Индивидуальный план самообразования Системно-деятельностный подход как фактор развития младшего школьника


-7048523622000Индивидуальный план самообразования
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Ф.И.О. учителя: Шигапова Альфия Хантимировна 
Дата рождения: 26.01.1964  
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Елабужский государственный педагогический институт, 1985 год.
Квалификация учитель начальных классов
Специальность по диплому: «Педагогика и методика начального обучения»
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Фасиля Ахметова с. Каркаусь»
  Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Занимаемая должность: Учитель начальных классов  
Дата назначения на должность: 15.08. 1985г.  
Общий стаж трудовой деятельности: 30 лет  
Педагогический стаж: 30 лет  
Квалификационная категория, дата присвоения: Высшая , 2010 г.
Курсы повышения квалификации:

2012 год- Государственное автономное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», 108 часов, по проблеме «Современный образовательный менеджмент», свидетельство, регистрационный № 3024;
2012 год - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», 72 часа, по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики», регистрационный № 2057;
2012 год - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 108 часов, по программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая система развивающего образования как основа реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования», свидетельство, регистрационный №186;
2013 год - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» по теме «Организация и методика работы с семьёй, по профилактике асоциального поведения детей», 108 часов, регистрационный №004088-С;
2013 год - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» по теме «Теория и практика организации учебно-воспитательной работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации», 108 часов, регистрационный №004088-С;
2015 год - Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г.Казань)» по проблеме «Педагогика инклюзивного образования», 108 часов, удостоверение 162402676300, регистрационный №2440/2015.

Тема самообразования:
«Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»
Начало работы над темой – 2012 г.
Окончание работы над темой – 2016 г.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Цели работы над темой самообразования:
способствовать активизации познавательной деятельности через методы активного обучения (системно-деятельностный подход).
Задачи работы над темой самообразования:
изучить теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме активизация познавательной деятельности школьников;
изучить опыт городских пилотных площадок по Введению ФГОС в начальную школу;
организовать атмосферу учебного сотрудничества «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель»;
использовать эффективные приёмы педагогической техники;
поддерживать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, направленную на решение реальных задач через системно-деятельностный подход в обучении;продолжить включение учащихся в участие во всероссийских и школьных конкурсов и олимпиад;
изучать литературу по теме «Теоретические основы организации проектной и исследовательской деятельности» и опыт работы учителей в данном направлении;
дистанционное обучение на педагогических сайтах.

Планируемые результаты:
разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;
формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподавания предметов;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, конкурсах различного уровня, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам;
презентация результатов педагогической деятельности на заседаниях районного методического объединения, в сети Интернет.
Форма работы по самообразования: индивидуальная№
п/п Наименование
мероприятий Организационно-педагогические
мероприятия Сроки
проведения
Iэтап-Научно-теоретическая подготовка
1.1. Развитие знаний теоретических основ предметов, изучаемых в начальной школе. Регулярно и в системе изучать специальную методическую литературу и нормативно-правовые документы.
Изучать передовой педагогический опыт учителей-новаторов и своих коллег.
Особое внимание уделить изучению и реализации материалов ФГОС II поколения. 2012г.-
2016г.
1.2. Повышение квалификации учителей начальных классов. Регулярное прохождение курсов повышения квалификации при ВГАПК и ПРО.
Прохождение дистанционных курсов.
Участие в работе педагогических советах ОУ.
Участие в заседаниях ШМО и РМО учителей начальных классов. 2012г.-
2016г.
II этап- Методическая подготовка
2.1. Совершенствование:
Знаний
педагогических технологий (методов, форм, приемов) обучения в НШ.
Знаний здоровье сберегающих программ Использовать инновационные педтехнологии и передовой педагогический опыт в учебной и внеклассной работе.
Посещение уроков учителей своей школы и школ района.
Изучение, анализ и использование опыта работы учителей-коллег.
Обмен опытом работы с учителями других школ района, области.
Участвовать в конкурсах различного уровня: школьных, районных, областных, региональных и Интернет-конкурсах.
Целенаправленно и в системе вести работу по реализации программы «Здоровье».
Регулярно проводить диагностические исследования о состоянии здоровья детей.
Совершенствовать формы и приёмы работы по укреплению и сохранению здоровья обучаемых 2012г.-
2016г.
2.2 Совершенствование процесса учебно - воспитательного процесса Систематически и целенаправленно использовать в учебной и воспитательной работе ИКТ, ЭОР.
Широко использовать в учебно-воспитательном процессе приоритетные методы и технологии (проектную деятельность, дифференцированное обучение, групповую и парную работу и др.)
Проведение уроков нестандартных форм.
Проведение предметных внеклассных мероприятий.
Создание презентаций, видеороликов к урокам и внеклассным мероприятиям как своих, так и с участием обучаемых.
Продолжать работу по накоплению дидактического материала и медиатеки класса.
Регулярно обновлять методические материалы оформления класса.
Вести систематизированный учёт
( картотеку) материала учебного кабинета. 2012г.-
2016г.
III этап. Психолого-педагогическая подготовка
3.1. Совершенствование знаний психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития детей Систематическое изучение теоретических знаний по психологии и педагогике.
Участие (по возможности) в теоретических и практических конференциях по данной теме.
Участие в работе педсоветов ОУ, ШМО и РМО по проблемам психологии.
Проводить психолого-педагогическую диагностику обучаемых. 2012 г.-
2016 г.
IVэтап. Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса
4.1. Совершенствование
подготовки педагога к уроку Систематически изучать методическую и учебную литературу и материалы использовать в работе.
Перерабатывать и при необходимости разрабатывать рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам начальной школы, внеурочной деятельности и кружковой работы.
Прогнозировать конечные результаты обучения и определять приоритетные цели и задачи обучения.
Регулярно и в системе использовать на уроках ИКТ, ЦОР.
Пополнять педагогическую копилку демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, таблиц, раздаточного материала).
Изучать индивидуальные психофизиологические особенности обучаемых.
Регулярно пополнять электронно-педагогическую копилку.
Привлекать детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. 2012г.-
2016г.
4.2. Применение современных методов в учебно-воспитательном процессе Совершенствовать методику организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Регулярно на уроках использовать дифференцированный, проектный и проблемные методы обучения, индивидуальные, парные и групповые формы работы.
Использовать на уроках различные формы контроля, самоконтроля, рефлексии.
Разработать программы работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися. 2012г.-
2016г.
4.3. Повышение эффективности урока учебно-воспитательного процесса Проведение консультаций и оказание помощи обучаемым в освоении учебных предметов.
Проведение дополнительных занятий по предметам с учениками.
Совершенствовать систему работы со слабоуспевающими учениками в индивидуальном порядке.
В системе проводить работу с одарёнными детьми.
Проведение консультаций и оказание помощи родителям по вопросам обучения и воспитания. Vэтап. Участие педагога в творческом росте педагогического коллектива
5.1. Повышение творческого роста учителя Планировать и вести работу ШМО по педагогической проблеме школы и по темам самообразования учителей начальных классов.
Самостоятельно заниматься поиском необходимой для работы информацией в различных источниках (Интернет-ресурсы, средства массовой информации и т.д.).
Делиться с коллегами опытом достигнутых результатов в форме творческих отчётов, обобщения опыта, презентаций, бесед и т.д.
Обмениваться с коллегами различного рода информацией (разработками технологических карт, созданием портфолио и т.д.).
Участвовать в различного рода конкурсах педагогического мастерства: ( Р/к-обобщение опыта, учебных кабинетов, классных руководителей и др., различных Интернет-конкурсах.)
2012г.-
2016г.

Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/