Cтроение растительной и животной клеток


Зав. отделением ____________________ Школа: NIS г. Актобе
УРОК: Строение растительной клетки. Строение животной клетки.
Дата:______________ Ф.И.О. учителя: Трубникова Л.В.


КЛАСС: 7 ____ Количество присутствующих: отсутствующих:
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока - определять и описывать компоненты растительной и животной клетки
- различать животную и растительную клетки
Цели урока Учащиеся
- могут описывать компоненты растительной и животной клеток;
- могут самостоятельно работать с текстом и рисунками, составлять сравнительную таблицу; определять особенности растительной и животной клеток;
- умеют работать в команде, слушать, доказывать свою точку зрения.
Языковые цели Учащиеся могут:
устно формулировать выводы о том, принадлежат ли клетки растению или животному на основе их строения
Серия полезных фраз для диалога/письма
Это растительная или животная клетка?
Как Вы думаете, какая это клетка?
Почему Вы думаете, что это клетка растения/животного?
Почему это не растительная/животная клетка?
Вы уверены, что это клетка растения/животного?
Как Вы узнали, что это клетка растения/животного? Вы уверены?
Я уверен (-а), что эта не растительная/животная клетка.
Должно быть, это клетка растения/животного.
Должно быть, это клетка растения,
потому что она -/имеет …
Это не может быть клеткой растения/животного, потому что она не -/имеет…
Эта клетка не может быть клеткой растения/животного, потому что…
Предварительные знания
Учащиеся должны:
Описывать строение светового микроскопа (6 класс)
Знать правила работы с микроскопом (6 класс)
Подготавливать временные микропрепараты (6 класс)
Знать основные компоненты клетки (6 класс)
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
0-3 мин
(G ) Работа в паре
Задание: написать ассоциации к термину клетка
161680950981Прием «Ассоциация»
1937443172605
7380354011061616809543609193744340110680928711609813544551149351806814543453809287543453 Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Середина урока
1 мин
2 мин
3 мин
10 – 15 мин
5 мин
Формулирование темы и целей урока
В начале урока учащиеся получают листы самооцениванияДеление учащихся на группы
(G) Работа в группеЗадание № 1: прочитать текст, объяснить строение клетки, заполнить таблицу
Органоиды клетки Функции
1. Плазматическая
мембрана -
plasma membrane – плазмалық мембрана
Защита, транспорт веществ, связь с другими клетками.
2.ЭПС -
endoplasmic reticulum – эндоплазмалық тор Связь внутри клетки, транспорт веществ внутри клетки.
3.Аппарат Гольджи-
Golgi apparatus – Гольджи аппараты
Накопление Б,Ж,У
4.Лизосомы-
Lysosomes
Переваривание пищи
5.Рибосомы-
ribosomeСборка белковой молекулы
6.Митохондрии –
mitochondriaНакопление энергии
7. Ядро-
nucleusХранение наследственной информации
Презентация работ
Задание № 2 Биологическая разминка:
1.Что отграничивает клетку от окружающей среды? (Мембрана, клеточная стенка).
2.Какую функцию выполняет клеточная стенка? (Придает прочность, это наружный скелет клетки).
3.Что представляет собой внутренняя среда клетки? (Это вязкая жидкость, которая представляет собой отдельный органоид клетки – цитоплазму).
4.Какой органоид содержит наследственную информацию клетки? (Ядро).
5.Как называются структуры, несущие наследственные признаки? (Хромосомы).
6.В каких органоидах у растений идет процесс фотосинтеза? (В хлоропластах).
7.Где в растениях накапливаются растворы питательных веществ? (В вакуолях).
Индивидуальная работа
Задание № 3 Подумай и ответь
1* Подпишите основные компоненты клетки
Определите их функции

