Программа внеурочной деятельности В жизнь по безопасной дороге

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
классных руководителей и воспитателей
Протокол № 1
от г.
Руководитель МО
___З.П. Илюхина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____Н.К. Смирнова
г.

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МБОУ «СОШ № 18»
(протокол
От . № 2)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МБОУ «СОШ № 18»
от г. № Директор МБОУ
«СОШ № 18»
______М.Г. Сафарова







города Череповца Вологодской области

Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка
«В жизни по
безопасной дороге»
для 5а – 6а классов
Срок реализации программы:
01.09.2016 – 31.05.2018

Составитель:
Войлошникова Ирина
Игоревна,учитель.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа к курсу «В жизнь по безопасной дороге» для 5а– 6а классов (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее Учреждение) разработана на основе:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Программа воспитания и социализации учащихся (основное общее образование
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по военно – патриотическому воспитанию и профилактике дорожно – транспортного травматизма с использованием программы Т. В. Фроловой «В жизнь по безопасной дороге». Волгоград: Учитель , 2015. - 100с.
Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она рассчитана на проведение занятий в количестве 34 часов.
Данная программа – это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
1.Обучение теоретическим знаниям и самостоятельная работа;
2.Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни;
3.Проектная и творческая деятельность.




Общая характеристика программы
Цель программы: формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и жизни окружающих как к ценности
Приоритетными задачами станут:
- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах,в общественном транспорте,в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов , приемов обучения и воспитания:
- обучение навыкам безопасного движения на улицах города практической деятельности, в ходе тренировок на местности:
- организация конкурсов и мероприятий, выставок по БДД;
- укрепление взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД;
- использование материально-технического потенциала школы для обучения и воспитания школьников;
Ведущие принципы педагогической деятельности
Учитывая цель и задачи программы, необходимо опираться на принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге.
Последовательность.
Воспитание собственным примером.
Соответствие формы обучения возрасту ребенка.
Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Условия реализации программы
Важнейшими условиями подготовки детей к их безопасному участию в дорожном движении являются:
Наличие мощной учебной методической и материальной базы для обучения;
Обучение должно проходить там, где проходит жизнь и деятельность ребенка;
Обеспечение заинтересованности к изучаемому материалу создание ситуации успеха;
Пропаганда знаний безопасности дорожного движения;
Необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Занятия проводятся в кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами.

Формы, методы и приемы обучения
Обучая детей ПДД, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, эвристические беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, игры, просмотр видеофильмов и т.д.
В организации обучения необходимо использовать целый комплекс оптимальных приемов:
Интерес - это мотив, который является обязательным моментом на всех этапах развития.
Творческая деятельность.
Создание ситуации успеха.
Создание ситуации совместных переживаний.
Прием размышления вслух.
Использования педагогики сотрудничества и метода групповой работы.
Таким образом, предлагаемая система стремиться вовлечь ученика, в активную, творческую, осознанную, самостоятельную учебную и воспитательную деятельность, что позволяет повысить ее роль в формировании устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности ПДД является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к ПДД.


Календарно-тематическое планирование
5 класс

№ п/п

Тема
Планируемые сроки проведения





1
Вводный инструктаж по ОТ. Введение. Город, в котором мы живем.
02.09

2
Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе.
09.09

3
Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении.
16.09

4
Причины дорожно – транспортных происшествий.
23.09

5
Рост числа транспортных средств в городе, районе. Увеличение населения.
30.09

6
Причины дорожно – транспортных происшествий и меры по их предупреждению.
07.10

7
Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.
14.10

8
Назначение дорожной разметки. Ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов.
21.10

9
Назначение дорожной разметки. Горизонтальная и вертикальная разметка.
28.10

10
Сигналы светофора с дополнительными секциями.
11.11

11
Трехсекционные светофоры с одной или двумя дополнительными секциями. Значения сигналов этого типа светофоров.
18.11

12
Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, их назначение.
25.11

13
Поведение на железной дороге. Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна.
02.12

14
Сигналы дежурного или светофора, находящегося на железнодорожном переезде.
09.12

15
Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, игр вблизи железнодорожных путей.
16.12

16
Движение транспортных средств. Скорость движения транспортных средств.
23.12

17
Ограничение скорости. С какой скоростью водитель должен вести автомобиль в населённом пункте, на международных трассах.
13.01

