Обобщение опыта работы по теме Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики с помощью икт технологий


МБОУ «СОШ№3»
Корсаковского городского округа
Обобщение опыта по теме:
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики с помощью икт технологий»
Учитель физики
Предеина Т.А.
Высшая категория
Пед.стаж - 38 лет
2015год
Я представляю вам обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики с помощью ИКТ технологий».
Актуальность данной темы обусловлена:
Необходимостью достижения требований к уровню подготовки выпускников;
Изменением федеральных государственных стандартов по физике и переходом к стандартам второго поколения,ориентированных на конечный результат;
Потребностью учащихся в совершенствовании методов обучения физике,использовании интерактивных технологий в обучении для повышения интереса к изучению предмета,а также для более качественной подготовки к сдаче ЕГЭ;
Необходимость грамотно работать с информацией:
уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты,анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности ,делать выводы
Целью данного опыта является повышение эффективности обучения физике ,формирование и совершентвование ключевых компетенций
Основополагающими принципами данного опыта являются:
Дифференцированность:учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Педагогическая целесообразность в применении информационно-компьютерных средств в учебном процессе
Сбаллансированность применения традиционных и современных средств обучения
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в преподавании физики;
Интеграция информационных технологий с педагогическими
Модернизация российского образования, введение стандартов образования второго поколения приоритетными направлениями определила формирование предметных и надпредметных компетенций, ведущими из которых являются исследовательские, коммуникативные, информационно - коммуникационные. Это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве; создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Компетенция!Что это такое?
Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.
Согласно член-корр. РАО А.В. Хуторскому, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Согласно член-корр. РАО А.В. Хуторскому, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Личностные компетенции – развитие духовных, нравственных и физических качеств личности
Социальные компетенции – воспитание гражданина демократического общества, патриота, освоение основных социальных практик
Общекультурные компетенции – освоение основ отечественной и мировой культуры
Интеллектуальные компетенции – развитие интеллектуальных качеств личности; освоение основ наук
Коммуникативные компетенции – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранном языке; овладение современными средствами коммуникации
С помощью ИКТ технологий я стараюсь формировать у учащихся следующие компетентности:
коммуникация: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.
операции над числами: проведение измерений (объема,  температуры, энергии тела при совершении работы, плотности вещества, работы и мощности электрического тока и т.д.), сбор информации представленной в графиках и диаграммах, необходимые расчеты.
информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
работа с людьми: часто для работы на уроке мы объединяем детей в пары, команды, группы и совместная деятельность, направленная на достижение общей цели требует от них коммуникабельности, умение общаться, умение пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом - умение работать в команде,
организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу:
давая, знания на уроке, мы «подталкиваем» или учим детей усовершенствованию приобретенных умений и собственных способностей, для повышения результативности своей деятельности.
умение разрешать проблемы:
при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний  с учетом их результативности эти проблемы решать.
Большую роль в формировании компетенций на уроках физики играет компьютер:
видео- и анимационные фрагменты – демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений;
•         Материалы для тестового контроля (итогового, диагностического);
•         Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте;
•         Проведение компьютерных лабораторных работ  с использованием встроенных     математических программ      вычисления 
результатов, построения графиков, расчета   погрешностей;
•    Создание физических моделей технических устройств и процессов, развивающих интуитивное мышление;
•    Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.Применение компьютера на уроках физики создает определенные перспективы :
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ НАБЛЮДАЕМЫХ И ТРУДНО ВОСПРОИЗВОДИМЫХ В ЛЕКЦИОННЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ;
- ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ С ИХ ПОЭТАПНЫМ УСЛОЖНЕНИЕМ;
- ЧАСТИЧНАЯ ЗАМЕНА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА КОМПЬЮТЕРНЫМ;
-ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННО – ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ К ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВОМУ, КОГДА В СТРУКТУРЕ УРОКА ДОМИНИРУЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.Компьютерная поддержка уроков физики подчиняется определенным принципам:
-Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
-Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
-Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
-Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.Формирование компетентностей на уроках физики может осуществляться при проведении уроков на следующих этапах:
Пример урока использованием икт технологий:
Технологическая карта изучения темы: «Сила Архимеда»
Учебный предмет: физика

