Рабочая программа по внеурочной деятельности В жизнь по безопасной дороге

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы «В жизнь по безопасной дороге» авт.-сост. Т.В. Фролова, Волгоград: Учитель, 2014 год в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 7-12 лет и предназначена для реализации в рамках параллелей с 1 по 4 классы.
Программа рассчитана на проведение занятий в количестве часов в 1классах и часов во 2-4 классах.
Данная программа – это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения и предусматривает работу по 3 направлениям:
Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки, экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, работа с обучающими компьютерными программами);
Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры драматизации, просмотр фильмов и презентаций);
Агитационно - пропагандисткая, проектная и творческая деятельность.
Программа охватывает всю структуру воспитательно- образовательной деятельности школы, включает в себя работу детьми 7-12 лет, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работниками ГИБДД и других общественных и государственных организаций.
Цель программы: формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношение к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также активная адаптация школьников ко всевозрастающему процессу автомобилизации страны.
Практическая необходимость и жизненная значимость занятий состоит в том, что они являются предметом прямого действия, и от того, как проводятся, будет реально зависеть безопасность и здоровье каждого ребенка.
Задачами по изучению ПДД являются:
- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов, приемов обучения и воспитания;
- обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности в ходе тренировок на местности;
- расширение содержания курса ПДД через связь с другими науками и областями человеческой деятельности, а также интеграция курса ПДД в различные структуры учебно-воспитательного процесса;
- формирование умений и навыков пропаганисткой и агитационной работы и развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- организация конкурсов и мероприятий, выставок по БДД;
- повышение активности педагогического коллектива, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения;
- укрепление взаимодействия школы с ГИБДД и другими организациями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- использование материально-технического потенциала школы и других ее возможностей для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;
-отслеживание результативности работы всех участников образовательного процесса с помощью мониторинговой деятельности.
Принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге:
Последовательность. Любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже усвоенное в последующем опыте.
Воспитание собственным примером. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением самых близких людей-родителей, а позже воспитателей и учителей.
Соответствие формы обучения возрасту ребенка. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.
Включенность обучения в контекст повседневной жизни. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но и закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умения ребенка использовать их в реальных ситуациях.
Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. В интересах ребенка и родителей как можно раньше приучить его принимать решения самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации.
Необходимо опираться на ряд дидактических принципов:
Принцип непрерывности.
Принцип жизнетворчества(саморазвития) – воспитание творческой личности с большим объемом усвоенных знаний, умений, навыков, способную применять их в определенном культурном пространстве.
Принцип гуманизации. Важно помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность в себе, дать почувствовать свою самоценность независимо от успехов в учебной деятельности;
Принцип демократизации.
Принцип стимулирующего обучения.
Личностно-ориентированное образование. Учет психофизических особенностей каждого ребенка, умение найти в его работе что-то новое, его «изюминку».
Индивидуализация. Решение любого вопроса в пользу ребенка, создание взаимоуважительной атмосферы, когда педагог признает ребенка как личность.
Принцип природосообразности. Обучение приятно и ненавязчиво, ибо человек запоминает то, что ему нравится и нужно для жизни.
Принцип поиска.
Принципы традиционного обучения: научность, наглядность, системность.

Условия реализации программы.
Важнейшими условиями подготовки детей к их безопасному участию в дорожном движении являются:
- наличие соответствующей требованиям времени мощной, учебной, методической и материальной базы для обучения;
- организация обучения с использованием имеющихся для этой цели средств, методов и форм обучения.
- обучение должно проходить там, где проходят жизнь и деятельность ребенка, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с осуществлением личностного подхода учебно-воспитательном процессе.
- обеспечение стойкой мотивации, создание ситуации успеха.
- взаимное обогащение учащихся через организацию совместных действий, коммуникацию, общение, рефлексию, в которой устанавливается отношение ученика к собственной работе и собственным действиям.
- пропаганда знаний безопасности дорожного движения.
Существует ряд дополнительных условий достижения целей и задач программы:
- расширение возможностей использования современных компьютерных технологий;
- повышение уровня оснащенности кабинета ПДД, позволяющих на практике освоить полученные знания;
- расширение сотрудничества между детьми и сотрудниками ГИБДД;
- оперативность и объективность контроля знаний.

