Способы рационального построения семейного бюджета


Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8 - 11) на уроках обществознания
по теме: Способы рационального построения семейного бюджета.
Выполнил: учитель истории и обществознания
Свистунова Ирина Викторовна
МАОУ лицей №93 города Тюмени
Тюмень-2016
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 17
Библиографический список 18
Приложение 19
Введение
Каждый третий россиянин сегодня делает ненужные покупки. Чтобы успешно планировать личный бюджет, надо пунктуально вести учет всех доходов и расходов.
Умение рационально распоряжаться личными финансами необходимо всем без исключения. Так, состоятельным гражданам оно нужно для того, чтобы научиться контролировать и «пресекать» абсолютно ненужные траты, тем самым регулируя личные финансы. Среднему классу эти навыки пригодятся для того, чтобы «безболезненно» откладывать средства на покупку квартиры или машины. Что же касается тех россиян, чьи личные финансы оставляют желать лучшего, то, научившись рационально экономить, они сделают первый и очень важный шаг на пути к выходу из того финансового тупика, в котором оказались.
Разработка урока
Цель: осуществление связи теории с практикой на уроках обществознания по вопросам финансового просвещения старшеклассников.
Основная часть
Методическое обоснование темы.
Одним из ключевых направлений образовательной политики является усвоение базовых знаний и навыков населения в области финансовой грамотности, формирование разумного финансового поведения граждан Российской Федерации, их ответственного участия на рынках финансовых услуг, и повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Молодые люди сегодня вступают в жизнь во все более сложном финансовом мире и должны быть готовы к принятию индивидуальных финансовых решений, в первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах.
План урока ( с технологической картой).
Дидактическая
Структура
урока Методическая подструктура урока
Методы
обучения Форма
деятельности Методические
Приемы и их
содержание Средства
обучения Способы
организации
деятельности
Организационный момент.
Основная часть урока.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Домашнее задание.  Кейс- метод индивидуальная
групповая  технология деятельностного метода обучения.  печатные;
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные индивидуальная групповая
Тема урока: «Способы рационального построения семейного бюджета».
Тип урока: урок по первоначальному формированию умений и навыков финансовой грамотности в вопросах формирования и распределения семейного бюджета.
Вид урока: смешанный.
Класс: 10-11, возраст 16-17 лет.
Цель методическая: создание условий для формирования знаний, умений и навыков в вопросах финансового рационального поведения учащихся.
Цели образования(обучения, воспитания, развития).
Обучающая:
- систематизация информации по теме занятия, нахождение оптимальных путей решения финансовых задач в структуре семейного бюджета
Развивающая:
-совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации, формировать умение обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы.
Воспитательная:
-ориентировать обучающихся на разумную, финансово- обоснованную деятельность, воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.
Методы обучения:
- словестные (рассказ, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация слайдов)
- поисковый (поиск информации)
- практический (подготовка и защита мини- проектов)
Дидактические методы: информационно-рецептивный, проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Материально-техническое обеспечение урока: презентация Power Point Project.
Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, экономика, история.
Ключевые понятия: бюджет, доходы, расходы, сбалансированный бюджет, рациональное поведение.
Структура урока:
1.Организационный момент (3 мин.)
2.Индукция (мотивация и целеполагание) (10 мин)
3.Изучение нового материала (20 минут)
4.Афиширование (10 мин)
5.Рефлексия (5 мин)
6.Домашнее задание (2 мин)
Содержание урока:
1.Организационно-подготовительный этап урока.
(организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку, санитарное состояние кабинета)
Учитель: Добрый день! Мы очень рады видеть вас. Когда мы готовились к занятию, мы думали о вас, и, мы надеемся, на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Сегодня нам предстоит очень необычная работа. А необычная, потому что мы сегодня проводим занятие по технологии проектного урока. Что необходимо для любого проектного урока? Конечно, знания.
Этап организации выявления знаний: фронтальная беседа учащихся с учителем по пройденному материалу.
Предлагаемые вопросы для беседы:
1.Что такое экономика?
2.Назовите, что такое факторы производства. Перечислите их.
3.Какая связь существует между факторами производства и факторными доходами?
4. Какова главная экономическая проблема, которая определяет жизнь каждого человека и общества в целом и находится в центре внимания экономической науки?
