Единый урок В жизнь по безопасной дороге


Единый урок в начальной школе
Тема: «В жизнь по безопасной дороге»
Провела: учитель начальных классов Эмирусеинова Э.Я.
7035806762750
Цели:
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход проведения классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель. «Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?
Ученик. Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.
Учитель. Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица не парк, а шоссе – не тропинка.
Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт. А как всему этому научиться?
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запоминают?
Для пешеходов есть тоже правила. Если не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом». Я приглашаю вас на занятие в Школу пешехода, где познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов.
2. Ход проведения классного часа. Занятие в школе пешеходов.
1) История появления и развития дороги.
Учитель. Отгадайте, что это?
Начало – нота, потом оленя украшение.А вместе – место оживлённого движения. (Дорога)
Учитель. Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?
Сообщения учеников.
Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами».
Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
Учитель. Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Мнения детей)
Учитель. Это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?
Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло?
Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
Учитель. Сейчас дороги покрывают асфальтом. Но почему иногда в наше время дороги называют «мостовая»? (ответы детей) (Слайд № 3)
Учитель. Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
(Слайд №4) Рассмотреть улицы города, части дороги.
Учитель. Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.
Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу.
Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Учитель. (Слайд №6) Тротуар, Презентация
в переводе с французского, обозначает «дорога для пешеходов». Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
Обобщение. (Слайд №7)
2) Инсценировка ситуаций. (Группы детей показывают сценки, а учащиеся исправляют ситуации).
Учитель. Представим, что наш класс – это улица. Вот тротуар, вот проезжая часть, а по тротуару идут ребята.
Сценка №1. Дети идут весёлой компанией, громко разговаривают и размахивают руками.Сценка №2. Мальчики играют на тротуаре в мяч.Сценка №3. Одна девочка, идя по тротуару, прыгает через прыгалку, а другая балансирует на краю тротуара.
Учитель. (делает вывод) Какие правила надо помнить, если вы идёте по тротуару? (ответы детей)
3) История светофора.
Учитель. Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Как перейти мостовую? Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов. И тогда
Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трёхглазое на одной ноге.Где машины движутся,Где сошлись пути.Помогает улицу людям перейти.
Что это за «чучело трёхглазое»? (ответы детей)
Учитель. Раньше он назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.
Сообщения детей. (Слайд №8)
Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.
В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.
Учитель. (Слайд №9) Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)
Учитель. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?
Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.
Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.
Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.
Ученик, используя модель светофора, читает отрывки из стихотворений.
Он и вежливый и строгий,Он известен на весь мир.Он на улице широкой -Самый главный командир.У него глаза цветные, Не глаза, а три огня!Он по очереди ими Смотрит сверху на меня.
Если красный свет горит – Значит, путь тебе закрыт!Если жёлтый свет горит – «Приготовься!» - говорит.А зелёный свет горит – Путь вперёд тебе открыт!Перейти через дорогуВам на улицах всегда И подскажут, и помогутГоворящие цвета.
Работа светофоров (Слайд №10)
Игра «Светофор»: красный - стой, жёлтый – хлопай в ладоши, зелёный – иди.
4). Дорожные знаки.
Учитель. (Слайд №11) Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.
Очень нужен он в пути,Где дорогу перейти?Он расскажет «что» и «как»,Звать его ….. дорожный знак.
Иди через улицу там пешеход,где знаком указан тебе …. Переход
Этот знак такого рода -он на страже пешехода.Переходим дружно вместемы дорогу в этом месте. (пешеходный переход)
Если ты поставил ногуНа проезжую дорогу,Обрати вниманье, друг:Знак дорожный – красный круг,Человек, идущий в чёрном, Красной чёрточкой зачёркнут.И дорога вроде, но здесь ходить запрещено!(знак «Пешеходное движение запрещено»)
Учитель. Где устанавливается такой знак?
Что за зебра посреди дорогиКаждый раз ложится нам под ноги?Чтоб в больницу вдруг не угодить, Нужно лишь по ней переходить.Отгадаешь, значит, ты готов в поход,Это пешеходный ….. (переход)
Чтоб мостовую перейти.Взгляни налево, нет машины?Тогда шагай до середины.Потом налево погляди,Машины нет – переходи!
Ролевая игра: «Как мы переходим улицу?» (дети показывают работу светофоров, а водители и пешеходы выполняют установленные правила)
5) Анализ ситуаций по картинкам.
Учитель. Правильно ли поступили ребята? (разбор ситуаций по картинкам – слайды №12, 13, 14)
6) Тест-опрос по правилам пешеходов.
Учитель. Ведь мы с вами проводим занятие не в простой школе, а в школе пешеходов. Проведём «экзамен». Приготовили свои «светофоры». Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.
По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
Если горит красный сигнал светофора. А машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
При переходе дороги можно разговаривать.
Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.
Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)
Итог занятия. (Слайд №15)
4.Игра «Светофорчик»(музыкальная)

Учитель. Давайте подведём итог занятия в Школе пешехода.
- Почему появились правила дорожного движения?
- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?
- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?
- Что главное вы сегодня поняли в школе пешеходов?
Выходя на улицу,Приготовь заранееВежливость и сдержанность,А главное – внимание.Шагая осторожно,За улицей следи,И только там, где можноЕё переходи!Нельзя ходить зевая!Нельзя считать ворон!На дороге – все молчок!Рот закрыли на замок!На дороге – это ясно:Разговаривать опасно!
Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять.
До свидания. Жду вас на следующем занятии в Школе пешехода.