Консультация для педагогов ДОУ Развитие звуковысотного слуха у дошкольников







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:


«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО
СЛУХА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»








Автор: Капанина
Светлана Андреевна



Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, для младшего возраста используются пары карточек с изображением животных. На одной изображение взрослого животного, на другой - детеныша.

Все животные разные, и это добавляет дополнительный интерес детям. Занятие с карточками не надоедают, так как каждый раз интересно «а какие карточки попадутся сегодня». Задания с карточками могут быть различными. Например, всем детям раздаются пары карточек, обязательно обговаривается, что взрослые животные поют средним голосом, а детеныши - высоким. Педагог наигрывает отрывок мелодии в среднем или высоком регистре, дети должны поднять соответствующую карточку. При таком задании сразу видно кто из детей выполняет самостоятельно и правильно, а кто смотрит на других или ошибается, т.е присутствует диагностический момент.
Для активизации детей можно предложить им самим использовать исполнить роль взрослого животного или детеныша. В этом случае карточки раздаются по одной на каждого ребенка. Педагог рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыплёнком, гусь с гусёнком и т.д. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих детенышей. Первой стала звать своего малыша мама-курица» Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, ребенок с картинкой курицы повторяет. Затем педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыплёнок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поёт на ноте до2, ребенок с картинкой цыпленка повторяет. Таким же образом находят мамы и остальных малышей. Это задание даёт педагогу возможность услышать каждого ребёнка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях нужно положительно оценить пение детей. В работе над развитием музыкального слуха также используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыкальная лесенка, фланелеграф. Задания по определению высоких и низких звуков сопровождается выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы и т.д. или передвигаются по музыкальной лесенке маленькие игрушки (одновременно пропеваются высокие и низкие звуки). Также при пропевании мелодии можно показывать ее направление рукой, чем выше рука, тем выше звук.
В средней группе дети имеют определённый запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (среднем) звуком. Конечно, задания предлагаются не только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрёшки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трёх звуков – ми, соль диез, си или фа, до2; затем педагог пропевает имя Зина на ми или фа и ставит матрёшку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрёшки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, педагог положение руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показывают. Далее упражнение усложняется: педагог берёт на фортепиано те же звуки в разной тональности и пропевает имена матрёшек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрёшек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными при пропевании имён матрёшек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. Пение на слог зи помогает достичь звонкости, а сочетание гласной с согласной т и м формирует правильное звучание.
Для активации, а также для диагностики может быть использована следующая игра с матрешками. Детям раздаются матрешки трех размеров, большие, средние и маленькие матрешки, сделанные из картона, в красных, зеленых и синих сарафанах соответственно.

Дети выбирают какими матрешками они хотят играть. Детям 4-5 лет на выбор предлагаются матрешки маленькие и большие, детям 6-7 лет – маленькие, средние по величине и большие. После этого дети садятся подгруппами: отдельно с матрешками в красных сарафанах, отдельно – с матрешками в зеленых сарафанах, отдельно – с матрешками в синих сарафанах
Музыкальный руководитель исполняет плясовую мелодию в верхнем, нижнем или среднем регистре. Матрешки в руках детей «пляшут»: если плясовая в верхнем регистре – пляшут матрешки в синих сарафанах, если в нижнем регистре – пляшут матрешки в красных сарафанах и если плясовая в среднем регистре – то пляшут матрешки в зеленых сарафанах.

II вариант.
В разных местах зала располагаются 2 или 3 обруча (в зависимости от возраста детей: матрешки 2-х или 3-х видов), в каждом из которых лежат матрешки 2-х (или 3-х) различных цветов. Дети с матрешками в сарафанах различных цветов стоят вокруг обручей в зависимости от цвета сарафана выбранной матрешки. Музыкальный руководитель исполняет плясовые мелодии (либо звучат аудиозаписи) в различных регистрах. Пляшут соответственно дети с различными по величине матрешками в сарафанах разного цвета. В конце после того как попляшут все матрешки, и музыка заканчивается – чей кружок быстрее соберется?
Для старшей и подготовительной групп для развития звуковысотного звука хорошо использовать индивидуальные фланелеграфы, на которых дети самостоятельно выкладывают рисунок только что прослушанной мелодии. Более сложное задание, выложить не только мелодическую линию, но и размерами фигурок передать ритмический рисунок.
В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для этого с первого занятия второй младшей группы хорошо использовать игровое распевание А. Евтодьевой. Эти упражнения изначально построены как диалог между персонажами, один из которых поет средним голосом, а другой высоким. Все распевки сопровождаются красочными иллюстрациями. Дети с удовольствием исполняют данные упражнения, а также учатся передавать характер и настроение того или иного персонажа. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.
В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.




Рисунок 1Рисунок 2 Заголовок 1 Заголовок 215