5.Перечислите главный действующий субъект экономики.
Тема сегодняшнего урока: «Способы рационального построения семейного бюджета».
Вопросы, которые мы с вами будем рассматривать не сложны для вашего понимания, но очень важны для каждого из вас. Мы познакомимся с семейным бюджетом, рассмотрим различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуемся составлять семейный бюджет.
Этап усвоения новых знаний.
На этом этапе урока идет фронтальная беседа учащихся с учителем по изучению нового материала (учащиеся конспектируют в тетрадях).
Учитель:
Бюджет - (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами)- схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Обращение к учащимся:
1. Есть ли в вашем распоряжении личные деньги?
2.Перечислите источники получения денег.
3.Назовите основные источники получения денег ваших родителей.
Учитель:
Семейная экономика начинается с момента зарождения семьи, с выработки молодоженами принципов и стратегии благопристойной, как минимум обеспеченной, а может быть, и богатой семейной жизни, с организации и повседневного ведения домашнего хозяйства. Современная экономическая мысль рассматривает семью как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.
Сегодня институт семьи переживает кризис. Семьи испытывают на себе влияние совокупности экономических, правовых, нравственных отношений. Переход к рыночной экономике и устранение поддержки государства заметно сказались на бюджете семьи. Общепринятой формой организации семейной экономики является семейный бюджет, который представляет собой формирование доходов семьи, их использование, согласование доходов и расходов. Но и в семье важно правильно и рационально расходовать денежные средства. Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
Также следует отметить, что без грамотного формирования доходной части и эффективного использования расходной части семейного бюджета, а также прогнозируемого инвестирования определенной доли дохода семейного бюджета невозможны планомерное и эффективное развитие семьи, реализация её планов.
Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый обычно на месячный срок.
Структура семейного бюджета.

Доход - это общая сумма денежных средств и материальных благ, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период.
В нашей стране и в большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Вот и ваши родители основной источник доходов имеют заработную плату. Но многие семьи наряду с заработной платой получают доходы и от владения другими факторами производства.
- Подумайте, где и какие доходы могут получить ваши родители, (мнения ребят)
Учащимся предлагается заполнить кластер:
«Источники доходов семейного бюджета»

Ответы (варианты):
папа мама сын-студент
заработная плата заработная плата стипендия
вторичная занятость (работа в такси) прибыль от предпринимательской деятельности доход от сдачи квартиры, которая досталась по наследству
Учитель:
Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы. (мнения ребят)
Семейные доходы - это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.
Учитель: Во все времена считалось, что нужно уметь не только зарабатывать деньги, но и с умом их тратить.
- Как вы понимаете экономический термин «расходы»? (мнения ребят)
- Куда ваша семья тратит свои доходы? (мнения ребят)
Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. В результате составления баланса доходов и расходов семьи выявляется дефицит (недостаток) или накопления (избыток) семейного бюджета.
Учитель:
Все семейные расходы можно разделить на две категории: обязательные и произвольные.
Как вы считаете, какие расходы мы можем назвать обязательными? (мнения ребят)
- Приведите примеры из личного жизненного опыта обязательные расходы. (мнения ребят)
- Какие расходы вы отнесете к произвольным? (мнения ребят)
- Чем отличаются обязательные расходы от произвольных? (мнения ребят)

Учитель:
Обратимся к экономической науке.
Справка.
Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг, при сокращении низкокачественных.
Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. Сам автор определял его суть в том, что доля расходов, затраченная на еду (т. н. коэффициент Энгеля) тем больше, чем меньше уровень дохода.
Статистические данные показывают, что домашние хозяйства в странах с низким доходом тратят большую часть своего бюджета на предметы первой необходимости, такие как продукты питания. В развитых и благополучных странах всего десятая часть доходов «проедается», остальные деньги, помимо уплаты обязательных платежей, рассредоточиваются на досуг, образование, медицинские услуги и предметы роскоши, а также накопления и сбережения. Потребители принимают свои решения о покупках продуктов питания на основе своего общего бюджета, включающего расходы на другие товары и услуги. Часть расходов на продовольственные товары в общем бюджете семьи, например, Великобритании составляет 11-15%, США – 8-10%, а в России и Украине – 35-55%. Домашние хозяйства в странах с низким, средним и высоким среднестатистическим уровнем доходов имеют различные структуры потребления и спроса. При этом бедные вынуждены выбирать менее калорийные и питательные продукты, но более дешевые.
