Урок-праздник, посвященный Дням славянской письменности

Сценарий урока-праздника, посвященного Дням славянской письменности, проведенного в 5 Б классе 24 мая

Слово учителя. Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-праздник. Сегодня, согласно Указу Президента РФ «О праздновании Дня славянской письменности и культуры», мы отдаем дань памяти двум святым братьям, подарившим нам славянскую азбуку.
Открыть наш праздник мне хочется стихотворением Ф.Тютчева «Великий день Кирилловой кончины »
Читает ученик (Стрюковский Д.):
Великий день Кирилловой кончины
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался и с братом, и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам».
Учитель. А кто же такие Кирилл и Мефодий? О них подготовили интересный материал Руденко Лиза и Гущина Мария.
Сообщения учащихся.
До  Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре. Братья Константин (после принятия монашества -  Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью. После Солуни Кирилл продолжил учение в Константинополе. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. БратМефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. После создания азбуки, братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, основывали новые церкви и школы.
В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Сейчас наша азбука, составленная ^ Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв -33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.
Учитель. Давайте посмотрим, как же выглядели буквы славянской азбуки. (Демонстрация слайда). Зачем нам нужно помнить о старых буквах кириллицы? Какую роль они играют сейчас для нас? Давайте посмотрим сценку, приготовленную ребятами к сегодняшнему празднику.
Сценка.
(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)

- О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)
Ваня: (удивлённо) Вы кто?
Буквы:
Я - буква ИЖИЦА.
Я - ФИТА
Я - ЮС МАЛЫЙ
Я - ПСИ
А я ЯТЬ
Запомнить: как правильно нас читать.


Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и скорбно весьма, что из нашего вы исчезли письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.
Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
3. Ну вот!
Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить,
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
Мы светом грамоты их путь освещали.
5. Мы в старинных книгах живём.
И не только видом красивы.
Православный дух храним
На страже церкви нашей будем.
1. Священное писание Библия - это Книги Ветхого и Нового Завета.
В них указано, как жить. Что значит православным христианином быть.
(Уходят).
Ваня: Проходят времена, меняется человек.
Иной облик придаёт ему век.
Но жив православный народный дух
Благодаря деянию двух
Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,
Память, о которых вечно в народе.
Сила деяния Кирилла и Мефодия,
Велика и бессмертна, как родной язык.
Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит.
Тебе его беречь!
Не нужен будет никому
Не любящий Христа
Покуда жив, служи ему
В любви душа чиста.
Пути людей сольёт Христос
Перед своим судом.
Ступай за Богом во весь рай
За светом и теплом.
Учитель. Благодаря тому, что наши предки получили от равноапостольных братьев возможность писать, мы с вами узнаем много интересного о жизни в прошлые века, познаем мудрость народную, сохраненную в пословицах, фразеологизмах. Давайте сейчас посмотрим, знаете ли вы русский фразеологизмы, дошедшие до нас из старины глубокой. Я называю фразеологизм, а вы даете его толкование.
Фразеологизмы:
Бить баклуши
Во всю ивановскую
Не видно ни зги
Играть в бирюльки
На Маланьину свадьбу
Не солоно хлебавши
Отставной козы барабанщик
Иерихонская труба
На воре шапка горит
Показать, где раки зимуют
Учитель. Молодцы, вы знаете много фразеологических оборотов и их историй происхождения, но вы также убедились, что есть и кое-что для вас новое, неизвестное и вам интересно было познакомиться с этими новыми оборотами.
Я думаю, что мы будем продолжать еще много нового находить в языке, ведь наш язык очень богат и образен. Вспомним, как сказал о нашем языке Тургенев И.С.: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И мы сегодня от всей души благодарим Кирилла и Мефодия, внесших огромный вклад в развитие нашего языка.
Ученица (Глотова А.)
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Учитель. Итак, наш праздничный урок окончен. Что сегодня для вас было новым? Интересным? Поучительным? Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание: подготовить и рассказать историю происхождения фразеологизмов, пришедших в язык из мифологии.





15