Проект озеленения пришкольного участка МБОУ СОШ 69 г.Воронежа

«Озеленение пришкольного участка»
Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Одним из направлений деятельности школы является экологическое воспитание школьников. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Актуальность и важность проекта
МОУ СОШ № 69 расположена в Левобережном районе города Воронежа микрорайоне «ВАИ».
Здание школы, построено в 1968 году. Общая площадь школьной территории – 1,5 га. За сорокалетние существование учебного заведения пришкольная территория озеленялась хаотично, поэтому многие растения (деревья, кустарники) утратили свое декоративное и функциональное назначение.
За территорией нашей школы постоянно ухаживают педагоги, учащиеся школы, жители прилегающих домов. Нам хочется создать уютный «зелёный островок», в котором взаимосвязаны красота, целесообразность, экономичность, функциональность, физиологическое и психологическое удобство пользования объектом, его чёткая социальная ориентация. Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Растения являются не только украшением пришкольного участка, но и служат богатым материалом для изучения вопросов строения и размножения растений, знакомства с представителями изучаемых семейств, для закладки учебных опытов, для селекционной работы на уроках, а также во внеклассной и внешкольной работе.
На территории школы имеются:
Кустарники – бузина чёрная, кизильник блестящий, шиповник, но данные посадки требуют замены.
Деревья – 6 видов (тополь пирамидальный, клен американский, вяз, рябина, ель, яблоня).
Цветы многолетние – водосбор, золотарник, огуречная трава, пионы, лилейники.
Цветы однолетние – агератум, бархатцы крупноцветные, лобелия, календула, рудбекия.
По правую и левую стороны главного входа в школу есть два участка, где растут деревья, и был разбит газон, при желании на этих участках можно разместить цветники. С правой стороны школы, участок имеет уклон, поэтому на нём практически ничего не растёт, так как почва смывается и необходимо ограждение, и заполнение землёй данной территории. За школой, вдоль пешеходной дорожки есть живая изгородь, и она тоже требует обновления.
Со вкусом оформленный участок - это островок природы, повышающий ценность и благоустроенность. Формируя ландшафтную среду, мы создаём эстетичный мир, который отражает стиль жизни, присущий нашей школе.
В декабре 2010 года школьное детское объединение «С ВАИ», приняло решение об участии в конкурсе «СоДействие». Членами экологического кружка было проведено обследование территории, в ходе которого было обращено внимание на санитарное состояние участка.
20 января 2011 года на заседании школьного совета президент школьного совета Дрыгина Валерия выступила с предложением по дальнейшему благоустройству школьного двора. Группа учащихся представила свои мини-проекты по благоустройству школьной территории. На их основе инициативной группой был разработан проект благоустройства школьного двора. Практическая реализация проекта должна осуществляться весной и летом классными коллективами. Во время летних каникул учащиеся завершат, реализацию проекта работая в трудовых бригадах.
Озеленение пришкольной территории, результат совместного труда учителей и учеников, и каждый из них видит пусть небольшую, но весомую долю своего участия в преображении района и города.
Идея проекта возникла у нас не случайно, так как мы рассмотрели данную проблему с разных сторон: экологической, биологической, социальной.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Озеленение пришкольного участка» является эффективным средством формирования экологической культуры у школьников.











Цели:
Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей через экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Задачи:
Вовлечение подростков и молодёжи в многообразную социальную практику гражданского общества.
Пропаганда здорового образа жизни при оформлении школьной территории.
Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства школьной территории;
Распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне.
Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, жителей близлежащих домов с целью направленных на благоустройства, эстетического оформления и озеленения территории школы.
Превращение школьной территории в «Зелёный островок» микрорайона ВАИ.
«Озеленение пришкольного участка» - данный проект будет выполняться учащимися разновозрастной группы. Проект позволяет не только расширить знания по биологии и экологии, но и воспитывает трудолюбие, умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, а так, же развивает способность формулировать, анализировать и решать проблемы, что является необходимым условием развития и социализации школьника XXI века.














