Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС


Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС
Согласно теме педсовета, мы будем актуализировать, вопросы ЗОТ (здоровьесберегающих образовательных технологий), которые активно пропагандируются в системе образования в соответствии с ФГОС. Первопричиной актуальности и проблемности вышеуказанного вопроса является интенсификация образовательной среды, включающей необходимый запас образовательных потребностей всех нозологических категорий учащихся в соответствии с их возможностями.
Здоровьесберегающие технологии
в нормативных образовательных документах
04 февраля 2010 года президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из пунктов основных направлений развития общего образования является пункт № 5, раскрывающий сохранение и укрепление здоровья школьников.
Среди новых требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) предъявляется умение применять здоровьесберегающие технологии.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно отражаться: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Установки на формирование здоровьесбережения предписаны и в предметных результатах.
В образовательной области 12.3 «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» указывается на осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В «Технологии» предписано усвоение правил техники безопасности.
Основное значение в реализации ЗЗТ прослеживается на уроках физической культуры.
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе 10 пунктов, среди которых:
-система знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В Федеральном государственном стандарте в разделе «Образовательная программа начального общего образования» одной из задач ее реализации является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования указывается на раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Система реализации технологий через урочную и внеурочную формы деятельности в их взаимосвязи решает задачи реализации предметных областей. Например, в обществознании (окружающем мире) - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Во внеурочной деятельности ЗОТ реализуются в спортивно-оздоровительном направлении в таких формах как факультативы, секции, соревнования и других.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности по реализации здоровьесберегающих технологий могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно Программе формирования культуры здорового образа жизни необходимо обеспечить:
комплекс знаний, установок, личностных ориентиров, направленных на мотивацию к ЗОЖ, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» читаем: « …. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх.
Рассмотрим определение здоровьесберегающих технологий по В. Д. Сонькину, Н. К. Смирнову, Петров О. В.) и их классификацию.
автор определение
В. Д. Сонькин Здоровьесберегающая технология - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Н.К. Смирнов «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
О. В. Петров Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Классификация здоровьесберегающих технологий по Н.К.Смирнову
Медико-гигиенические технологии (МГТ):
контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):
создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности (обустройство пришкольной территории, наличие зеленые растений в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях).
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
изучение курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медицинскими работниками.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяют на 3 группы:
организационно-педагогические технологии (ОПТ): определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии (ППТ): непосредственная работа учителя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно-воспитательные технологии (УВТ): программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К ним относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики;
лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Урочные и внеурочные формы реализации здоровьесберегающих технологий
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкультминутка для учащихся.
Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
Справка по результатам мониторинга и ВШК
Цель – определение эффективности применения ЗОТ в рамках учебно –воспитательного процесса.
Вид мониторинга и контроля: опрос учителей и классных руководителей, посещение общеобразовательных уроков, анкетирование учителей, наблюдение за обучающимися.
Система оценивания – бальная и процентное соотношение.
Выводы.
В школе реализуется программа развития, в которой учтен раздел по охране здоровья обучающихся и формированию их здоровьесберегающего мировоззрения.
При составлении расписания учебных занятий учитываются требования и правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы.
Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.
В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.
В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует социальный педагог, зам. директора по УВР).
В календарно-тематических планах классных руководителей предусмотрены циклы занятий в целях повышения безопасности учащихся в школе, привития гигиены и правильного питания, здоровьеформировании. Цикл занятий по здоровьесбережению «Спорт и здоровье», «Здоровье и безопасность жизни» (7 часов).
Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.
Рекомендации: активная информационно - просветительская работа с родителями, лицами, их заменяющими, по вопросам организации охранительно-оздоровительного режима для своих детей, по использованию ЗОТ в жизнедеятельности детей.
Анализ уроков с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий для успешного овладения учащимися с ОВЗ образовательными программами
Количество посещаемых уроков: 13
Порядковый номер урока: 2 – 3
Наименования уроков: общеобразовательные уроки
Бланк экспертной оценки здоровьесберегающих условий на уроке
Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 - безусловно да; 2 - скорее да; 1 - скорее нет; 0 - безусловно нет.
№ Действия педагога и учащихся 3 2 1 0
1 Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено. 12 2 Учитель организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленности и т.д.) 11 1 3 Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность. 3 7 2 4 Учитель при необходимости корректирует осанку ученика 9 3 5 Организуются релаксационные паузы 5 6 1
6 Организуются физические упражнения, физкультминутки 10 2 7 Используются приемы снятия эмоционального напряжения учащихся 8 4 8 Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям. 6 6 9 Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, выделяет основные положения темы, наблюдается смена видов деятельности. 12 10 На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера 9 3 11 У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса 9 3 12 Не наблюдается признаков значительной утомленности учащихся. 4 7 1
13 Домашнее задание соответствует норме 12 14 Итого 15 Сумма баллов 4,7 баллов
Результат контроля – оптимальный, 4,7 балла.

Диаграмма № 1. Использование элементов отдыха на общеобразовательных уроках (кол-во классов – 13)
ФизминуткиДинамические паузы
Упражнения для зрения
Упражнения для осанки
Музыкальные паузы
Упражнения на реалаксациюКинестетический комплекс
Анкетирование «Познавательная активность на уроках»
вопросы 1-2 классы 3-4 классы 5-8 классы 9-12 классы
На каких по счету уроках ученики проявляют наибольшую познавательную активность? 2-3 1-3 1-4 1-4
В какие дни недели ученики проявляют наибольшую познавательную активность? вт.-ср. вт.-ср. вт.-чт. ср.–пт.
На каких минутах урока ученики проявляют наибольшую познавательную активность? 10-15 10-20 5-30 1-30
Требуется ли учащимся с ОВЗ средних и старших классов проведение физминуток, динамических пауз, упражнений для снятия напряжения во время урока (6 – 12 классы) да нет
Анкетирование педагогов «Факторы риска здоровьесберегающего направления, влияющие на успех образовательного процесса»
(опрос учителей и классных руководителей в количестве 15 человек)
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (в индивидуальных случаях, которые преобразуются в определенный образовательный маршрут).
Интенсификация учебного процесса.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Стрессовая педагогическая тактика.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
Провалы в существующей системе физического воспитания.
Результаты ранжирования представлены по 3–х бальной шкале по степени важности.
Учитель Л. В. Степаненко