18
Что такое дистанция между автомобилями? Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение направления движения.
20.01

19
Осветительные приборы на автомобилях и мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами.
27.01

20
Остановочный путь транспортных средств. Время, необходимое для остановки транспортного средства. Расчёт остановочного пути.
03.02

21
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Места установки номерных знаков.
10.02

22
Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля в ручным управлением, учебного автомобиля.
17.02

23
Обозначение буксирного троса при буксировке транспортного средства на гибкой сцепке. Значение опознавательных знаков для пешеходов. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспортного средства.
03.03

24
Поведение учащихся при дорожно – транспортном происшествии. Вызов «скорой помощи». Возможность оказания первой доврачебной помощи.
10.03

25
Езда на велосипеде. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Неисправности велосипеда и их устранение. Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением учителя или руководителя кружка.
17.03

26
Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз при управлении велосипедами при движении по дорогам. Дорожно – транспортные происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению
24.03

27
Дополнительные требования к движению велосипедистов. Возрастное ограничение для велосипедистов. Порядок движения по проезжей части.
07.04

28
Правила перевозки груза на велосипеде. Правила маневрирования, проезда нерегулируемых перекрёстков.
14.04

29
Движение групп велосипедистов. Порядок движения по проезжей части улиц и дорог на велодорожках.
21.04

30
Одежда велосипедистов. Действия руководителя колонны велосипедистов.
28.04

31
Использование стенной печати, школьного радиоузла для пропаганды ПДД. Участие в работе отряда юных инспекторов движения.(ЮИД).
05.05

32
Организация утренников для младших школьников по теме «Безопасность движения»
12.05

33
Участие школьников а пропаганде ПДД.
19.05

34
Итоговое занятие. Подведение итогов (диагностика по ПДД) «Правила эти пусть знают дети!»
26.05






Календарно-тематическое планирование
6а класс


№ п/п


Тема


Планируемые
сроки
проведения

1.
История возникновения правил дорожного движения
06.09

2.
Правила дорожного движения РФ
13.09

3.
Роль автомобильного транспорта в экономике.
20.09

4.
Организация движения транспорта и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения.
27.09

5.
История создания автомобиля и велосипедов.
04.10

6.
Формы регулирования движения.
11.10

7.
Сигналы 3-секционного светофора. Сигналы светофора с дополнительными секциями. Односекционные светофоры.
18.10

8.
Правила перевозки пассажиров на мотоциклах мотороллерах.
25.10

9.
Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мотороллере) и на мотоцикле с коляской.
08.11

10.
На загородных дорога. Сельский транспорт. Тракторы и прицепы.
15.11

11.
Проезд железнодорожных проездов.
22.11

12
Остановка и стоянка транспортных средств.
29.11

13.
Длительная стоянка, стоянка на проезжей части
06.12

14.
Правила пользования транспортными средствами.
13.12

15
Правила поведения детей при их перевозке на грузовых и легковых автомобилях.
20.12

16.
Правила посадки и высадки пассажиров.
27.12

17.
В новый век безопасности (экология и транспорт).
17.01

18.
Воздействие транспорта на экологию в нашем городе.
24.01

19.
Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
31.01

20.
Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом.
07.02

21
Дополнительные требования к движению велосипедистов.
14.02

22.
Правила проездов велосипедистами нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
21.02

23.
Дополнительные требования к движению велосипедистов. Возрастное ограничение для велосипедистов. Порядок движения по проезжей части.
28.02

24.
Обязанности велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД.
07.03

25.
Разработка сценариев для младших школьников.
14.03

26.
Правила проездов детей на роликах.
21.03

27.
Проведение конкурса среди учащихся 6 классов на лучшую разработку беседы по ПДД.
04.04

28
Основные обязанности пешеходов и велосипедистов- соблюдение ППД.
11.04

29.
Разработки памяток по ПДД для школьников во время летних каникул.
18.04

30
Практические занятия велосипедистов на специальных площадках.
25.04

31
Игры и соревнования велосипедистов по ПДД.
02.05

32
Диагностика знаний по ПДД
16.05

33
Лекторий «Красный, желтый, зеленый».
23.05

34
Итоговое занятие.
30.05



Учебно-методическое сопровождение
Т. В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».









15