Ожидаемые результаты от реализации проекта
1. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
2. Комплексный подход к воспитанию патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
3. Создание условий способствующих духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
4. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
5. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
6. Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор. Конечным продуктом деятельности будет создание цветников, живых изгородей, бордюров, альпийской горки. Дизайн-проект будут представлены на обсуждение школьной администрации и школьного совета для реализации в жизни.
В процессе разработки учебного проекта учащиеся:
Приобретут навыки образного творческого мышления.
Научатся моделировать, строить схемы и выполнять эскизы.
Изучат правила дизайна.
Научатся формулировать проблему и указывать пути её решения.
Научатся работать в команде.
Разовьют навыки практического использования приобретённых знаний в повседневной жизни.
В осуществлении проекта можно выделить несколько уровней:
Общешкольный уровень.
Административный уровень.
Педагогический уровень.
Общешкольный уровень – осуществляется через школьное объединение, которое представляет собой выборный орган. Представительство – 1 - 2 ученика от каждого класса (с 5-11 класс). Ответственный за реализацию проекта выбирается из числа членов представительства открытым голосованием.
Административный уровень – представляет директор Добрикова С.О., заместитель директора по воспитательной работе Красина Л.А., заместитель директора по хозяйственной части Силина Л.А.
На педагогическом уровне основной и старшей школы организуется консультационная работа преподавателей-предметников, по всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе выполнения проекта, а также поддерживают и направляют идеи, выдвигаемые учащимися, помогают их практической реализации.
Курирует работу учитель биологии Тимашова С.Д.
Срок реализации проекта: апрель 2011 – сентябрь 2011 год
Школьный двор станет для всех жителей района центром красоты, доброты, уюта и радости. Реализуя данный проект, мы помогаем себе и окружающим понять, что каждый человек может внести свою маленькую лепту для преобразования природы, если не в мире, то в своем дворе, школе.


























Количество исполнителей проекта – 32 учащихся (проектная работа)
Проект рассчитан на разновозрастной уровень учащихся 5-11 классы.
Работа над проектом разбита на группы.
1 группа – построение схемы школьного двора (4 учащихся).
2 группа – создание эскизов клумб для школьного двора (12 учащихся)
3 группа - подбор ассортимента цветочно – декоративных растений (4 учащихся)
4 группа – подготовка сметы на цветочно – декоративные растения (3 человека)
5 группа – расчет количества материала для ограждения клумб, террас и придорожной сети (5 учащихся)
6 группа – творческая группа подготовка визитной карточки для родителей, жителей пришкольных домов (4 человека)
На выполнение посадочных работ будут привлечены учащиеся 5 -11 классов. Изначально за каждым классом закреплена территория. Ребята будут ознакомлены с вариантом озеленения их участка, так же им будут даны рекомендации по посадке и уходу за растениями, которые будут произрастать на их территории.















Содержание проекта
Представленный проект определил основные этапы благоустройства школьной территории:
Разработка коллективного проекта по благоустройству школьной территории;
Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;
Создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
Приобретение семян и многолетних растений;
Приобретение необходимого инвентаря.
Выполнение проекта осуществляется по следующим этапам:
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
Проведение мониторинга экологического состояния школьной территории
Подготовка участка для альпийской горки; Учитель технологии Монин А.Г.
Санитарная вырубка старых кустарников; зам.по хоз. части Силина Л.А.
Приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта.
Распространение информации среди учащихся и педагогов школы.
Приобретение семян однолетних и многолетних растений.
Закупка многолетних цветочных растений на выставке – ярмарке ЭКСПОЦЕНТРА ВГАУ, ярмарка пройдёт в марте с 16 – 18, апреле с 13 – 15.
Для привлечения жителей, которые проживают в соседних домах, ребята подготовят листовки – обращения.
2. Проектировочный
а). Создание эскизов участков озеленения (клумбы, рабатка, альпийская горка, озеленение декоративными кустарниками);
б). Подбор ассортимента цветочно – декоративных растений;
в). Цветы в озеленении, разновидности садовых растений, используемых в озеленении (презентация).
3.Подготовка сметы на цветочно – декоративные растения;
4. Подготовка почвы и посадка растений согласно эскизным проектам.
5.Озеленение школьной территории весна – лето (закреплённые за классом участки);
6.Уход за посаженными цветочными и древесными культурами весь период (трудовые бригады).
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ученик не только будет получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в жизни.

























