Исследовательская работа ПОИСК ПУТЕЙ ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА ЧЕРЕЗ РАЗУМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ


Районный конкурс работ
исследовательского характера (конференция) учащихся
ПОИСК ПУТЕЙ ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА ЧЕРЕЗ РАЗУМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Авторы:
Окладникова Алина Михайловна,
учащаяся 4 «А» класса;
Евтушенко Алена Дмитриевна,
учащаяся 4 «Б» класса.
Чаусы, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение1 3
1. Что такое энергосбережение 5
2. Энергосбережение в Беларуси 6
3. Результаты анкетирования учащихся 8
4. Описание проведенных экспериментов 10
Заключение 14
Список использованных источников 15
Приложения 16
ВВЕДЕНИЕ
Тему своей работы мы выбрали не случайно. Актуальность данной проблемы обусловлена возрастающим интересом к вопросам энергосбережения в связи с реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Экономические знания нужны всем: и взрослым, и детям. В связи с постоянным ростом тарифов на электроэнергию и другие топливно-энергетические ресурсы все более актуальной становится возможность снизить затраты за их оплату.
Эти обстоятельства стали для нас поводом задуматься над тем, как сэкономить семейный бюджет, соблюдая элементарные правила культуры энергопотребления, не требующие больших затрат и специальных знаний.
На эту тему мы стали говорить с родителями. Они нам объяснили, что действительно эта тема очень актуальна и во всем мире ставят задачу эффективного использования, экономии энергоресурсов и внедрения энергосбережения. Например, мы узнали, что одна из сложных проблем в экономии энергоресурсов - начать с себя.
Таким образом, экономить ресурсы в быту — это значит с умом расходовать электроэнергию. Причем в большинстве случаев такая экономия не связана с какими-либо неудобствами, а в результате — выгода для семейного бюджета. Мы решили изучить литературу по данному вопросу, провести некоторые наблюдения и эксперименты и на основании этого сделать соответствующие выводы.
Цель: выяснение того, что мы можем сделать, для сокращения потерь электроэнергии дома.
Задачи:
собрать и проанализировать информационный материал по теме «Энергосбережение»;
привлечь внимание учащихся учреждения к проблеме энергосбережения;
провести анкетирование учащихся учреждения;
провести наблюдения и эксперименты, раскрывающие значимость проблемы сбережения электроэнергии;
проанализировать возможности экономии электроэнергии при использовании энергосберегающих мероприятий в быту;
приучаться следить, чтобы электричество дома не расходовалось зря.
Гипотеза: смогу ли я внести свою лепту в решение мировой проблемы – энергосбережения, разумно используя электроэнергию в домашних условиях.
Объект исследования: количество электроэнергии, потребляемой в быту.
Предмет исследования: электрический ток.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, проведение опытов, обобщение и анализ результатов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в жизни и практической деятельности человека.
1. ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Сегодня в современном мире энергосбережение – это неотъемлемая часть жизни цивилизованного общества. Это и забота о здоровье, и экономия денег, и комфорт проживания. Но одна из самых главных (глобальных) характеристик энергосбережения – это защита окружающей среды от негативных воздействий. Энергосбережение – это технологии и уклад жизни, которые помогают нам уменьшить потребление энергии за счет её рационального использования. В более узком смысле, энергосбережение подразумевает ведение экологически-дружественного образа жизни за счет использования новых технологий, которые помогают сэкономить наши с вами деньги и природные ресурсы нашей планеты, в последнее время так бездумно расходуемых человечеством, что в конечном итоге может привести к катастрофическим изменениям климата. [2,с. 36] Когда вы уменьшаете количество потребляемой энергии, вы автоматически пытаетесь снизить повышение температуры нашей атмосферы (этот процесс известен как глобальное потепление). Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! Никто не может сделать все, но каждый может сделать что – то. И если каждый что – то делает, мы многого можемдостичь вместе! [1,c. 26]
2. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В БЕЛАРУСИ
Само понятие "энергосбережение" стали использовать в Беларуси очень давно, еще в советский период. Недаром 2013 год Указом Президента Республики Беларусь № 537 был объявлен «Годом бережливости», который стал логическим продолжением реализации Директивы № 3 от 14.06.2007 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».[7]
И как следствие, в 2014 году город Чаусы стал восьмым городом Беларуси, присоединившимся к проекту «Пакт мэров».
«Пакт мэров» – это крупная европейская программа, которая стартовала в 2008 году как движение городов к устойчивому энергетическому развитию. Пакт подписали уже около пяти тысяч городов мира. Они берут на себя обязательства по реализации стратегии Европейского союза «202020» — к 2020 году сократить выбросы углекислого газа (углеродный след) на 20%, уменьшить потребление энергии на 20% и увеличить долю использования возобновляемых источников энергии до 20%.[8]
Достижение такой амбициозной цели возможно при внедрении энергоэффективных технологий и в промышленности, и в быту. В наших силах помочь родному городу выполнить данное обещание. Для этого нужно слегка изменить свой стиль жизни.
В наших силах уменьшить выбросы углекислого газа. Для этого нужно начать экономить электроэнергию, тепло и воду. Помочь в этом жителям города призван проект «Система автоматизации процесса учета израсходованной энергии и воды». Он реализуется в нашем городе, начиная с середины 2015 года, при совместном финансировании Европейского Союза и Чаусского райисполкома. Проект реализует Чаусский районный исполнительный комитет в партнерстве с Чаусским унитарным коммунальным предприятием "Жилкомхоз" и Могилевским экологическим общественным объединением "ЭНДО".[6]
На базе нашей школы с марта 2015 года по март 2016 года был реализован проект "Внедрение системы экологического менеджмента в систему образования". Цель этого проекта: повышение эффективности экологической деятельности учреждения образования за счет внедрения системы экологического менеджмента.
Проект реализован при финансовой поддержке программы SECTOR Регионального Экологического Центра для Центральной и Восточной Европы. С белорусской стороны партнером выступала Организация устойчивого развития «Наш след»
На базе школы разработали и внедрили систему экологического менеджмента и вступили в сеть «Белый аист». На базе РСЭОО «Живое партнёрство» действовал консультационно-методический цент «Белый аист». Для снижения энергозатратв рамках проекта были закуплены 15 энергосберегающих ламп для замены лапм накаливания, для пищеблока была закуплена энергоплита. Реализация данного проекта позволила существенно снизить затраты электроэнергии в школе. [5]

