Разработка урока для 7 класса Образования государства восточных славян-Киевская Русь


Разработка урока для 7 класса «Образование государства восточных славян-
Киевская Русь»
Цели:
Образовательная: Сформировать знания о предпосылках к образованию государства у восточных славян и роли варягов в создании Древнерусского государства.
Развивающая: Создать условия для развития умений учащихся работать с текстом учебника, картой.
Воспитательная: Способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотического воспитанию учащихся.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Комбинированный урок
Ход урока
Орг. момент (Отчет дежурного об отсутствующих в классе)
Актуализация знаний.
Повторение
На предыдущих уроках мы узнали о том, как призвали славяне на свою землю варяжского князя , (как его звали?) Рюрика, чтобы править ими. Образовалась первое славянское княжество (Какое?) Русь. Центром Руси стал город Новгород (Найдите его на карте). А земли славянские стали называться русскими землями.
Чтение отрывка из стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого:
Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь-Россия с древности она
Говорят от Рюриков, от шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а я вот думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен… Вы прослушали отрывок из стихотворения. Как вы думаете, о чем мы сегодня говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока)
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. (Запись в тетрадь тему урока)
Изучение нового материала
- Итак, вопрос, о чем же дальше повествует нам древние предания?
“Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков. По легенде два дружинника Рюрика не получили новые города в управление. Тогда они решили отправится сами на поиски новых городов и земель. Звали этих дружинников Аскольд и Дир и отправились они на поиск новых земель и городов по реке Днепр.
Работа по карте.
Обратите внимание мимо, каких городов славянских племен плыли дружинники? Найдите в учебники на этот вопрос ответ.
-Как вы думаете, путешествие у них было долгим?
-И вот однажды они увидели на берегу Днепра красивый город Киев. Найдите его на карте.
-Княжил в Киеве князь по имени Кий. От жителей города Аскольд и Дир узнали, что славяне платят дань хазарам.
-Кто такие хазары?
-Асколдь и Дир вместе со своими дружинниками пошли воевать протии хазар, они победили и сами завоевали Киев. Киевляне их уважали,
-Почему киевляне уважали Асколда и Дира ведь они захватили Киев и сами стали княжить в нем? (Ответы учащихся).
-А что произошло, дальше мы узнаем, прочитав 5 и 6 абзац со слов « В это время умер князь Рюрик…..»
Вопросы :- Кто стал княжить после смерти Рюрика?
- Какое решение принял князь Олег?
- Как перехитрил князь Олег своих врагов?
Вывод: Захватив город, Олег стал новым киевским князем.
Динамическая минутка.
Работа по теме урока.
И так мы с вами выяснили, что княжить в Киеве стал Олег. Но главной его задачей было объединить новгородские и киевские земли .Центр Руси из Новгорода был перенесен в Киев. И назвал он Киев «Мать городов русских» Так было образовано самое первое государство, в котором жили русские люди. И стало оно называться Киевская Русь. Это произошло в 878 году. Запишите в тетрадь дату образования первого государство российского. (Работа в тетрадях)
Во время княжения Олега русская земля стала еще более красивой и могущественной. Олег присоединил к Киевской Руси новые земли и построил красивые города. В Киевскую Русь вошли племена северян, радимичей и древлян. Хазары стали платить дань. Князь со своей дружиной объезжал всех жителей Киевской Руси и собирал с них дань. Такой сбор назывался полюдье.
Работа со словарным словам. Запись в тетрадь
-Князь Олег хотел сделать Русь еще более могущественной страной. Поэтому он решил отправиться в поход Византию и захватить город Царьград.
О походе Олега вы узнаете, прочитав последние абзацы.
Работа по подгруппам
Игра «Задай друг другу вопрос» (Учащиеся читают абзац и самостоятельно составляют вопросы друг другу)
Обобщение и закрепление.
-Когда образовалось государство Киевская Русь?
-Какой город стал центром Киевской Руси?
--Кто такой император?
-Как закончился знаменитый поход Олега?
8. Домашнее задание
Прочитать рассказ для дополнительного чтения и ответить на вопрсы стр 108.
Итог. Релаксация.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Было ли вам хорошо работать в группе?
Кто сегодня на уроке по вашему мнению работал активно и отвечал на вопросы? Какую оценку можно поставить? Почему?