Средства обучения.
Необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы.
Методические:
- методический комплект «Правила дорожного движения»
- материалы для обучающих курсов для родителей и детей.
- материалы для родительских собраний
- дорожные знаки с указаниями
- комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД».
- тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов
- разработки конкурсов, праздников, встреч, экскурсий, слетов.
Дидактические:
- игровой материал «Дорожные знаки» (собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке)
- плакаты «Формы перекрестков» «Жесты регулировщика» «Сигналы светофора»
-фотоматериал
- шифровки, карточки;
- макеты улиц и перекрестков;
- атрибуты к играм;
- видеоматериал;
- книжки – раскраски;
- тематические альбомы для рассматривания;
- детская художественная литература.
Технические:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- макет светофора, жезлы;
- Стенды «Дорожные знаки», «Дорожная разметка»
- уголки безопасности
- наборы тематических плакатов;
- настольные игры по ПДД;
- форма для участников конкурсов
Вне кабинета:
- пришкольный автогородок;
-разметка на пришкольной площадке.

Формы, методы и приемы обучения.
Обучая детей ПДД. Необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, игры.
Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в се[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- тематические праздники;
- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,
- конкурсы;
- эстафеты;
- диалоги;
- беседы;
- диспуты;
- тренинги;
Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.
Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является наиболее эффективной. Важную роль в развитии познавательной активности играют упражнения в устном и письменном сочинении.
Эвристическая беседа – новая форма обучения, когда дети сами выводят законы, формулы. Она создает атмосферу сотрудничества и творчества, доставляет детям удовольствие.
В организации обучения необходимо использовать целый комплекс приемов, которые способствуют включению каждого ребенка в активную деятельность, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.
- Интерес
-Творческая деятельность (придумать, сочинить, нарисовать, изготовить)
- Создание ситуации успеха.
- Создание ситуаций совместных переживаний.
- прием размышление вслух
- прием активизирующих вопросов.
- педагогика сотрудничества.
- метод групповой работы.
Во время проведения контроля знаний желательно предлагать ребятам индивидуальные раздаточные тесты, карточки с различными заданиями. Применение этого типа карточек дает полноценную картину сформированности определенных понятий, знаний.
Необходимо максимально использовать компьютерные технологии: обучающие мини программы, онлайн- уроки, видеофильмы, презентации.
Персональный компьютер необходимо использовать как средство для оформления результатов проектной и творческой деятельности (альбомы, боевые листки, закладки)
Результатами творческого сотрудничества с ребятами могут стать формы обучения:
- занятия проблемного изложения
- занятия с элементами театрализации
- занятия - исследования
- занятия типа КВН
- занятия зачеты
- занятия с групповыми формами работы.
Изучение ПДД предполагает интеграцию предмета с другими науками,
такими как медицина, страхование, издательское дело, техника, история, физкультура, валеология, психология.
Ценностные ориентиры.
- умственное развитие - учащиеся получают и закрепляют знания по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делится жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственное воспитание – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются ПДД;
- эстетическое воспитание - школьники участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсы;
- трудовое воспитание - учащиеся изготавливают пособия, макеты;
- физическое воспитание.
Содержание деятельности.
В рамках программы необходимо организовать следующую систему работы.
Структурированное содержание программы для каждой возрастной категории, определение необходимого уровня знаний по ПДД;
Направленная деятельность по агитации и пропаганде БДД;
Проектная деятельность
Организация совместной деятельности
Формирование у педагогов профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания ПДД
Тесное взаимодействие с родителями.
Данная система включает следующие основные направления деятельности.
Учим правила дорожного движения.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся устойчивых знаний и навыков соблюдения и выполнения ПДД.
Содержание:
- учебная программа на каждую параллель с 1 по 4 классы.
- ежедневные блицминутки – занятия для первоклашек;
- классные часы;
- тематические предметные недели по БДД (сентябрь, май);
- внеклассные мероприятия;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- клубные часы;
2. Объединение «Светофор»
Цель: создать условия для привлечения учащихся к активной работе по пропаганде ПДД.
- соревнования «Безопасное колесо»
- выпуск агитационной газеты;
- выступление агитбригады в начальных классах и детском саду;
- работа в творческих мастерских;
- участие в выставке и конкурсах рисунков;
- организация работы школ БДД;
- организация тематических недель;
- проектная деятельность.
3. Работа с родителями.
Цель: способствовать поддержанию у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения, повышению ответственности родителей за соблюдение детьми ПДД.
Содержание:
- классные и общешкольные родительские собрания;
- анкетирование;
- заседание круглого стола;
- индивидуальная работа;
- организация совместных поездок;
- совместные игры;
- изготовление атрибутов совместно с родителями;
4. Работа с педагогами.
Цель: формирование у педагогов профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания курса ПДД в школе; создание соответствующего программного обеспечения по профилактике ДДТТ.
Содержание:
- аналитическая деятельность по выявлению причин ДДТТ;
- лекционные и практические занятия;
- творческие отчеты;
- конкурсы наглядных пособий;
- обмен опытом.
5. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Цель: применение современных форм и методов обучения и воспитания детей, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах; использование материально-технического потенциала школы для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Содержание:
- разработка учебных программ;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- методические разработки, памятки;
- организация и пополнение методической копилки;
- оформление уголков;
- создание библиотеки и оснащение учебного кабинета.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа внеурочной деятельности школьников по изучению ПДД ориентирована на достижение результатов трех уровней:
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса и школы по практическому подтверждению приобретенных знаний.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; пропаганда ПДД; безопасное поведение на улице, на дороге; пользование общественным транспортом; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги; оказание первой медицинской помощи.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучия;
- проявление этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- применение правил делового сотрудничества: умение выслушать разные точки зрения, проявления терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества.
Метапредметные:
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
- осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- установление причинно-следственных связей;
- использование речи для регуляции своих действий.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- осуществление взаимного контроля;
- умение задавать вопросы, обращаться за помощью;
- умение формулировать свое затруднение;
- умение предлагать помощь и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Учащиеся должны знать:
- элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений;
- что такое остановочный путь, его составляющие;
- что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначение переходов.
Правила пользования переходами:
- правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка;
- что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемыми и нерегулируемыми перекрестками.
Правила перехода проезжей части по ним:
- значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам;
- значение предупредительных сигналов, подаваемых водителям транспортных средств;
- название и назначение дорожных знаков и дорожной разметки;
- правила поведения пешехода на тротуаре.
Правила поведения при движении групп:
- правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта;
- особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
Правила перехода через железнодорожные пути:
- типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части;
- безопасный безопасный путь в школу;
- где разрешается играть и ездить на самокатах.
Учащиеся должны уметь:
- определять места перехода через проезжую часть;
- переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого;
- обращаться за помощью к взрослому в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть;
- пользоваться городским маршрутным транспортом;
- пользоваться безопасной дорогой в школу;
- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и самокатах;
- оценить дорожную ситуацию визуально;
- определять величину своего шага и скорость своего движения;
- определять признаки движения автомобиля;
- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить процент детей, участвующих во внеурочных мероприятиях по знанию ПДД;
- сформировать глубокие теоретические знания ПДД;
- включить в работу значительное число учащихся;
- повысить количественные и качественные показатели эффективности профилактической работы;
- сформировать у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыки пропагандисткой работы;
- повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование в работе компьютерных и инновационных технологий;
- сократить случаи ДДТТ, по вине детей.