Население богатых развитых стран отдает предпочтение более качественным и соответственно более дорогим товарам. Именно по этой причине количество приобретенных продуктов питания в разных семьях может отличаться незначительно, однако существенные различия будут в содержании питательных элементов и калорийности стандартных пищевых наборов этих стран. Относительно дешевые продукты питания, такие как крупы и овощи, составляют большую часть пищевого рациона в более бедных странах, в то время как более дорогостоящие продукты питания, такие как молочные продукты и мясо, чаще включаются в рацион питания семей в процветающих государствах.
Жители стран с низкими доходами более чувствительны к изменениям дохода, чем жители развитых стран с благополучным экономическим положением основной массы домохозяйств. Кроме того, структура потребления по-разному варьируется в зависимости от предметов потребления: меньшая реакция на изменения цен таких категорий, как продукты питания и одежда, арендная плата за жилье, медицинское обслуживание, а вот сэкономить семьи в ситуации роста цен могут на предметах роскоши и развлечениях, например, отдыхе.
При этом в странах Европы достаточно высока доля расходов общего бюджета семьи на оплату квартиры и коммунальных услуг. В Европе она составляет 14-16%, а в Японии – свыше 21% от общих расходов.
Основные статьи расходов семейного бюджета в Швейцарии – это оплата медицинского, пенсионного и личного страхования, на которые тратится более 22% от всех расходов семьи. Довольно весомым является статья расходов на жилье и коммунальные услуги – 16,9%. Среднестатистический гражданин Швейцарии уплачивает около 13,7% налогов. 12,5% личного бюджета уходит на образование, развлечения и отдых. Оплата связи и транспорта составляет всего 9,9% от общей суммы расходов, продукты питания и напитки – 7,7%, лекарства и платные медицинские услуги – 4%, одежда и обувь – 2,9%. Оплата предприятиям сферы услуг, в том числе прачечным, парикмахерским, фитнес-центрам – 3,2%. А на табак и алкоголь швейцарцы готовы потратить около 1,2%.
В США семейный бюджет распределяется в следующих пропорциях: 24% от него уходят на оплату аренды жилья, налоги на недвижимость или выплату ипотечного кредита; коммунальные услуги составляют 8%; а транспорт – 14%. На приобретение еды и напитков американцы тратят (около 14%; на одежду – 4%; а на отдых и развлечения – 5%. Также в семейные и личные траты входит страхование и сбережения – 9%, медицинские услуги – 6%, благотворительность и подарки – 4%. Остальные 12% своих расходов житель США планирует на личные увлечения и прочие нужды или выплачивает из них потребительские займы, автокредиты и проценты по кредитным картам.
В России до 40% от бюджета семьи может тратиться на продовольственную группу товаров, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных услуг, 8% ─ на транспорт, 5% ─ непродовольственные услуги, 5% ─ на одежду и обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения. Однако такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов. Чем больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда, развлечения и отдых.
Россия отстает от развитых стран в большей степени по структуре потребления бедных семей. Разрыв между размером доходов самых бедных и самых богатых в нашей стране превышает 15 раз. В такой ситуации десятая часть населения – самая беднейшая – тратит половину своих доходов на еду, в США этот показатель не превышает 30%, а в Великобритании – 25%.
Учитель:
В каком финансовом документе планируются доходы семей и их расходы? (в семейном бюджете)
Что такое семейный бюджет? (мнения ребят)
Учитель: Семейный бюджет — роспись доходов и расходов семьи.
Бюджет бывает: сбалансированным, избыточным и дефицитным
- Как вы понимаете, что такое сбалансированный бюджет? (мнения ребят).
Различают три вида семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.
1) Совместный бюджет.
2) Долевой бюджет (Совместно - раздельный).
3) Раздельный бюджет.
Далее представим основные функции семейного бюджета.
Основная функция семейного бюджета - это контроль за текущими финансовыми делами семьи путем сбалансированного распределения доходов и расходов. Понятно, что расходы, которые производятся семьей в течение месяца, должны быть не меньше доходов, получаемых ею за этот период.
Следующие функции семейного бюджета заключаются в планировании (оно заключается в распределении финансов по необходимым статьям расходов) и анализе (оценке трат, их необходимости и полезности и возможности повторять их в дальнейшем).