Учитель: Предеина Т.А.
Класс: 7 УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Сила Архимеда
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Методы обучения: проблемный, исследовательский, беседа, наблюдение, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуально – дифференцированная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, тела из пластилина разной формы, тела разного объема из пластилина, цилиндры алюминиевый и медный, сосуд с водой и маслом, нить, динамометр, ведёрко Архимеда.
Цель урока:
Развивающая: развитие интересов и способностей учащихся на основе познавательной и творческой деятельности;
Познавательная: понимание учащимися смысла закона Архимеда, взаимосвязи его с другими явлениями; развитие навыков выделять в природе явления и умение их объяснять;
Воспитательная: формирование культуры общения.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать знания о природе выталкивающей силы и понимание смысла закона Архимеда;
организовать самостоятельное проведение эксперимента по зависимости силы Архимеда от объема вытесненной воды;
организовать самостоятельную работу обучающихся с взаимопроверкой по эталону.
Развивающие: развивать способность выделять главное; сравнивать; делать выводы; оценивать свою деятельность; формировать навыки работы с физическими приборами.
Воспитательная: формировать культуру общения при работе в группе; уметь аргументировано высказывать свои суждения; уважать мнение других; вести диалог.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формировать убежденности в возможности познания природы, уважение к творцам науки (Архимеду);
формировать самостоятельность в приобретении знаний и проведении экспериментальных исследований;
понимание необходимости учения, готовности к саморазвитию.
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения знаний: постановка цели эксперимента, планирование его выполнения, оценки результатов;
формирование умения представлять информацию с помощью формул при решении задач.
Предметные:
знание о природе выталкивающей силы и понимание смысла закона Архимеда;
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы;
умение проводить наблюдения, обрабатывать результаты измерения;
уметь применять закон Архимеда на практике
Формирование УУД:
Личностные УУД:
убежденность в возможности познания природы;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание – контроль;
планирование – коррекция
прогнозирование – оценка.
Познавательные УУД:
установление причинно – следственных связей;
умение логически рассуждать, анализировать;
умение объяснять явления, связи между ними, выявленные в ходе исследования;
контроль и оценка результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
развитие речевой деятельности;
развитие навыков сотрудничества при работе в группах;
планирование учебного сотрудничества.
Структура урока
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1 Мотивирование к учебной деятельности Приветствует учащихся.Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до.н.э. Именно в это время в Сиракузах на о.Сицилия проживал величайший математик и механик, инженер, физик Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами в геометрии и механике. В это время в Сиракузами правил царь Гиерон (показ мультфильма)
Как Архимед узнал есть ли в короне примесь?
Учащиеся приветствуют учителя и включаются в работу.
Предполагаемые ответы:
1. взвешивание
2.определение размеров короны
3.Погрузить в воду, как это сделал Архимед. Л – выделение существенной информации из слов учителя.
Р –умение определять цель урока
К –планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2 Постановка цели и задач урока Сможем ли мы понять, как ученый смог ответить на вопрос, не распиливая корону, не расплавляя её, не зная химии. Формируют цель урока:
- получить знания, которые помогут научно обосновать решение, придуманное Архимедом 3 Актуализация и фиксирование затруднений в учебной деятельности
Выявление причины затруднения; выход из затруднения. Актуализирует субъектный опыт учащихся.
1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы:
а) определим вес данного тела в воздухе Р1;
б) определим вес этого тела в воде Р2;
в) сравним результат и сделаем вывод
2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе?
3. Это единственная сила, которая действует на тело?
4. Как можно найти величину выталкивающей силы?
Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары.
Теперь нам необходимо измерить величину выталкивающей силы. (Проводит опыт с ведёрком Архимеда – подробное объяснение всех действий).
Учитель уточняет: какая сила воды уравновешивала выталкивающую силу? Вес воды.
Попробуйте сформулировать закон Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.
Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды.
Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз.
Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде, т.е.
F=Рв воздухе-Рв воде
Наблюдают и делают выводы из наблюдений:
1. Растяжение пружины уменьшилось, следовательно уменьшился вес тела в воде.
2. Объём вытесненной воды равен объёму тела.
3. Вода уравновесила выталкивающую силу, вес воды уравновесил выталкивающую силу.
Формулируют самостоятельно, затем открывают учебник (с.118), читают и записываю формулировку в тетрадь. П
Р
К
П
П
Р
4 Первичное усвоение новых знаний
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1. Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы.
Работа в группах:
1 группа:
Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить.
2 группа
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить.
3 группа
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
4 группа
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
5 группа
Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба.
При выполнении заданий выявляет затруднения и помогает найти пути затруднений.
2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила.
3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле
FA = ρ ж g Vт(в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости) Ставят эксперименты, , устно отчитываются по работе, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
Составляют план эксперимента, проводят его и делают выводы. (Определяют архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнивают плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. Делают вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.)
(Определяют архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнивают эти силы и делают вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела)
(Определяют архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Устанавливают зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.)
(Определяют архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1.Делают вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.)
(Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определяют архимедову силу, действующую на нее. Сравнивают эти силы и делают вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.)
К
П
Р
5 Первичная проверка понимания.
Цель: фиксация полученных знаний при решении задач
Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания.
Слушает и проверяет правильность
рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.
Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала.
1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
2. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду?
3. В сосуд, содержащий воду, керосин и жидкий растворитель (четыреххлористый углерод, плотность которого равна 1595 кг/м3) опущены три шарика: парафиновый, пробковый и стеклянный. Как расположены шарики?
4. Чему равна выталкивающая сила, действующая на металлический брусок объёмом 0,2 м3 при полном погружении в воду?
Отвечают на вопросы, оценивают степень достигнутой цели.
Решают задачу по эталону.
К
П
Р
6 Домашнее задание
Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Мотивирует выполнение домашнего задания.
Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Обязательное домашнее задание – изучить § 49, упр. (1,3,4), ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы
Дополнительное домашнее задание:
Сделать подборку загадок, стихов или афоризмов;
Сообщение о плавании судов Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.
К
П
р
7 Итог урока Формулирует вопросы.
Подводит итоги учебного занятия.
1. Как удалось Архимеду решить задачу поставленную царём Гиероном?
2. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
3. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?
4. Чему вы научились?
Как вы можете использовать на практике полученные знания?
Отвечают на вопросы. Р
К
8 Рефлексия Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует. Наклеивают стикеры на выбранную чащу весов. К
Р
П
Большую роль в формировании компетентностей учащихся играет проектная деятельность:
-развитие познавательных,творческих навыков учащихся,умений самостоятельно конструктировать свои знания,умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления-развитие личности учащегося-освоение творческого подхода к любому виду деятельности-обучениеинформационным технологиям и работе со средствами коммуникации-формирование установки на престижность занятий научной деятельностью,фундаментальными науками-содержательная организация свободного времени детей
Пример иследовательской работы учащихся 7 класса по теме «Роботы»\. занявшей первое место на городской конференции:





