ЭОР Разработка мероприятия в школе Праздник, посвящённый Дню славянской письменности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокутская основная общеобразовательная школа»













Праздник,

посвящённый Дню славянской письменности



Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Поваляева Л.И.














2016 г.

Цель мероприятия:
- приобщения учащихся к истокам родного языка, его истории развития
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей в области гуманитарных наук и стимулирование их творческой активности ;
-.сплочение ученического коллектива, формирование навыков самостоятельного поиска.
Задачи мероприятия:
- формировать навыки самостоятельного поиска;
- проверить уровень знаний учащихся по предложенным заданиям.

Участники: учащиеся 5-9 классов

Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Начинаем Праздник, посвящённый славянской письменности. Знаете ли вы, что не всегда на земле существовала письменность. В древние времена люди не умели ни читать, ни писать. Это было очень неудобно, Нужно было вести летописи, чтобы оставить память о себе потомкам, сообщить о чем-то на далекое расстояние, Основой письменности является алфавит, но долгое время в славянской письменности его не было.
Более тысячи лет назад появился, наконец, славянский алфавит, создателями которого явились византийские ученые, братья – Кирилл и Мефодий. По национальности они болгары, поэтому ежегодно 24 мая в Болгарии народ отмечает день Кирилла и Мефодия. В этот день города и села Болгарии тонут в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головой книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам, Их приветствуют писатели, ученые, учителя.
С некоторых пор в нашей стране также стали отмечать в конце мая День возникновения письменности, потому что Кирилл и Мефодий были, как и мы, славяне.
По поручению византийского императора Михаила 3 Кирилл начал составлять славянскую азбуку, ему помогал его старший брат Мефодий. Азбука позволила братьям переводить на славянский язык церковные книги. Они над этим работали с утра до вечера, порой в глазах рябило от усталости. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.
После смерти великих братьев их ученики претерпели гонение. Папа Римский запретил изучать славянский язык, славянам вменялась чужая латынь, но всё же идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Двумя словами – «алфавит» и «азбука» - обозначают одно и то же – расположение букв в определенной последовательности.
Слово «алфавит» составлено из названий первых букв греческого алфавита: «альфа» и «вита». В несколько взятые (в несколько измененном виде) они образуют слово «алфавит».
Русское слово «азбука» составлено из названий первых букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась «аз», вторая «буки». Из этих названий и образовалось слово «азбука».
В начале 18 века Петр Первый повел реформу азбуки. Царским указом были отменены буквы «юс» малый и «юс большой», «кси», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. Зато пришли новые буквы: «э», «я», «е» и «и – краткое» (й). Букву «е» впервые применил в 1797 году Н.М.Карамзин. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы и сейчас,
М.В. Ломоносов шутливо писал: «При Петре Великом не только одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
В 1918 году была проведена новая реформа азбуки. Были исключены буквы, которые «составляли совершенно излишнее украшение нашей грамматики» - писал А.П.Чехов, а также буквы, которые произносились совершенно одинаково: «ять» и «ер», а также «ижица» и «фита».
Конечно же, азбука и школа неразрывно связаны друг с другом.
(Ученик читает стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей»)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Вот и нож не без причины
Называли «перочинным».
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему,
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
(Сообщения учащихся):
У.1. Язык – явление развивающееся, поэтому и произношение, и написание в славянском и русском языках значительно отличаются. Образцом славянской письменности являются древние церковные книги, а также летописное произведение «Слово о полку Игореве».
Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол», это первая печатная русская книга. Она издавалась с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. На следующий год в типографии Фёдорова вышла вторая его книга – «Часовник. Благодарные потомки запечатлели образ Ивана Федорова в фильме «Первопечатник Иван Федоров». Учебник постоянно менялся. Известны такие авторы «Грамматики»: Лаврентий Зизаний, Лаврентий Смотрицкий.
В 1756 году М.В. Ломоносов создал «Российскую грамматику», в которой были даны правила правописания слов. М.В.Ломоносов ограничил употребление в русском языке старославянских слов и оборотов.
В современное время большой вклад в разработку грамматики русского языка внесли ученые – языковеды: Востоков, Греч, Буслаев, Потебня, Фортунатов, Ушаков, Щерба, Виноградов.
У.2. Вот как описывали школу 1634 года: «Длинный стол, лавки, на стене полка с книгами и обязательно плетка. На лавке сидят ученики. Они чаще всего босы. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Учебный день продолжался довольно долго. Занятия начинались примерно с семи утра и продолжались до самого вечера. Обеденный перерыв составлял 2 часа. В одном классе сидели дети с разной подготовленностью. Один зубрил азбуку, другой переходил уже к слогам, третий читал уже «Часослов» (церковную книгу). И все следовало учить назубок, т.е. «вызубрить».
Учили каждую букву по ее названию:
А – аз
Б – буки (буква)
В – веди (знаю)
Г – глаголь (говорю)
Д – добро
Е – есть
Ж – животное
З – земля
Л – люди
М – мыслить
Н – наш
О – он
П – покой
Ф – ферт
Чтобы прочитать, например, слово «баба» ученик произносил: буки – аз, буки – аз.
(Сценка «Митрофанушка» - отрывок из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»).
У.3. Из истории буквы «ф».
Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» означало «руки в бока», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством.
Л. Успенский называет букву «ф» самой удивительной буквой русского алфавита: «Раскройте томик А.С.Пушкина. Сколько в шестнадцати строчках стихотворения «Сквозь волнистые туманы» разных букв? Подсчитать легко. Буква «и» встречается 9 раз, «к» - 7 раз, «в» - 6, Буквы «ф» нет ни в одной строчке.
В «Песне о вещем Олеге» 70 букв «п», 86 - -«к», 111 – «в». Буква «ф» и тут не встречается ни разу.
А в 30 000 букв «Полтавы» мы найдем только три «ф» в словах «цифра», «анафема» (проклятие), флот.
Дело в том, что каждое слово русского языка, в котором пишется буква «ф», на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков».
У.4. А сейчас мы расскажем историю возникновения в нашем языке некоторых устойчивых выражений.
Например, как произошло выражение «на (во) всю Ивановскую». В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступали в торговые сделки. Тут же «площадные подьчие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, ,оглашали царские указы и приказы.
Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.
У.5. Из истории слова «вдребезги».
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытых слов, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное «дребезг» со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом «в» образовалось наречие «вдребезги».
Русский язык – важнейший признак русской нации, поэтому мы должны не засорять нашу речь употреблением слов – паразитов. .неверных оборотов речи.
(Стихотворение «Выучи русский язык» (Сабир Абдулла, узбекский поэт).
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты хочешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Горького слово, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, Будь людям полезен –
Выучи русский язык!
Учитель: А сейчас вы услышите стихотворение «Сашина каша» С.В.Михалкова о мальчике, который не хотел учить русский язык. Что из этого получилось, вы узнаете.
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он так спешит с налета
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И звуки он глотает,
И целые слова.
Учитель: Нельзя забывать свои славянские корни, нужно интересоваться историей русского языка.
(Проводится конкурс «Знаешь ли ты устаревшие слова?»)
Десница – вначале правая рука, затем просто рука
Выя – шея
Рамена – плечи
Перст – палец
Очи – глаза
Длань - ладонь
Чело – лоб
Ланиты – щеки
Баталия – битва
Глаголет – говорит
Брадобрей – парикмахер
Стихоплетство – сочинение стихов
Ученик 6. О происхождении слов, их толковании, строении, особенностях употребления в речи мы узнаем из словарей. Ученые предполагают, что в русском языке 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно написать слово, другие рассказывают об их истории, третьи приобщают вас к культуре.
Известный французский писатель А. Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Самыми основательными являются энциклопедические словари:
Большая Советская Энциклопедия
Малая Советская Энциклопедия
Энциклопедический словарь