Также бюджет выполняет ограничительную функцию, заставляя задуматься над возможностью и целесообразностью тех или иных расходов, и регулирующую функцию (ведь он призван регулировать доходы и расходы). После составления семейного бюджета и произведения расчетов по всем статьям нужно убедиться в том, что расходная часть бюджета не превышает доходную. Если все же такая тенденция обнаружена, то следует либо найти способ для сокращения расходов по тем или иным статьям, либо заняться поиском дополнительных источников финансирования.
Учитель:
- Как вы понимаете, что такое избыточный бюджет?
Учитель: Разность между доходами и расходами называется остатком денежных средств. В настоящее время все больше семей предпочитают имеющиеся в их семейном бюджете остатки денежных средств вкладывать в банки, чтобы они приносили им новые доходы - проценты. Очень жалко, но бюджет не всегда бывает сбалансированным, иногда он может быть дефицитным.
- Что такое дефицитный бюджет?
Семейный бюджет можно отнести к группе потребительских. Потребительский бюджет представляет таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы семьи, делаются выводы о необходимости их изменения в ту или иную сторону с целью сбалансированности!
Таким образом, семейный бюджет должен быть всегда сбалансированный!
Мудрость гласит: Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, а разумность всегда с тобой.
Финансовая грамотность — сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте(приложение 1).
Этап - закрепление материала:
(Учащиеся работают в группах по 2 человека, у каждой группы на столе условие задачи, в компьютерах за которыми будут работать обучающиеся, уже вбита таблица с пустыми графами семейного бюджета.)
Учащимся необходимо:
1.Понять проблемную ситуацию и принять необходимое решение
2. Аргументировано защитить свои решения
3. Заполнить статьи семейного бюджета и с помощью программы Microsoft Office Excel графически изобразить (столбиковую диаграмму) финансовую ситуацию семейного бюджета семьи W.
Обращение к учащимся.
Нужно помнить, что учитывать деньги необходимо как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу. В этом вам поможет программа ведения личного бюджета.
Краткосрочное планирование личного бюджета обычно предпринимается в рамках одного месяца, его главная задача – добиться того, чтобы ежемесячные расходы не превышали ежемесячных доходов.
Задание 1: составьте таблицу (структуру) личного бюджета, в которой будут учитываться все ежемесячные доходы и расходы. Примерно эта таблица будет выглядеть следующим образом.
Задание 2: скрупулезно учтите (и впишите в таблицу) все свои источники доходов, после чего подсчитайте общие месячные доходы. Несложные вычисления позволят понять, сколько денег в месяц можно тратить на те или иные вещи.
Задание 3: зафиксируйте, сколько денег в месяц уйдет на обязательные платежи и ежедневные расходы. После оплаты всех счетов и всех покупок подсчитайте, сколько потрачено фактически. Вот когда вам станет окончательно ясно, во сколько вам и вашей семье на самом деле обходится один месяц жизни. А чтобы в раздел расходов вошли абсолютно все месячные затраты (даже такие «невидимые глазу», как покупка «сникерса» или зажигалки), ведите учет расходов каждый день.
Задание 4. В конце месяца, после всех калькуляций, трезво оцените все свои доходы и расходы. Это позволит вам понять, сколько средств из доходов необходимо, например, на погашение ежемесячных обязательных платежей, а сколько можно отложить, скажем, на новогоднюю вечеринку. Если заполнив таблицу, вы увидите, что расходы превышают доходы, тщательно проанализируйте создавшуюся ситуацию: от чего можно было бы отказаться, что можно было бы купить дешевле?
3.Ответить на вопросы: Рационально ли вы тратите свои денежные средства? Есть ли шанс увеличить ваши доходы? Уменьшить ваши расходы?
А теперь поговорим немного о долгосрочном планировании личного бюджета. Разобьем этот процесс также на четыре этапа.
1. Сначала четко определим свои главные финансовые задачи (нужно скопить на дом, квартиру, машину, образование детей, отпуск). Разумеется, чтобы достичь таких грандиозных целей, придется затянуть пояса и отказаться от каких-то привычных ежемесячных трат.