2** Составьте план ответа на вопрос: Как строение клетки определяет ее жизнедеятельность.
3*.Из списка, приведённого ниже, выпишите названия только тех частей, из которых состоит световой микроскоп:
винты, зеркало, увеличительное стекло, окуляр, оправа, рукоятка, объектив, штатив, предметный столик.4***.Каким образом можно повысить увеличивающую способность микроскопа?
5*.Зарисуйте растительную клетку и подпишите её составные части.
6***. Сравните строение растительной клетки зелёного листа и кожицы лука. В чём их сходство и различие?
7*. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.
8**. Каково значение процессов жизнедеятельности клетки для растительного организма?
9***.Докажите, что клетка «живая» частица растения.
Слайд № 1
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3,4
Приложение № 5
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Конец урока
4- 5 мин
2 мин Прием «Ассоциация»
Домашнее задание: уметь составлять рассказ о строении растительной и животной клеток.
- подготовить дополнительную информацию об одном органоиде, не называя его.
Дополнительная информация
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? Межпредметные связиЗдоровье и безопасностьСвязи с ИКТСвязи с ценностями (воспитательный элемент)
Все учащиеся будут: знать определение: «клетка», основные органоиды
Большинство учащихся будут: также понимать, с чем связаны особенности строения растительной и животной клеток
Некоторые учащиеся:
могут объяснять, как строение клетки определяет ее жизнедеятельность.
Предоставляется поддержка в инструкциях на экране в процессе работы учащихся. ТОЛЬКО по просьбе учащихся, которым нужна дополнительная помощь, им будут предоставлены подробные рабочие схемы.
(1) Индивидуальные ответы учащихся
(2) Работа в группе по заполнению таблицы, работа с рисунками
(3) Решение задач
Структура клетки – цитология.
Строение и принцип работы микроскопа - физика
Знание терминов на казахском и английском языках – казахский язык, английский язык.
В процессе работы в группе учащимися демонстрируется креативный и критический подход. Работа в парах и группах и обсуждение их работы с другими учащимися и преподавателем развивают уважение к мнению окружающих способность общаться надлежащим образом со сверстниками и со взрослыми.
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для рефлексии (размышления над уроком). Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
Приложение № 1
Ф.И. учащегося_______________________________________________ Класс___________
Критерии Да Нет Не всегда
1. Могу дать определение термину «Клетка» 2. Знаю строение растительной клетки 3. Знаю строение животной клетки 4. Знаю отличительные признаки растительной от животной клетки 5. Знаю строение и функции ядра 6. Знаю строение и функции цитоплазмы 7. Знаю строение и функции рибосом 8. Знаю строение и функции митохондрий 9. Знаю строение и функции ЭПС (гладкой и гранулярной) 10. Знаю строение и функции хлоропластов 11. Знаю строение и функции вакуолей 12. Знаю строение и функции Комплекса Гольджи13. Знаю строение и функции клеточного центра 14. Высказываю свою точку зрения Приложение № 2
Деление на группы: собери слово
РИ Б О С О М А
Л И ЗО С О М А
О Б О Л О Ч К А
ЦИ Т О ПЛ А ЗМ А
Приложение № 3
«Конструкторная» карточка
Задание:
1) Используя раздаточный материал, рассмотрите особенности строения клетки (расти-тельной, животной).2) На листе ватмана очертите форму вашей будущей клетки. Для создания модели ис-пользуйте цветную бумагу и карандаши.3) Определите местонахождение каждого органоида в клетке. 4) Объясните функции органоидов в клетке.5) Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.
Работа в группе по принципу «Один за всех, все за одного». Если отвечающий дал неполную характеристику модели, то любой из членов группы может его дополнить.
Приложение № 4
Растительная клетка имеет прямоугольную форму. Наружный слой растительной клетки образован мощным слоем клетчатки, получившим название клеточной стенки. Она служит каркасом клеткам, выполняя наряду с защитной ещё и опорную функцию. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана.
Жидкое содержимое клетки — цитоплазма. В ней протекают процессы жизнедеятельности.
В центре или около мембраны расположено ядро. В ядре содержится ядерный сок и маленькое ядрышко. В составе ядра находятся белки и хроматин. Каждый вид имеет определенное число хромосом.
Одномембранные органоиды:
1. В клетке существует система переходящих друг в друга трубок и цистерн, которая называется эндоплазматической сетью (ЭПС). Известны два ее типа: гранулярная и гладкая. На мембранах каналов и полостей гранулярной сети располагаются рибосомы, и она выполняет функцию синтеза белка. ЭПС, которая не имеет рибосом, называется, гладкая и она выполняет функцию синтеза липидов и углеводов.
2. Комплекс Гольджи - это мембранная структура в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных в ЭПС. В цистернах Аппарата Гольджи накапливаются некоторые белки, синтезированные на мембранах гранулярного ЭПС.
3.Лизосомы – тельца, внутри которых содержатся ферменты, способные переваривать белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Лизосомы образуются из пузырьков, отделяющихся от комплекса Гольджи.
4. Вакуоль — крупная полость с клеточным соком, поддерживает тургорное давление в клетке
Двумембранные органоиды:
1.Митохондрии - двумембранные органеллы продолговатой формы. Они являются энергетическими станциями клеток. Митохондрии — особые органеллы клетки, основной функцией которых является синтез АТФ( аденозинтрифосфорная кислота) — универсального носителя энергии.
2.Хлоропласты — пластиды, несущие фотосинтезирующие пигменты — хлорофиллы. Имеют зелёную окраску.
Немембранные органоиды:
Рибосома — важнейший органоид живой клетки слегка овальной формы. Рибосомы служат для синтеза белка.
Таким образом, растительная клетка относится к эукариотическим. Она имеет главные части: оболочку, цитоплазму и ядро. Она не нуждается в готовых органических веществах, а создает их в процессе фотосинтеза сама.
«Животная клетка»
Животная клетка имеет овальную по форму. Наружный слой животной клетки образован тонким и эластичным слоем, получившим название гликокаликсом. Он защищает клетку от повреждений и придает форму. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана.
Жидкое содержимое клетки — цитоплазма. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения. В ней протекают процессы жизнедеятельности.
В центре расположено ядро. В ядре содержится ядерный сок и маленькое ядрышко. В составе ядра находятся белки и хроматин. Каждый вид имеет определенное число хромосом.
Одномембранные органоиды:
1. В клетке существует система переходящих друг в друга трубок и цистерн, которая называется эндоплазматической сетью (ЭПС). Известны два ее типа: гранулярная и гладкая. На мембранах каналов и полостей гранулярной сети располагаются рибосомы, и она выполняет функцию синтеза белка. ЭПС, которая не имеет рибосом, называется, гладкая и она выполняет функцию синтеза липидов и углеводов.
2. Комплекс Гольджи - это мембранная структура в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных в ЭПС. В цистернах Аппарата Гольджи накапливаются некоторые белки, синтезированные на мембранах гранулярного ЭПС.
3.Лизосомы – тельца, внутри которых содержатся ферменты, способные переваривать белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Лизосомы образуются из пузырьков, отделяющихся от комплекса Гольджи.
Двумембранные органоиды:
1.Митохондрии - двумембранные органеллы продолговатой формы. Они являются энергетическими станциями клеток. Митохондрии — особые органеллы клетки, основной функцией которых является синтез АТФ( аденозинтрифосфорная кислота) — универсального носителя энергии.
Немембранные органоиды:
Рибосома — важнейший органоид живой клетки слегка овальной формы. Рибосомы служат для синтеза белка.
Клеточный центр — два цилиндра (центриоли). Участие в делении клетки .Животная клетка не имеет настоящей вакуоли, пластид. Она нуждается в готовых органических веществах. Клетка животных относится к эукариотическим.
Приложение № 5
Органоиды клетки Функции
1. Плазматическая
мембрана -
plasma membrane – плазмалық мембрана 2.ЭПС -
endoplasmic reticulum – эндоплазмалық тор 3.Аппарат Гольджи-
Golgi apparatus – Гольджи аппараты 4.Лизосомы- Lysosomes 5.Рибосомы- ribosome6.Митохондрии – mitochondria7. Ядро- nucleusОрганоиды клетки Функции
1. Плазматическая
мембрана -
plasma membrane – плазмалық мембрана 2.ЭПС -
endoplasmic reticulum – эндоплазмалық тор 3.Аппарат Гольджи-
Golgi apparatus – Гольджи аппараты 4.Лизосомы- Lysosomes 5.Рибосомы- ribosome6.Митохондрии – mitochondria7. Ядро- nucleusПриложение № 6
Задание № 3. « Подумай и ответь»
1* Подпишите основные компоненты клетки. Определите их функции


2** Составьте план ответа на вопрос: Как строение клетки определяет ее жизнедеятельность.
3*.Из списка, приведённого ниже, выпишите названия только тех частей, из которых состоит световой микроскоп: винты, зеркало, увеличительное стекло, окуляр, оправа, рукоятка, объектив, штатив, предметный столик.4***.Каким образом можно повысить увеличивающую способность микроскопа?
5*.Зарисуйте растительную клетку и подпишите её составные части.
6***. Сравните строение растительной клетки зелёного листа и кожицы лука. В чём их сходство и различие?
7*. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.
8**. Каково значение процессов жизнедеятельности клетки для растительного организма?
9***.Докажите, что клетка «живая» частица растения.
Задание № 3. Подумай и ответь
1* Подпишите основные компоненты клетки. Определите их функции


2** Составьте план ответа на вопрос: Как строение клетки определяет ее жизнедеятельность.
3*.Из списка, приведённого ниже, выпишите названия только тех частей, из которых состоит световой микроскоп: винты, зеркало, увеличительное стекло, окуляр, оправа, рукоятка, объектив, штатив, предметный столик.4***.Каким образом можно повысить увеличивающую способность микроскопа?
5*.Зарисуйте растительную клетку и подпишите её составные части.
6***. Сравните строение растительной клетки зелёного листа и кожицы лука. В чём их сходство и различие?
7*. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.
8**. Каково значение процессов жизнедеятельности клетки для растительного организма?
9***.Докажите, что клетка «живая» частица растения.
Части и органоиды клетки Клетка растения Клетка животного
Оболочка + +
Цитоплазма + +
Ядро + +
Настоящая вакуоль + -
Хлоропласты + -
ЭПС + +
Митохондрии + +
Комплекс Гольджи+ +
Рибосомы + +
10. Клеточный центр - +
11.Лизосомы + +
12. Реснички, жгутики - +
13.Хромосомы + +