А также другие словари:
Этимологический словарь
Орфографический словарь
Словарь антонимов
Словарь синонимов
Фразеологический словарь
Толковый словарь и др.
Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками.
(Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака «Словарь».)
Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство.
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Конкурс: предлагается отгадать загадки:

Когда День славянской письменности отмечается в нашей стране? ( 24 мая, сначала его отмечали болгары – 1932 год).
Кто был по профессии отец Кирилла и Мефодия?(Военачальник)
Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой пугалом? (буки)
Что означает старинный фразеологизм бить баклуши? (бездельничать)
Какое название имел предложный падеж? (беспредложный, звательный, местный, указательный)
Какой писатель 18 века впервые в литературных произведениях использовал букву Ё)? (Н.М.Карамзин, 1797 год)
Кто провёл первую реформу азбуки? (Пётр 1, 18 век)
Кого в России считают основоположником русского литературного языка? (Пушкина)
Кто является создателем словаря народной речи, как называется этот словарь? (В.И.Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка».)
Кто является автором орфографического словаря, которым мы пользуемся в школе? (Д.Ушаков).
Загадки – шутки:

1.Когда мальчика называют женским именем ?
(Когда он соня _)
2.Когда руки бывают тремя личными местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты )
3.Чем кончается как день, так и ночь)?
(Мягким знаком)
4.В каком местоимении 2 звука, но одна буква
( Я )?
5.Какие 2 личных местоимения мешают движению на дорогах?
(Я – мы)
6.Сколько личных местоимений в слове семья ?
( Семь)
7.В каком слове сто букв г?
(Сто - г)
8.Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте?
(Я – корь)
9.Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе овощ?
(Ты – ква)
10.Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
(При – пять)
11. Название какого города может быть птицей?
(Орел)
12. Назовите 3 одинаковых имени мальчика и девочки.
(Женя, Валя, Саша)
13.Какая буква гордится собой, постоянно якает? А получается название большого быка.
(Я – к)
Расставьте ударение в словах, произнесите правильно:
Фарфор, крапива, творог, хлопок, досуг, свекла, алфавит, километр, цепочка, тефтели, похороны, верба, цемент, квартал, звонят, баловаться, ломоть, ржаветь.
(Подводятся итоги праздника, объявляются победители)
Учитель: Наш праздник подошел к концу. Ребята, любите свой язык, берегите его, не засоряйте иностранными словами, словами – паразитами. Помните, что на русском языке говорил Пушкин, Тургенев, что он считается мировым языком. До свидания!

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательный портал «Российской образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»


Литература:

-Словари, энциклопедии