2. Затем сделаем кое-какие приготовления на «черный день». Увы, от чрезвычайных ситуаций и кризисов, внезапных болезней и безработицы никто не застрахован. Хорошо бы иметь в заначке три-шесть месячных зарплат. Кроме того, следовало бы застраховать жизнь, здоровье и имущество.
3. При этом никогда не будем забывать о том, что все самые важные события в жизни (бракосочетание, рождение ребенка, учеба, переезд в другой город, выход на пенсию) сильно сказываются на бюджете, а потому следует заранее спланировать расходы, связанные с этими событиями.
4. И наконец, всегда будем в курсе того, что происходит в стране и мире. Иногда приходится пересматривать свои вкусы, привычки и амбиции, чтобы, если наступают сложные времена, удержаться на плаву. Давайте сегодня учиться экономить и жить по средствам.
Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Бюджет семьи составляют в основном родители. А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Какую помощь могут оказать дети в рациональном расходовании семейного бюджета? Какой вы сделаете для себя вывод по итогам нашей беседы?
Этап подведения итогов урока:
(Вопросы сформулированы с поставленными целями урока)
1.Назовите факторы производства и виды приносимых доходов с них?
2.Назовите структуру семейного бюджета?
3.Каковы основные виды доходов вашей семьи?
4.Какие новые виды доходов можно предложить семьям в условиях экономического кризиса?
5. Перечислите основные рекомендации по сокращению расходной части семейного бюджета.
Сегодня на уроке за плодотворную работу и правильные ответы получают оценки следующие учащиеся…
Учитель:
По результатам 2015 года семья Ивановых поняла, что их ежемесячные расходы растут на 2% в месяц. Исходя из этого они спрогнозировали рост своих ежемесячных расходов и в 2016 году.
Как называется логическая операция, которую выполнили Ивановы?
Гражданин N берет в банке кредит в размере 200 тыс. руб. под 25 % годовых сроком на 2 года. Какую сумму он заплатит банку по истечении указанного срока а) 200 тыс. руб. б) 250 тыс. руб. в) 300 тыс. руб. г) 400 тыс. руб.
Домашнее задание: учащимся предлагается составить список финансовых мероприятий, которые способствовали бы сохранению стабильного семейного бюджета.
Варианты ответов:
1.Обеспечение страховой защиты семьи. Часто в семье основную часть дохода приносит один из супругов, за счет которого формируется весь бюджет. В определенный период времени у кормильца находятся на содержании несколько человек – дети, супруг/а, прочие родственники. В этом случаи для семьи самым ценным активом является жизнь и дееспособность кормильца и поэтому его жизнь должна быть застрахована. В случае внезапной смерти кормильца или его инвалидности семья должна получить страховую выплату, размер которой будет обеспечивать нормальный уровень жизни на протяжении нескольких лет.
2.Формирование резервного фонда. Размер этого фонда должен составлять от 3 до 6 месячных расходов семьи. Это особенно актуально для тех домохозяйств, где основная доля доходов складывается из заработной платы при выполнении работы по найму. Любое сокращение на предприятии, увольнение, смена работы, в общем, прекращение регулярных доходов может неблагоприятно отразиться на семейном бюджете. Именно данный резерв является так называемой «подушкой безопасности» и его задача поддержать текущие расходы семьи при временном отсутствии дохода. Для этих целей рекомендуется воспользоваться банковскими депозитами с возможностью частичного снятия денежных средств.
3.Инвестиционный план. В этом разделе подбираются конкретные инструменты, основная задача которых является выполнение финансовых целей человека. Такими инструментами могут быть банковские депозиты, ценные бумаги, ПИФы, драгоценные металлы, валюта, ОФБУ, недвижимость и прочее. Наличие разных финансовых инструментов в портфеле человека обеспечивает распределение рисков, причем желательно раскладывать их по разным валютам, а также инвестировать не только в России, но и за рубежом. В настоящий момент Россия имеет международный рейтинг надежности гораздо ниже, чем развитые страны Европы и США и это необходимо учитывать при составлении финансового плана.