ПРИЛОЖЕНИЯ














Приложение №1
ЛИСТОВКА-ОБРАЩЕНИЕ «Наш зелёный островок»
Уважаемые жители района ВАИ
К вам обращаются учащиеся МОУСОШ № 69!
- преобразим наш школьный двор, сделаем самым красивым в районе;
- создадим зелёный оазис в районе;
- будим сами любить и беречь природу и учить этому окружающих;
-помните, красота спасет мир!




















Приложение № 2
Экспликация Альпийской горки
Бадан
Гейхера
Агератум
Гейхера
Гортензия древовидная
Колеус разноцветный
Бархатцы низкорослые
Астильба

Смета на устройство альпийской горки:
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Чернозём 5 тонны 1500 руб. 7500 руб.
Доломитовая крошка 3-5 см 300 кг 4.60 руб.кг. 1380 руб.
Голыш морской крупный 1500*кг 6 руб. кг. 9000 руб.
Растения:
Астильба 7 шт. 120 руб. 840 руб.
Бадан 5 шт. 100 руб. 500 руб.
Гейхера 5 шт. 100 руб. 500 руб
Хоста 6 шт. 100 руб. 600 руб.
Гортензия древовидная 1 шт. 200 руб. 200 руб.
Колеус семена 3 упак. 30 руб. 90 руб.
Пиретрум 6 шт. 30 руб. 90 руб.
Агератум 15 шт. 20 руб. 300 руб.
Всего: 21000 рублей
*Голыш морской крупный будет использоваться для ограждения альпийской горки и клумб.




Экспликация на клумбу «У входа».
Барвинок;
Акация (произрастает на территории);
Вербейник монетчатый;
Скумпия кожевенная;
Календула лекарственная;
Аквилегия;
Тополь пирамидальный;
Вьюнок (ипомея);
Бархатцы низкорослые;
Калина красная.

Смета на клумбу «У входа».
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Барвинок 20 шт. 50 руб. 1000 руб.
Акация растение уже произрастает
Вербейник 16 шт. 30 руб. 480 руб.
Скумпия кожевенная 1 шт. 300 руб. 300 руб.
Календула лекарственная 10 пакетов 10 руб. 100 руб.
Аквилегия 8 штук 50 руб. 400 руб.
Тополь пирамидальный растение уже произрастает
Вьюнок (ипомея) 5 пакетов 12 руб. 60 руб.
Бархатцы низкорослые семена собраны учащимися осенью 2010 года
Калина красная 1 шт. 250 руб. 250 руб.
Всего: 2590 рубля






Экспликация рабатки
1. Спирея
2. Настурция
3. Бархатцы низкорослые


Смета рабатки
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Спирея 20 шт 60 руб. 1200 руб.
Настурция 8 пакетов 9 руб. 72 руб.
Бархатцы низкорослые 10 пакетов 8 руб. 80 руб.
Всего: 1352 рубля















Экспликация зелёной изгороди
Спирея

Смета зелёной изгороди за школой
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Спирея 40 штук 90 руб. 3600 руб.
Всего: 3600 рублей




















Экспликация клумб «Под окнами» (2 объекта)
1. Жимолость каприфоль
2. Хоста
3. Барвинок малый
4. Люпин
5. Аквилегия
6. Бархатцы

Смета на оформление клумб «Под окнами» (2 объекта)
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Жимолость каприфоль 4 шт. 200 руб. 2000 руб.
Хоста 10 штук 100 руб. 1000 руб.
Барвинок малый 30 штук 50 руб. 1500 руб.
Люпин 5 пакетов 10 руб. 50 руб.
Аквилегия 10 штук 50 руб. 500 руб.
Бархатцы 20 пакетов 8,50 руб. 170 руб.
Горошек душистый 10 пакетов 8,50 85 руб.
Всего: 5305 рублей








Экспликация на озеленение участка находящегося с правой стороны школы
Скумпия кожевенная;
Золотарник канадский
Люпин многолистный;
Табак душистый;
Душистый табак;
Очиток едкий;
Аквилегия;
Гелениум осенний;
Эшшольция;
Клевер красный;
Клевер белый;
Фацелия.