3.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Собрав и проанализировав информационный материал по теме «Энергосбережение», мы решили узнать, насколько учащиеся нашей школы проинформированы по этому вопросу. Для этого среди учащихся нашего учреждения образования было проведено анкетирование, которое помогло выявить интересы детей и уровень их представлений об энергии и энергопотреблении. (Приложение А)

В анкетировании приняли участие 79 человек, из них 37 учащихся 1-4 классов, 42 учащихся 5-9 классов.

На 1 вопрос анкеты: «Знаете ли вы что такое энергосбережение?» - больше положительных ответов дали учащиеся 5-9 -ых классов: 85% - знают и 15%-не знают. А учащиеся младших классов положительных ответов дали меньше: 73% -знают и 27% - не знают. (Приложение Б)
На 2 вопрос анкеты: «Экономите ли вы дома электроэнергию?», утвердительно ответили 86% учащихся и отрицательно – 14% (Приложение В)
На 3 вопрос: «Какие способы энергосбережения вы знаете?», учащиеся средних классов ответили:
1) «использование энергосберегающих лампочек» - 7%;
2) «выключают электроприборы» - 42 %;
3)«выключают свет, уходя из дома» -51%.
А учащиеся младших классов ответили, что:
1) «не оставлять свет включенным» - 40%;
2) «выключать свет, уходя из дома» - 34%;
3) «не знают» ответили 26% учащихся.
Проанализировав данные анкеты, мы сделали вывод, что учащиеся начальных классов хуже информированы в вопросе энергосбережения и слабо разбираются в способах энергосбережения, чем учащиеся среднего звена.
4. ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Опыт был проведен мной в домашних условиях.

При проведении опыта я использовала инструктивную карточку, которая была разработана совместно с нашими руководителями. (Приложение Г)
Ежедневно снимала  показания электросчетчика в течение недели, делая это каждый вечер.

Результаты отмечала точкой в соответствующей колонке отчета.
В конце недели провела линию через все точки. У меня получился график использования электроэнергии по дням недели. (Приложение Д)
Нашла общее количество использованной электроэнергии за неделю, посчитала, сколько будет стоить потребленная электроэнергия.
 Отметила, в какие дни недели потребление электроэнергии максимальное, в какие дни недели потребление минимальное. Оказалось, что максимальное потребление электроэнергии приходиться на выходные дни.
Проанализировав результаты, я задумалась о том, что можно сделать, чтобы уменьшить потребление электроэнергии.
Пути сбережения потребляемой энергии:
выключала света в помещениях, когда в них никого нет;

максимально использовала естественное освещение;

экономно использовала бытовые электрические приборы: на неделю отказались от микроволновой печи и электрочайника, не оставляли электроприборы в режиме ожидания;

использовала местное освещение;

заменили дома лампы накаливания на энергосберегающие лампы.