4.План пенсионных накоплений. Помимо государственного пенсионного обеспечения, которое также дает возможности для прироста своего капитала за счет передачи накопительной части пенсии под управление частным управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам, вы также самостоятельно можете формировать свой пенсионный капитал. В течение вашей трудовой деятельности для этих целей целесообразно часть дохода отчуждать в так называемый «неприкосновенный запас», за счет которого вы будете жить после того как захотите пойти на заслуженный отдых. Это не обязательно делать по достижению именно пенсионного возраста, вы можете установить свой срок выхода на пенсию, например в 45 лет. Если в течение 30 лет, каждый месяц откладывать по $100 на депозит по ставке 8% с ежемесячной капитализацией, то к концу этого периода накопленная сумма составит почти $150.000, причем из нее $114.000 будет начислено в виде процентов.
Отчет о проведении занятий с использованием учебно-методической разработки.
Урок был проведен в 11-х классах. Затруднения были в создании эмоционального фона урока и обеспечении единства обучения воспитания и развития, а также в распределении учебного времени.
Причинами затруднений можно назвать следующие обстоятельства: в настоящее время изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поиска новых взаимоотношений в системе «учитель-ученик», в данном уроке значительно увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности ученика (выполнение проекта), в каждом классе были учащиеся, которые не успели справиться с заданиями.
Выводы:
Данная технология урока подтверждает наличие положительной тенденции в освоении и реализации учителями школы идей метапредметного обучения школьников, однако есть серьезные проблемы в построении и проведении таких уроков.
Заключение.
Мы пришли к следующему пониманию о том, что же это такое: обучение тому, как сберегать семейный бюджет, рационально его использовать и находить новые источники его формирования- одна из важнейших потребностей современного подрастающего поколения .
Финансовая грамотность – обладание знаниями и навыками, необходимыми для принятия ответственных, компетентных и уверенных экономических и финансовых решений. В своих действиях финансово грамотный гражданин должен уметь видеть весь диапазон доступных возможностей и связанные с ними риски. Финансово грамотный гражданин должен быть способен не просто читать условия предоставления финансовых продуктов, но и должен быть способен создавать новые условия (новые производственные отношения), которые будут способствовать развитию общества в целом (рост количества рабочих мест, гарантированные доходы, более справедливое распределение излишков и т.д.).
Финансово грамотный гражданин должен знать больше, чем разницу между доходами и расходами в семейном бюджете. Гражданин должен быть осведомлен об уровне бедности в стране и его динамике; о различиях между прогрессивным и регрессивным налогообложением и т.п. Все это требует того, чтобы гражданин был способен понять основы того, как работает экономика, каковы структурные причины бедности, неравенства и экономических кризисов.
Американский предприниматель Генри Висс считает: «Государство тратит миллиарды долларов на борьбу с банкротствами, депрессией, самоубийствами и разводами, но никто не выделяет даже единого цента на обучение американцев правильному расходованию денежных средств. Каждая семья выбрасывает не менее 20% денег в мусорный бак и при этом жалуется на их нехватку. Сложившаяся ситуация не поддаётся никакой логике». Он прав, ведь повышение финансовой грамотности населения невозможно без помощи специалистов.
Многие семьи несерьезно относятся к планированию семейного бюджета. Они даже не задумываются, что их сбережения могут приносить доход, например, если положить их на депозит. Это поможет избавить от желания потратить свои сбережения, к тому же через некоторое время принесет дополнительный доход, в виде процентов.
Библиографический список
1.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
2.Федеральный закон О банках и банковской деятельности (в ред. Федеральных законов от 03.02.96 N 17-ФЗ,от 31.07.98 N 151-ФЗ, от 05.07.99 N 126-ФЗ)
3.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) "Об акционерных обществах"
4. Булатов А.С. Экономика. // М.: Международные отношения. 2012. 152 с.
5. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. 2010.
6. http://www.minfin.ru [Министерство финансов Российской Федерации]
7. http://www.cbr.ru [Центральный Банк РФ]
8. www.d2b.ru. [ Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамотность для школьников
Издательство: Российская экономическая школа.]9. http://www.gorodfinansov.ru “Город финансов” - качественно новый Интернет-ресурс в области финансовой грамотности
10. http://www.pfrf.ru [Пенсионный Фонд Российской Федерации]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доклад учащейся на тему «Пенсионный калькулятор в РФ»
Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и утрате кормильцаПервые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Когда князья и воеводы славянских дружин заботились о пропитании, вооружении своих подданных и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости.
1663 г. – назначение «лечебных» денежных выплат для раненых.
18 века – издание законодательства об оказании помощи раненным и инвалидам за счет госбюджета, распространение пенсионного обеспечения на государственных служащих и военных.