Учебно-тематический план
2 класс

Дата по плану
Дата факт
Кол-во часов
Тема

1


2
Город, в котором мы живем

2
04.09.14

2
Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения.

3
11.09.14


2
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.

4
18.09.14

2
Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару и проезжей части.

5
25.09.14

2
Безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

6
02.10.14

2
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным.

7
09.10.14

2
Практическое занятие (экскурсия, настольные игры).
Соревнования в автогородке.

8
16.09.14

2
Остановочный путь и скорость движения.

9
23.10.14

2
Почему опасно внезапно выбегать на дорогу. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.

10
06.11.14

2
Пешеходные переходы. Где можно переходить дорогу.

11
13.11.14

2
Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).

12
20.11.14

2
Дорога с двусторонним движением.

13
27.11.14

2
Поведение пешехода. Правила перехода дороги.

13
04.11.14

2
Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток?

14
11.12.14

2
Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителям.

15
18.12.14

2
Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

16
25.12.14

2
Регулируемые перекрестки. Что такое светофор.

17
15.01.15

2
Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает светофор.

18
22.01.15

2
Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.

19
29.01.15

2
Пешеходный светофор и его сигналы.

20
05.02.15

2
Подземный и наземный пешеходные переходы

21
12.02.15

2
Дорожные знаки «Подземный и наземный пешеходный переход»

22
26.02.15

2
Действия пешехода при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (маячками и сиренами)

23
05.03.15

2
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.

24
12.03.15

2
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначения. Правила поведения на остановке.

25
19.03.15

2
Поездка в трамвае и других видах транспорта. Отличие остановок. Правила для пассажиров трамвая при посадке. В вагоне и при выходе.

26
02.04.15

2
Правила пользования в маршрутном такси.

27
09.04.15

2
Дорожные знаки.

28
16.04.15

2
Где можно и где нельзя играть.
Места для игр и езды на самокате

29
23.04.15

2
Ты велосипедист. История велосипеда и его устройства.

30
30.04.15

2
Поездка за город. Элементы загородной дороги: Обочина, пешеходная дорожка.

31
07.05.15

2
Дорога глазами водителя.

32
14.05.15

2
Конкурс рисунков
«Правила эти пусть знают дети!»

33
21.05.15

2
Викторина

34
28.05.15

2
Итоговое занятие



















































































































































































































































































































































































































13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15