Смета на оформление участка находящегося с правой стороны школы
Наименование товара Кол-во, шт Цена, руб Стоимость, руб
Скумпия кожевенная; 1 шт. 300 руб. 300 руб.
Золотарник канадский; растения привезут с садовых участков
Люпин многолистный; 7 шт. 50 руб. 350 руб.
Табак душистый; 12 шт. 9 руб. 108 руб.
Душистый табак; 12 шт. 9 руб. 108 руб.
Очиток едкий; 7 шт. 30 руб. 210 руб.
Аквилегия; 8 шт. 50 руб. 400 руб.
Гелениум осенний; растения привезут с садовых участков
Эшшольция; 4 пакета 6 руб. 24 руб.
Клевер красный; 12 пакетов 20 руб. 240 руб.
Клевер белый; 12 пакетов 20 руб. 240 руб.
Фацелия. 10 пакетов 20 руб. 200 руб.
Всего: 2180 рублей


Технический инвентарь
Цемент (2 мешка) – 600 руб.
Шланг поливочный 120метров – 1500 руб.
Лейки для полива – 5 штук - 1000 руб.
Лопаты штыковые – 5 штук – 750 руб.
Грабли – 5 штук – 600 руб.
Лопатки для рыхления почвы – 5 штук – 250 руб.
Транспортные расходы на доставку растений – 1000 рублей.
Всего: 5100 рублей

Итого: 41727 рублей.











Приложение № 3
Ассортиментная ведомость посадочного материала.
кустарников
гортензия древовидная
боярышник кровавокрасн
скумпия кожевенная
жимолость каприфоль
спирея
калина красная




Ассортимент цветов

аквилегия
астильба
барвинок малый
гейхера пятнистая
гелениум осенний
живучка ползучая
люпин многолистный
рудбекия волосистая
хоста белоокаймлённая
бадан толстолистный
бархатцы низкорослые
календула лекарственная
настурция