Исследовательская работа учащихся 7 класса по теме: «Физика и кошки»



При формировании ключевых компетентностей на уроках я применяю современную технологию «кейс-стади»,которая включает в себя:

При использовании кейс- технологии обучаемые
- получают коммуникативные навыки;
- развивают презентационные умения;
- формируют интерактивные умения, позво-ляющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- приобретают экспертные умения и навыки;
- учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.




Широкие возможности компьютерных программ применяю на уроках изучения нового материала в изложении некоторых тем, требующих от учащихся образного мышления и традиционно трудно воспринимаемых ими («Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Ядерная физика», «Оптика»). Эти возможности позволяют заглянуть в микромир, пронаблюдать процессы, протекающие очень быстро, «приблизить» макрокосмос, заменить отсутствующие в кабинете приборы, то есть в значительной степени решить многие проблемы школьного кабинета физики.
При изучении устройства и принципа работы некоторых приборов и технических объектов у детей возникают трудности. В таком случае использую моделирующие программы, позволяющие из отдельных частей собрать виртуально техническое устройство, тем самым снимая проблему непонимания. Трудно переоценить возможности компьютера и при выполнении лабораторных работ. Безусловно, «живой» эксперимент нельзя заменить ничем, но применение информационных технологий расширяет возможности школьного эксперимента. На малом временном интервале ученик может много раз менять исходные данные эксперимента и проследить, как при этом изменяется физический процесс.
Повторительно – обобщающие уроки по теме с применением персонального компьютера не менее привлекают учащихся. Здесь ребята создают презентации по заранее обдуманному сценарию.
Применение на уроках таких программных продуктов как

значительно повышает интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат.
Кроме того, мною широко используются разработки сценариев уроков, которые я создаю с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Использование презентации на уроке, по сравнению с традиционным изложением материала, высвобождает много времени, которое можно использовать для дополнительной отработки материала, улучшает наглядность объясняемого материала, повышает интерес учащихся. Презентации использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Физика очень интересный, но достаточно трудный для понимания ребенка предмет. Несмотря на это она занимает второе место, по количеству выбирающих его выпускников для сдачи экзамена в форме ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.
Поэтому у меня как у учителя физики возник вопрос, как сделать уроки интересными, занимательными, но при этом, чтобы они не утратили своей научности и познавательности и способствовали формированию у учащихся ключевых компетенций.
В последние годы в связи с возросшими требованиями к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы обучения, для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются новые технологии. Одна из них - информационно-коммуникационная технология.
Таким образом, большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному самообразованию, имеют информационно - коммуникационные технологии, позволяющие реализовать развивающие цели обучения, формировать умения принимать оптимальное решение, развивает умения осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность, формирует информационную культуру. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке емуудается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – это неотъемлемая часть современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках физики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется умелое использование возможностей ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока.