Доклад к семинару учителей начальных классов Формирование ключевых компетенций учащихся младших классов приемами и технологиями, соответствующими новым ВГОС


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 26»
Доклад на тему:


СТАХАНОВ 2017 ГОД
Актуальность и перспективность темы
Слайд № 4. Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка.
"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не   ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
                                                                                                         Роджер Левин
На современном этапе развития образования обществу нужны интеллектуальные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”. (Слайд 5)
 Формирование общих и ключевых компетенций является основой  реализации Временного государственного образовательного стандарта.
Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым.
Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач. (Слайд 6)
Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.
Часто можно встретить людей, обладающих  обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется  возможность.  Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.
Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. В связи с этим возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций?
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы это компетентностный подход. Он дает ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным. Формирование компетенции обучающихся является одной из наиболее актуальных проблем образования, и данный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Таким образом, актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы семинара «Формирование  ключевых компетенций обучающихся приемами и технологиями, соответствующими новым ВГОС» (Слайд 7)
В ходе работы над темой семинара нами были выявлены следующие противоречия: (Слайд 8)
между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению;
между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;
между необходимостью формирования ключевых компетенций у младших школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование.
Для изучения данной темы наши коллеги изучали литературу, подбирали диагностический инструментарий для выявления развития мотивации учащихся и уровень сформированности ключевых компетенций у младших школьников. Большую помощь в этом оказала курсовая подготовка. Все это потребовало пересмотра традиционных форм и методов обучения, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.
2.Новизна темы
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.
Необходимо отдать должное тому, что действия учителя становятся достигнутыми и понятными ученикам, когда он руководствуется своим, а не чужим, хотя и добровольно принятым опытом, когда наши педагогические знания, убеждения, техника становятся целостно завершенным средством самореализации внутреннего мира педагога. Наука помогает «примерить» на себя использованное другими, соотнести со своими возможностями, привнести в этот опыт свое личное понимание и новое видение.
3.Научно-методическое обоснование.
По определению Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, директора Института образования человека. «Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».
(Слайд 9) Составляющими элементами понятия "компетенция" являются:
знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
навыки – это владение средствами и методами;
способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
стереотипы поведения – видимые формы действий;
усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Согласно А.В. Хуторскому ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
(Слайд 10) К ключевым компетенциям ученый относит:
ценностно-смысловые компетенции – связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения; (Слайд 11)
общекультурные компетенции, т.е. духовно-нравственные основы жизни человека; (Слайд 12)
учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; (Слайд 13,14)
информационные компетенции – владение современными средствами информации; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; (Слайд 15)
коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; (Слайд 16)
социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения; (Слайд 17) компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. (Слайд 18)

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашей молодой республики о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. На уроках младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и новых терминов. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках.
Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит добывание знаний из реальности и овладение приёмами учебно-познавательных проблем. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

4. Формирование компетенций через разнообразие приемов и технологий на уроках в начальной школе.
Формировать ключевые компетенции можно разнообразными приемами и технологиями.
Темы, которые дети затрудняются соотнести с реальной жизнью, необходимо преподносить проблемным методом. Учащимся ставится проблемный вопрос или задание, с выполнением которого они в начале урока не могут справиться. Происходит нацеливание детей на получение необходимых знаний из учебной литературы и затем, в результате работы на уроке, разрешение проблемной ситуации – применение полученных знаний для выполнения трудного задания. Следовательно, можно делать вывод, что данный метод и знания, полученные детьми таким образом, способствуют формированию ключевых компетенций у младших школьников.

Проблемный метод должен быть основным в методической копилке каждого учителя начальных классов, наши ученики только начинают свой путь в загадочный мир знаний. Задача учителя зажечь огонёк любознательности и жажды знаний у ребёнка, желание учиться. Это возможно если подходить к преподаванию творчески, с учётом возрастных особенностей младших школьников. (Фрагмент урока№ 1)
Важным показателем сформированности лингвистической компетенции у детей является наличие развитой орфографической зоркости. Ученик должен уметь находить орфограмму, определять ее вид и применять правила написания на практике. Работу по формированию лингвистической компетенции значительно облегчает подчеркивание орфограмм. Этот приём развивает у школьников орфографическую зоркость. Обязательно для этого вида работы брать такие предложения, в которых встречаются слова с той орфограммой, которую детям предстоит изучать на сегодняшнем уроке. Это позволяет создать проблемную ситуацию и подтолкнуть детей к поиску путей её разрешения. Выполняя самостоятельную работу по выделению орфограмм в тексте, дети будут делать это более осознанно. Учителю будет удобнее проверять сформированность этого умения у учеников.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Опираясь на особенности психологических процессов у детей младшего школьного возраста (преобладание наглядно–образного мышления над абстрактным), мы отдаем приоритет игровым приёмам, которые позволяют перейти к непривычным для детей научным названиям орфографических правил, сделать информацию доступной. Этот приём способствует формированию ключевых компетенций младших школьников, что означает выполнение современных задач образования. А самое главное благодаря этим, на первый взгляд наивным «игрушкам», мы воспитаем грамотное молодое поколение, обладающее творческим теоретическим мышлением.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем нескольким ученикам предлагается прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих.
Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному общему.
Таким образом, в целом к концу обучения в начальной школе у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе, для развития коммуникативных качеств.
Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях. Например, 1 класс. Окружающий мир. Тема: Где живут белые медведи. (Видеоурок № 2)
Хочу предложить вашему вниманию еще один пример формирования коммуникативной компетенции. На уроке математики в 3 классе работают капитаны-консультанты. Они проверяют сделанную работу в своей группе, исправляют ошибки, помогают высказаться. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. (Видеоурок № 3)
Всем известная истина, выраженная словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
- источник информации;
- повышают степень наглядности;
- наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
Информационные технологии, открывают для учителя не только дополнительные возможности обучения, но и помогают организовать работу обучающихся. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. (Видеоурок № 4)
Мы считаем, что применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.
Поэтому не нужно забывать очень важную компетенцию – здоровьесберегающую. ВГОС определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. В каждом классе проводится ежедневная утренняя гимнастика, Дни здоровья, спортивно-интеллектуальные игры-праздники, конкурсы рисунков и т.д.  Все это создает   здоровьесберегающую образовательную среду, которая объединяет как учебную, так и  внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.
Таким образом, мы считаем, что для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.
Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила: (Слайд 19)
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. (Слайд 20)
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. (Слайд 21)
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
    Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности, а значит – формированию ключевых компетенций! (Слайд 22)