колеус
эшшольция
горошек душистый
вьюнок - ипомея
агератум
вербейник
фасцелия








Приложение № 4
Правила создания некоторых элементов цветочного оформления.
Бордюры
В переводе с французского «бордюр» обозначает «окаймление». Это узкие сплошные полосы из цветов или зелени, окаймляющие дорожки, газоны, рабатки, клумбы. Ширина бордюров обычно не превышает 30 см. Нередко бордюры служат переходом от вертикального озеленения к горизонтальным посадкам. Бордюры высаживают из низкорослых долгоцветущих стелющихся или подушковых растений с красивой листвой. Основное эстетическое назначение бордюров - акцентирование контуров.
Растения, рекомендуемые для бордюров, а также низких рабаток: агератум, адонис летний, алиссум, антирринум, анютины глазки, бальзамин, бархатцы, бегония, василек, вербена, гвоздика бородатая, гвоздика китайская, гелихризум, георгина, годеция, душистый горошек, иберис, календула, капуста декоративная, кореопсис, крестовник, левкой, линария, маргаритка, мимулюс, настурция, незабудка, очиток, петуния, портулак, сальвия, флокс Друммонда, целозия, цинния, эшшольция.
Виды и устройство цветников
Цветники - самый декоративный элемент оформления участка. Сортовое и видовое разнообразие цветов дает возможность осуществить любое желание: можно создать сад непрерывного цветения, в котором цветение одной культуры сменяется цветением другой с ранней весны до поздней осени, можно собрать коллекцию сортов одной или нескольких культур, можно посадить живой ковёр - клумбы с замысловатым рисунком из ярких цветов.
Кроме каменистых садиков существует огромное количество разного вида цветников, с назначением и конструкцией которых мы Вас и ознакомим. Рабатка - длинный прямоугольный цветник шириной от 50 см до 3 метров и произвольной длиной. Поверхность рабатки всегда ровная. Обычное расположение рабаток вдоль дорожек, оград и строений. Вокруг рабатки хорошо будет уложить бордюр. По своему устройству рабатки могут быть односторонними и двухсторонними, а по геометрии симметричными и ассиметричными. Если рабатка очень длинная, ее можно сделать прерывистой. В этом виде цветника лучше всего использовать растения нескольких видов. В односторонних рабатках низкорослые растения располагаются на переднем плане, а высокорослые - на заднем. В двусторонних рабатках высокие растения высаживаются в центр, а низкие - по краям. В зависимости от расцветки в двусторонних рабатках растения высаживаются в следующих сочетаниях: белые с красными, синие с желтыми, синие с оранжевыми, фиолетовые с желтыми.
Основные правила создания клумбы
1. Разметьте форму будущего цветника колышками и веревкой.
2. Выкопайте по контуру канавку глубиной 15 - 18 см и установите в нее бордюрную ленту так, чтобы над землей был виден ее край (1 - 2 см). Лента нужна для того, чтобы границы клумбы оставались четкими несколько лет.
3. Засыпаем ленту землей (край остается виден). Чтобы лента стояла ровно, закапывайте ее вдвоем.
4. Подготавливаем почву клумбы, вносим цветочное удобрение. Разравниваем поверхность.
5. Рисуем границы зон цветника, немного трамбуя землю рукой.
6. Для посадки выкапываем лунку шириной вдвое больше корневой системы, обильно поливаем водой (желательно слегка теплой). Помещаем растение в лунку и засыпаем корни смесью компоста (или перегноя) и почвы. Уплотняем землю возле стебля и обильно поливаем всю клумбу так, чтобы не размывалась почва.
7. Делаем снаружи цветника красивый бордюр.

Живая изгородь
Живая изгородь представляет собой плотную линейную посадку деревьев или кустарников. Она может быть одно и многоярусной, состоять из растений одного или нескольких видов.
Живая изгородь может выполнять несколько функций:
- Декоративная - закрывать неинтересный забор, разделять территории на участки различного функционального назначения, служить фоном для декоративных растений.
- Защитная - в качестве ветрозащитного насаждения, обеспечивая благоприятный микроклимат в саду, для защиты от посторонних глаз или посторонних посетителей, используются в живой изгороди колючие кустарники
На протяжении веков ограды из зеленых насаждений являлись принадлежностью поместий и усадеб сильных мира сего. Но со временем живые изгороди стали частью озеленения городских улиц и дачных участков, предоставив всем желающим простор для творчества. Благодаря фантазии оформителей они могут предстать в виде настоящих архитектурных сооружений: дворца с анфиладами залов, запутанного лабиринта или фигурок животных.
Живая изгородь- это линейные насаждения из деревьев или кустарников, высаживаемых в один или несколько рядов на близком расстоянии друг от друга.
Живые изгороди различают по высоте:
бордюры – ниже 0,5 м,
низкие – от 0,5 до 1 м,
средние – 1-1,5 – 2 м,
высокие – свыше 2 м.