19 век – распространение пенсионного обеспечения на частное предпринимательство.
20 век – выход постановлений о социальном обеспечении трудящихся, что было связано с революциями, происходящими с стране. Замена системы пенсионного обеспечения на систему социального страхования.
Конец 20 века – проведение пенсионных реформ и внедрение в 2001 году новой модели.
Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а так же в связи с достижением установленного стажа работы в определенной сфере трудовой деятельности.
Как обеспечить для себя пенсию:
1.Устройство на работу
2.Получение страхового свидетельства
3.Контроль за процессом уплаты работодателем взносов в Пенсионный фонд
Стремитесь заработать большой стаж и работайте в компании, которая платит «белую» зарплату, а не «в конвертах». С 1 января 2010 года работодатель будет отчислять не единый социальный налог в бюджет, а страховые взносы за каждого работника от официальной зарплаты, которые учитываются на его персональном счете в Пенсионном фонде РФ.

Оптимальной профессией я считаю профессию врача. У всех служащих в сфере медицины «белые» и достойные зарплаты. С помощью пенсионного калькулятора на сайте Пенсионного фонда России можно рассчитать свою будущую пенсию.
Основная задача пенсионного калькулятора - разъяснить порядок формирования Ваших пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также показать, как на размер страховой пенсии влияет:
•размер Вашей заработной платы;
•выбранный Вами вариант пенсионного обеспечения в системе ОПС;
•продолжительность трудового (страхового) стажа;
•военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и другие социально значимые периоды жизни;
•обращение за назначением пенсии позже достижения установленного пенсионного возраста.

По состоянию на текущий момент (2015 год) в России действует закон, позволяющий выходить на заслуженный отдых мужчинам в 60 лет, женщинам – по достижению 55 лет.
Таким образом, отработав 30 лет в медицине, имея заработную плату в размере – 44530 руб (средняя заработная плата по городу Тюмени), моя пенсия будет составлять – 30133,39, которую я рассчитала с помощью пенсионного калькулятора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Специалисты в области личных финансов советуют:
- хотя бы три месяца продержаться в том бюджете, который вами запланирован. Постепенно вы привыкните к другому, более скромному образу жизни и не будете испытывать психологический дискомфорт и ностальгию по тем временам, когда могли позволить себе немного (или много) лишнего;
- добиться такой структуры семейного бюджета, при которой ежемесячные кредитные платежи не превышают 30% ежемесячных доходов;
- следовать «золотому правилу десяти процентов». Именно 10% от дохода большинство специалистов рекомендуют регулярно откладывать. Мотивируют они это, в частности, тем, что человек даже не помнит, на что у него обычно уходит десять процентов зарплаты. Получается, без этих расходов он мог легко обойтись, и лучше было бы эту «золотую десятину» вложить во что-нибудь дельное.
Серьезное отношение к деньгам требует серьезного подхода. Вне зависимости от того, сколько зарабатывает человек – много или мало, ответственный подход к финансам требует наличие финансового плана. Вам необходимо знать структуру ваших доходов и расходов, какую часть средств вы можете инвестировать и за счет этого приумножать сделанные накопления. Вы должны знать, в какие сроки вы сможете претворить все ваши цели в жизнь и за счет чего вы это сделаете.
Давайте попробуем сделать расчеты. Допустим, вам бы хотелось купить автомобиль стоимостью $16.000 в течение ближайших 5 лет. Каким образом вы можете это осуществить (для простоты расчетов не будем учитывать возможное изменение цен на автомобиль):
Вариант 1. Покупать доллары и копить, вкладывая деньги в сейф. Если вы будете откладывать по $270 ежемесячно, то через 5 лет сможете купить автомобиль.
Вариант 2. Взять валютный кредит в банке под 12% годовых на 5 лет. Тогда в течение этого срока ежемесячно вам придется платить $355, и в итоге, вы заплатите банку $21.354, что на треть выше, чем стоимость автомобиля. Зато на нем вы сможете ездить сразу.
Вариант 3. Открыть валютный пополняемый депозит со ставкой 8% годовых с ежемесячной капитализацией в долларах и каждый месяц откладывать по $355. Тогда автомобиль вы сможете купить через 3 года и 3 месяца без всякой переплаты.