют на чашки 2-3 раза. Педагог следит, чтобы дети не наклонялись, не надували щеки, дули ровно и длительно.
Развитие общей моторики. Физкультминутка «Танцуем все».
- А теперь пригласим кукол потанцевать и потанцуем с ними.
Педагог включает бодрую мелодию. Дети выполняют танцевальные движения: топают ножками, машут ручками, кружатся.
Развитие слухового внимания, силы голоса. Игра «Большой и маленький барабаны».
Дети садятся на стульчики.
- Дети, посмотрите, куклы принесли нам игрушки. Таня принесла большой барабан. Он громко стучит: БОМ-БОМ-БОМ. А Маня принесла маленький барабанчик, он стучит тихо: бом-бом-бом.
Педагог показывает, как по-разному стучат барабаны, сопровождая действия тихим и громким произнесением звукоподражания. Затем просит детей постучать в барабан.
- Сейчас Алеша постучит в маленький барабан, тихо постучит. А Оля постучит в большой барабан, громко постучит.
Дети по очереди выполняют действия, сопровождая их тихим и громким произнесением звукоподражания.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Барабанщики».
- А теперь покажем куклам Тане и Мане, как мы пальчиками изображаем игру на барабане.
Твои пальчики-барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
Дети прижимают подушечки правой и левой руки к столу. Попеременно постукивают ими по поверхности стола, как в игре на пианино.
Кукол чаем мы поили,
С куклами играли,
Танцевали и устали.
- Куклам Тане и Мане пора домой. Помашем им ручкой, скажем: «До свидания. Приходите к нам еще».









Приложение 6. Фотоматериалы педагогической деятельности с детьми второго года жизни по речевому развитию средствами игровой деятельности













13PAGE \* MERGEFORMAT14215




·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·хРисунок 1Рисунок 1§ђ Заголовок 115