ПРОГРАММА «В ЖИЗНЬ ПО БЕЗОПАСНОЙ ДОРОГЕ»


ПРОГРАММА «В ЖИЗНЬ ПО БЕЗОПАСНОЙ ДОРОГЕ»
Пояснительная записка
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Содержание и организация воспитательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.
В соответствии с этим составлена Программа «В жизнь по безопасной дороге».
Цель программы – донести необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья среди обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы:
- повысить у обучающихся уровень знаний по культуре безопасного поведения;
- помочь обучающимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
- оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;
- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия;
- сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Участники программы: обучающиеся 5-9 классов, учителя, воспитатели, медицинские работники, инспекторы ГИБДД, работники пожарной части и службы спасения.
Данная программа строится на основных принципах воспитательной деятельности с детьми с проблемами в развитии:
принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки обучающимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей;
принцип вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора обучающимися форм участия школы-интерната;
принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;
принцип нравственного обогащения социальной среды - требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;
принцип развития самодеятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.
Обучающие в условиях деформированного процесса социализации:
в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
в условиях «социального сиротства»;
в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Предрасположенность детей к несчастным случаям в различных сложных жизненных ситуациях обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по формированию безопасной культуры поведения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение обучающихся Правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улице и дома.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики безопасного поведения.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
при планировании занятий предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасной культуры поведения;
оборудовать площадку для практических занятий;
организовать участие сотрудников ГИБДД, службы спасения, медицинских работников в проведении практических занятий;
разработать и внедрить систему соревнований на знание основных правил и мер безопасного поведения;
разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного маршрута.
Внедрение здоровьесберегающих технологий
При планировании здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать:
формы работы
время проведения мероприятий в режиме дня
возраст воспитанников
особенности методики проведения
Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в воспитательном процессе коррекционной школы можно выделить следующие:1. Медико-профилактические 
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья воспитанников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ2. Физкультурно-оздоровительные 
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.
3.  Образовательные 
воспитание культуры здоровья воспитанников, личностно-ориентированного воспитания и обучения (беседы, игры)
4. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка 
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ОУ; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ОУ5.    Обучения здоровому образу жизни 
технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапии), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
Взаимодействие коррекционной школы с учреждениями структуры службы спасения ,пожарная часть.
Проблема социализации всегда остро стоит для воспитанников коррекционных школ, т.к. – это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую изолированы от свободного общения со сверстниками и взрослыми вне стен образовательного учреждения.
Для успешной социализации воспитанников коррекционной школы необходимо научить ребёнка находить правильные способы реагирования в различных чрезвычайных ситуациях.
Проблемой безопасности кроме образовательных учреждений озадачены и экстренные службы, работники которых проводят с воспитанниками профилактические беседы по безопасности.
Для их проведения были разработаны лекции, практические занятия, викторины по безопасности. Подготовлены презентации, наглядные материалы, а также нарезка видеоматериалов из архива службы спасения для иллюстрации разбираемых тем.
Для проведения занятий специалисты службы спасения посещают учебное заведение для проведения мероприятий, а также практические занятия проводятся на базе службы спасения в учебном классе.
План мероприятий (дорожная карта)по реализации концепции непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности.
№п/п Наименование мероприятий Сроки проведения Ответственные Результат
1.Информационное аналитическое сопровождение
1.1 Разработка и утверждение программ по организации профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Август 2016год Зам. директора по ВР 
 Формирование у детей компетенций безопасного участия в дорожном движении, формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения, личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и безопасности, ответственное отношение к правилам и установкам.
1.2 Мониторинг состояния материальной и учебно – методической базы образовательных организаций по обучению детей основам безопасности дорожного движения, формированию навыков безопасного участия в дорожном движении. Сентябрь – октябрь 2016 год Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
Мониторинговая карта
1.3 Создание банка научно методических, учебных пособий, образовательных ресурсов по обучению детей безопасному участию в дорожном движении, а также рекомендаций по их использованию. По мере поступления, в течение 2016 – 2020 годов -Классные руководители.
-Воспитатели. 1.4 Актуализация информации в разделе «Безопасность дорожного движения» на сайте школы – интерната. Не реже одного раза в квартал Своевременное обновление информации по безопасности дорожного движения
2.Методическое обеспечение
2.1 Разработка и реализация программ практико ориентированных курсов по обучению обучающихся конкретным действиям в опасных дорожных ситуациях. 2016 -2020года. Укрепление учебно – методической базы по реализации дорожной безопасности.
2.2 Обновление безопасных маршрутов движение детей по пути «дом – школа - дом». Постоянно Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
3.Кадровое обеспечение
3.1 Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) педагогических работников школы – интерната по вопросам обучения несовершеннолетних основам безопасности дорожного движения. 2017 -2020 года. Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
4.Организация и проведение мероприятий
4.1 Участие в окружном конкурсе на лучший социальный ролик по профилактике безопасности дорожного движения «Безопасные дороги – детям!» Февраль 2017год, далее ежегодно. Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
Вовлечение детей и подростков в активную деятельность по развитию культуры безопасного поведения на дорогах.
Охват не менее 30 детей.
4.2 Участие в конкурсе вариативных программ в сфере профилактики детского дорожно – транспортного травматизма среди образовательных организаций Ханты – Мансийского автономного округа Югры «Зелёный огонёк». Февраль – март 2017год. Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.

Выявление лучшего опыта работыобразовательных учреждений автономного округа по профилактике детского дорожно –транспортного травматизма среди детей и подростков.
4.3 Проведение конкурсов рисунков, сюжетно – ролевых игр, конкурсов с целью обучения детей основам безопасного поведения на дорогах, с использованием наглядного материала (мультфильмы, видеоролики, плакаты и.т.д.) 2016 – 2020года. -Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
-Классные руководители.
-Воспитатели.
-Инспектор ГИБДД. Закрепление обучающимися знаний о правилах дорожного движения, привлечение детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
4.4 Разработка комплексного плана организационно – профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в школе интернат. Ежегодно, до 1 августа. -Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
4.5 Проведение практического мероприятия
«День безопасности» Ежемесячно -Зам. директора по ВР 
Парфёнова С.В.
-Классные руководители.
-Воспитатели.
-Инспектор ГИБДД. Закрепление обучающимися знаний о правилах дорожного движения, привлечение детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ожидаемые результаты внедрения программы
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки
праздники
театрализованные представления
соревнования
конкурсы
В результате работы по данной программе учащиеся должны знать:
- О существовании и соблюдении правил безопасности жизнедеятельности;
- О правилах поведения пешеходов, велосипедистов на улицах сёл, города, о правилах дорожной грамотности и навыках безопасного поведения на дорогах;
- О способах оказания первой медицинской помощи;
- О видах необходимых витаминов и соблюдении правил правильного питания.
уметь:
- Уметь применять правила безопасности жизнедеятельности на практике;
- Уметь оказывать первую медицинскую помощь друзьям и близким;
- Уметь вызвать по телефону необходимую службу и дать полную информацию о ситуации;
- В художественной форме изображать и пропагандировать среди сверстников правила безопасности жизнедеятельности, выпускать агитационные плакаты.
Список литературы
Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический проект. – 2005.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномальногоразвития детей. – М., 1989.
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007 
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Соловьев В.Н. Педагогические, адаптационные и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5 – стр. 117-122