Сравнила полученные результаты.
Затем провела повторный эксперимент, используя пути сбережения потребляемой энергии. На данной диаграмме видно, что потребление электроэнергии за неделю снизилось. Этому способствовало использование энергосберегающих технологий.
Потребление электроэнергии в квартире участника эксперимента за первую неделю  –   43 КВт, за вторую неделю – 31 КВт. За счет снижения энергопотребления, мы сэкономили за вторую неделю 12 КВт.
Экономия денежных средств:  если 1 киловатт электроэнергии стоит в пределах социальной нормы 0,1188  рубля, то сэкономленные 12 КВт будут стоить  1 руб. 43 коп. (Приложение Е)
Вклад в экономию электроэнергии каждого человека важен. И для этого я рассмотрели бесполезный расход электроэнергии сначала в масштабах 4-х классов, затем в масштабах учащихся начальных классов и на заключительном этапе на уровне учащихся всего учреждения. (Приложение Ж)
Из данной таблицы видно, что если все учащиеся нашего учреждения задумаются о путях экономии электроэнергии, то снижение затрат на оплату электроэнергии составит 783 руб. 45 коп..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной нами работы мы много узнали об энергосбережении. На основании данных, полученных в ходе исследования, выдвинутая нами гипотеза была доказана.
Проведенное нами исследование показало, что многие учащиеся нашего учреждения образования не знали о проблеме энергосбережения, и поэтому не задумывались о ее экономии.
Доказано, что проведение даже самых простых мероприятий дома ведёт к экономии электрической энергии и к снижению денежных затрат при её использовании. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.
В ходе исследования, мы установили, что в быту удобно и выгодно использовать энергосберегающие лампы, отключать приборы, работающие в режиме ожидания. Расчеты показали существенную экономию средств на оплату за электроэнергию.
По результатам исследования мы разработали памятку, которую рекомендовали учащимся нашего учреждения. (Приложение З)
Наши перспективы: продолжить работу по сохранению электроэнергии в школе и дома; проведение классных часов на тему «Энергосбережение - к чужому труду уважение», на которых организовать встречу с людьми, чьи профессии связаны с электроэнергией; выступление на родительских собраниях. В дальнейшем мы будем продолжать «беречь» энергию. Привлечь к энергосбережению как можно больше родителей, семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
М. И,.Аркуша Энергетика и окружающая среда. Физика и экология. – Сост. М. И. Аркуша, Издательский дом «Корифей», 2006. – 96 с.
В.В., Дежкина, “Беседы об экологии”
Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. — Мн.: Тэхналогія, 2001.
Уроки Электроши: факультативные занятия «Азбука Берегоши»
Использование материалов из интернета: https://2chausy.schools.by/pages/sistema-ekologicheskogo-menedzhmentahttp://www.chausynews.by/?p=11027http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=100http://chausy.info/chausy-pakt-merov/
Приложение А
3.1 Анкета
Цель: выяснить, понимают ли учащиеся необходимость  рационального и экономного использования энергоресурсов и знакомы ли они со способами энергосбережения.
Знаете ли вы что такое энергосбережение?
а) да
б) нет
Экономите ли вы дома электроэнергию?
а) да
б) нет
Какие способы энергосбережения вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение Б
3.2 Диаграмма «Знаете ли вы что такое энергосбережение?»

Приложение В
3.3 Диаграмма «Экономите ли вы дома электроэнергию?»

Приложение Г
4.1 Инструктивная карточка
Ежедневно снимать  показания электросчетчика в течение недели, делая это каждый вечер.
Результаты отмечать точкой в соответствующей колонке отчета.
В конце недели провести линию через все точки. Получится график использования электроэнергии по дням недели.
Найти общее количество электроэнергии за неделю, посчитать, сколько будет стоить потребленная электроэнергия.
 Отметить в какие дни недели потребление электроэнергии максимальное, в какие дни недели потребление минимальное. Сделай предположение, с чем это связано.
 Проанализируй результаты и постарайся найти пути уменьшения электропотребления.
Затем проведи повторный эксперимент, используя пути сбережения потребляемой энергии.
Сравни полученные результаты.
 Сделайте вывод о расходовании электроэнергии и путях снижения ее потребления в быту.
ПриложениеД
4.2 График использования электроэнергии по дням недели

Приложение Е
4.3 Диаграмма «Результат снижения энергопотребления за 2 недели»

4.4 Отчет о проведенном домашнем исследовании
КВт Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Всего,1-я неделя 4 6 5 5 6 9 8
Всего, 2-я неделя 3 4 4 3 4 7 6
Снижение 1 2 1 2 2 2 2
Приложение Ж
5.1 Возможная экономия электроэнергии
№ п.п. Группа учащихся Количество учащихся Экономия
энергии Экономия денег
1. 4 «А», 4 «Б» классы 41 учащийся 492 КВт 58 руб. 45 коп.
2. Учащиеся начальных классов 199 учащихся 2 388 КВт 283 руб. 70 коп.
3. Учащиеся всего учреждения 518 учащихся 6 216 КВт 783 руб. 45 коп.
Приложение З
5.2 Памятка
Уходя, гасите свет.
Используйте местное и естественное освещение.
Используйте вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75 %).
Отключайте все электроприборы, когда они не используются
Чем больше света сбережём,
Тем лучше все мы заживём!
К нам шло электричество годы, века.
И пусть сбережёт его наша рука.