Функциональное назначение
В ландшафтном дизайне живая ограда служит самым различным целям. Она легко заменяет забор, маскирует неприглядные участки сада, создает тень. Ею зонируют пространство и просто украшают ландшафт. Например, вы можете использовать такую изгородь как великолепный фон для декоративных травянистых растений или с помощью ярких цветовых акцентов пестролистных растений привлечь внимание к определенным местам сада.
Подобное ограждение защищает от шума, пыли и ветра значительно лучше каменного забора. При этом оно создает благоприятный микроклимат, фильтруя воздушные потоки, но не лишая сад притока свежего воздуха.
Как сажать живую изгородь.
На длину планируемой изгороди по натянутому шнуру выкопайте канаву глубиной 40–60 см. Ее ширина зависит от количества рядков проектируемого ограждения. Для однорядного хватит примерно 50–60 см, а для двухрядного канаву придется расширить до 80–100 см и более. По завершении работы дно заполните слоем плодородной почвы, а также навозом, компостом или торфом.
Корневые шейки высаживаемых растений должны оказаться вровень или на 1–2 см ниже поверхности почвы. Размещение зеленых насаждений зависит от количества рядов, быстроты роста и характера развития крон. Быстрорастущие сажайте с большим интервалом, медленнорастущие с меньшим. В среднем при однорядной посадке между саженцами рекомендуют оставлять промежуток 20–25 см, при двухрядной 30–50 см. Расстояние между рядами примерно 30–60 см. Для того чтобы на первое время обеспечить растениям опору для роста, вдоль ряда на высоте 30–40 см от земли установите длинную планку.

Устройство альпийской горки
Камни для достижения наибольшего декоративного эффекта лучше всего подбирать одноцветные, в идеале одинаковой структуры: песчаник, доломит, известняк, туф, ракушечник, гранит, валуны. На высоких горках, занимающих значительную площадь, возможно использование крупных камней, на небольших мелких, не нарушающих гармонию размеров. На альпийской горке среднего размера хорошо выглядят крупные камни (диаметром 2560 см). Мелкие и одинаковые по размеру и форме лучше не использовать, так как они создают впечатление однообразия. Раскладывать камни нужно параллельно поверхности горки, добиваясь максимальной естественности их размещения. По склону камни следует располагать так, чтобы не застаивалась вода от этого некоторые породы начинают трескаться или шелушиться, а растения страдают от переувлажнения.
Посадка растений в альпинарии
1. Камни располагают свободно и достаточно равномерно по склону или поверхности горки.
2. Между камнями должно оставаться достаточное пространство для полноценного роста и развития растений, туда насыпают почвенную смесь.
3. В небольшую ямку, сделанную в пространстве между камнями, помещают растение, расправляют его корни, присыпают землей и слегка утрамбовывают.
Альпийская горка, как и любой другой участок вашего сада, имеет свои секреты по уходу, подбору растений и их выращиванию. Так, к примеру, при выборе растений нужно избегать неприхотливых, но очень активно влияющих на "соседей" растений, таких как обриета, резуха, ясколка, мыльнянка и им подобных. Не акцентируйте свое внимание и на капризных, требующих зимнего укрытия растениях. Прекрасно смотрятся и не нуждаются в особом уходе ацена, тысячелистник, водосбор, кошачьи лапки, астры обыкновенные и многие другие, чей список достаточно большой. А что говорить о красавице горной сосне, разнообразных карликовых кустарниках, вроде азалии, некоторых луковичных растениях.













































Рисунок 26C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\hydrangea-arborescens_max.jpgРисунок 4C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\b3.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\скумпия.jpgРисунок 3C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\жимолость.jpgРисунок 2C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\спирея.jpgРисунок 21C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\0_43618_3ae42a54_L.jpegРисунок 19C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\Astilbe6_thumb.jpgРисунок 5C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\vinca_minor_aureovariegata1.jpgРисунок 22C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\heuchera_max.jpgРисунок 23C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\helenium_max.jpgРисунок 30C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\картинки\0_1f232_6b192c24_L.jpegРисунок 6C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\Kar_9170.jpgРисунок 24C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\Rudbeckia3_thumb.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\бадан.jpgРисунок 13C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\tagetes_max.jpgРисунок 33C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\картинки\0_36986_f64534e8_L.jpegРисунок 17C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\nasturciia.jpgРисунок 15C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\esholcia.jpgРисунок 4C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\надо\605_1440.jpgРисунок 29C:\Documents and Settings\ccc\Рабочий стол\картинки\0_2ef2c_300a1665_-1-L.jpeg15