МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в рамках вариативной модели образовательной организации


МОНИТОРИНГ
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в рамках вариативной модели образовательной организации
Подготовил заместитель директора по УВР
Багаевской СОШ№1
Мулько Г.В.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняется не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах работы. Изменения распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога вошли понятия универсальные учебные действия. С УУД, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации, - все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли все вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки?
Для изучения процесса развития УУД нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во – первых, он должен быть межпредметным; во вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД); в – третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.
Мониторинг в образовании – это профессиональная система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития.
Для тогочтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальном звене, на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.
Являясь с 2013 г инновационной площадкой по теме «Мониторинг качества учебных достижений младших школьников», и работая по развивающей системе Л.В.Занкова., учителя начальных классов на МО решили отслеживать развитие метапредметных УУД на разных этапах своего формирования у обучающихся с помощью инструментов, разработанных группой методистов МФЦ Л.В.Занкова.
Мониторинг проводится с 1 по 4 класс, один раз в год и позволяет отследить приращение у обучающихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы.
В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование обучающихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводится на 3-4 неделе сентября и позволяет педагогу определить стратегию работы с каждым обучающимся по достижению высоких образовательных результатов.Результаты «Школьного старта» учитываются и при интерпретации данных мониторинга.
Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее чем двух предметов.
Способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного обучающегося(позволяют судить о его продвижении к метапредметномуобразовательному результату начальной школы), так и относительно групп обучающихся(презентация, слайды №6 – 14)
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой программу мониторинга развития универсальных учебных действий обучающихся 1 – 4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса
Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:
- введение,
- образец,
- три диагностических задания (А, Б, В)
- и дополнительное задание, отмеченное значком
Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапрсдметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Данные мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы. В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре - методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Показатели мониторинга
Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей. В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных универсальных учебных действий, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 4 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается.
В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге начиная с 3 класса. В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 8 новых и всего в мониторинге представлено 16 универсальных учебных действий. Базовым уровнем для их развития по-прежнему является уровень «представления». Важно подчеркнуть, что однажды войдя в число показателей мониторинга, то или иное универсальное учебное действие сохраняется в нем до конца начальной школы. В 3 и 4 классах изучаются все 34 показателя, но уже на уровне применения способа (3 класс) и овладения УУД (4 класс) соответственно. Присоединение целого ряда показателей только в 3 классе связано с тем, что эти учебные действия невозможно осуществлять на основе образца, без понимания сути осуществляемого способа, например, такое учебное действие как «подведение под понятие» и многие другие. Большинство регулятивных УУД будут вводиться и осваиваться учащимися сразу на уровне применения способа и встраивания этого способа в учебную деятельность. Работа над их формированием может быть начата уже в конце 1 класса, но измерению и оценке будет подлежать только в 3 классе.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-м и 4-м - на базовом и повышенном.
Количество универсальных учебных действийи уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов
Таблица 1
Класс Число
показателей в мониторинге Базовый уровень сформированности показателей Повышенный
уровень
сформированности1 класс 8 «Представление» Нет
2 класс 16 «Представление» Нет
3 класс 34 «Способ» Есть
4 класс 34 «Овладение УУД» Есть
Базовый уровень предполагает, что сформированность универсальных учебных действий изучается на несложных в плане предметного содержания заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Все учащиеся должны справляться с заданиями базового уровня сложности. Если учащийся не справляется с заданием базового уровня, ему требуется специальная дополнительная помощь педагога.
Таким образом, количество показателей в мониторинге постепенно увеличивается, и от года к году повышается требование к базовому уровню сформированности каждогоУУД.
В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.
ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Регулятивные УУДУмение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
9.Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
10Умение осуществлять логическое действие синтез.
Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие обобщение.
Умение устанавливать аналогии.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
Умение находить существенные связи между межпредметнымипонятиями, систематизировать и обобщать понятия.
Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
Умение сознательно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Умение формулировать точку зрения.
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
Умение определить общую цель и пути ее достижения.
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
Умение адекватно оценить поведение окружающих
(на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
В тетрадях также использовано по три задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.
Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения разработаны игровые темы для каждой рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет история о лесной школе.
Рабочая тетрадь каждого класса существует в двух вариантах. Выполнение диагностических заданий по вариантам повысит уровень самостоятельности учащихся. Кроме того, альтернативный вариант может использоваться при повторном проведении диагностических заданий в индивидуальной форме с теми учащимися, которые не справились с ними в ситуации предъявления (выполнения) в классе во время урока.
Мониторинг проводится в три этапа.
Первый этап - планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим проведения мониторинговых заданий. В целом, все задания необходимо провести в течение апреля, при этом возможны различные варианты организации работы. Например, учитель может выделить на проведение мониторинга специальные уроки. Их количество зависит от того, для какого класса планируется мониторинг. Другой вариант проведения заключается в том, что в течение двух недель учитель выделяет на своих уроках по 10-12 минут на выполнение того или иного модуля заданий (или двух модулей). Дробить задания одного модуля ни в коем случае нельзя.
Рекомендуется для проведения мониторинга выделять время на втором-четвертом уроках со вторника по четверг включительно. Также желательно предлагать задания в начале выбранного урока.
Второй этап - диагностика уровня сформированностиметапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир.
Число заданий в мониторинге значительно больше, чем число диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений, и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал двух предметов. По каждому предмету дается три взаимосвязанных задания, которые вместе составляют диагностический модуль.
В тетрадях для 3 класса также использовано по три задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.
Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения разработаны игровые темы для каждой рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет история о лесной школе.
Рабочая тетрадь каждого класса существует в двух вариантах. Выполнение диагностических заданий по вариантам повысит уровень самостоятельности учащихся. Кроме того, альтернативный вариант может использоваться при повторном проведении диагностических заданий в индивидуальной форме с теми учащимися, которые не справились с ними в ситуации предъявления (выполнения) в классе во время урока.
В методических рекомендациях дается четкое описание процедуры.
В нашей школе по итогам мониторинга учитель создает группы с которыми нужно отрабатывать то или иное УУД. Для развития и отработки метапредметных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности проводятся занятия «Я познаю себя», «Умники и умницы», «Юные шахматисты», «Развитие речи», «Доноведение», «Информатика»