Конспект урока по биологии 5 класс по теме Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы


Конспект урока по биологии 5 класс
УМК «Сфера»
Тема: Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.
Цель: изучить состав и  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить, углубить знания, дать представление, выработать умения.
2. Воспитательные: формировать интерес, развивать эмоционально-ценностное отношение к природе, способствовать воспитанию научного мировоззрения, совершенствовать навыки общения.
3. Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли; уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат, развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать  с учебником.
Продолжить формирование умения находить  отличия,  работать с информационными текстами, находить и выделять необходимую информацию,   объяснять значения новых слов,  осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения организовывать совместную деятельность, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения правильно и четко формулировать и выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД        
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие.
Продолжить обучение основам волевой саморегуляция и самооценки в ситуации затруднения.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Оборудование: учебник, электронное приложение, иллюстративный материал, карточки для изготовления сорбонок, клей-карандаш, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадь-тренажёр.Основные понятия: эукариоты, ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, хромосомы, органоиды, мембрана, клеточная стенка, вирусы.План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Особенности строения клеток растения.
Отличия клеток растений, животных и грибов.
Вирусы.
Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Перемена пролетела.
Прозвенел уже звонок.
Вы, ребята, все готовы?
Добрый день, начнем урок!
Проверка домашнего задания
Работа по карточкам (приложение № 1).
Выполнение тестовых заданий, основанных на ранее изученных темах согласно сборника «Подготовка к ОГЭ» (приложение №2). Взаимопроверка.
Актуализация опорных знаний
Прием «Эстафета». Учитель задает вопрос по теме прошлого урока одному из учеников. Учащийся, ответив на вопрос, задает следующий вопрос, любому из своих одноклассников (учащиеся должны были подготовить вопросы дома). При этом, если ученик не отвечает на вопрос, первый должен сам на него ответить.
Изучение нового материала
Особенности строения клеток растений.
В ходе изучения материала учащиеся сами изготавливают «сорбонки». Для этого на партах разложены конверты с приготовленными карточками из прочной бумаги, клей-карандаш (приложение №3). Работа в парах.
В растительной клетке есть ядро, цитоплазма и плазматическая мембрана, что также свойственно животной и грибной клеткам. Вместе с тем она отличается от животной клетки следующими особенностями строения:
1) прочной клеточной стенкой значительной толщины;
2) особыми органоидами — пластидами;
3) paзвитой системой вакуолей.
Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной, но, кроме нее, ограничена толстой состоящей из целлюлозы клеточной стенкой. Наличие клеточной стенки — специфическая особенность растений. Она определила малую подвижность растений. Клеточная стенка имеет поры, через которые происходит сообщение соседних клеток друг с другом.
Отличительная черта растительных клеток – наличие в цитоплазме особых органоидов – пластид.
Различают три вида пластид: 1) лейкопласты — бесцветные пластиды (клубни); 2) хлоропласты — зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл (листья); 3) хромопласты – оранжевые, красные или желтые пластиды (корнеплоды, плоды), обусловливающих яркую окраску цветков и плодов. Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, окруженные мембраной. Вакуоли содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Например, в клеточном соке вакуолей многих растений содержаться вещества, используемые человеком. В корнеплодах сахарной свеклы это сахароза, в сочных плодах винограда это глюкоза, а в вакуолях созревающих семян – большое количество белков.
Отличия клеток растений, животных и грибов.
Работа с текстом учебника (стр. 46-47, статья «Отличия клеток растений, животных и грибов»).
Учащиеся объединяются в три группы (по рядам) и дают ответ на три вопроса:
1 группа: «Что общего в строении клеток грибов и животных?»
2 группа: «Чем растительные клетки отличаются от других эукариот?»
3 группа: «Почему хлоропластов нет в животных и грибных клетках?»
Вирусы.
Существуют организмы, не имеющие клеточного строения. Это вирусы. Признаки живого вирусы проявляют, только попав в клетку живого организма.
Благодаря своим маленьким размерам вирусы могут проникать не только в организм человека, животных и растений, но и в бактерию, состоящую всего из одной клетки.
Все обнаруженные учеными вирусы живут только за счет других живых организмов, то есть являются паразитами. Паразиты ослабляют другие живые организмы. Вирусы оказались страшнее многих из них, вызывая такие болезни, как оспа, бешенство, грипп, полиомиелит и другие. Именно вирус является причиной СПИДа – заболевания, которое во всем мире называют чумой XX века. Ученые всех стран ищут способы борьбы с этим мельчайшим, но очень коварным существом.
Исследованием вирусов занимаются ученые-вирусологи, а наука, изучающая неклеточные формы жизни, получила название вирусология. Одни вирусы размножаются только в растениях (вирус табачной мозаики), другие – только в бактериях (бактериофаги). Есть вирусы, которые размножаются только в организме животных или человека (например, вирус кори, бешенства).
Вирусы, поражающие растения, могут распространяться от дерева к дереву (корни), у сельскохозяйственных культур (луковицы, клубни). У человека один из самых распространенных способов передачи вирусных инфекций – воздушно-капельный (при кашле, чихании). Таким образом, переносятся вирусы гриппа, ветряной оспы.
Закрепление полученных знаний. Рефлексия
Викторина (приложение № 4).
Проведение рефлексии.
Учащимся раздаются круги жёлтого цвета (смайлики) и они сами рисуют изображения, согласно которым комментируют, насколько им было интересно на уроке (приложение № 5).
Домашнее задание
Прочитать §17; выучить определения, воспользовавшись сорбонками, изготовленными на уроке; составить кроссворд по теме «Строение клеток растений, животных и грибов».

Приложение № 1
Карточка № 1
Какие вещества входят в состав клеток? Заполни таблицу.
Вещества клетки
Примеры Примеры
Карточка № 2
Какие общие черты есть в строении клеток всех живых организмов? Обозначить на рисунке цифрами и записать названия и функции этих структур.
-23812463500 1.________________________________________
Функции: ________________________________
_________________________________________
2._______________________________________
Функции: ________________________________
________________________________________
3._______________________________________
Функции: ________________________________
________________________________________
Карточка № 3
Каковы формы и размеры бактерий? Обозначить на рисунке цифрами и записать названия. По каким признакам всех бактерий объединяют в царство Бактерии?
-3810-31751._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
4._________________________________
Приложение № 2
1. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) Грибы
2) Хвойные
3) Птицы
4) Цветковые
3. Среди перечисленных грибов выращивается в искусственных условиях
1) боровик
2) дождевик
3) сыроежка
4) шампиньон
4. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) наблюдением
2) измерением
3) сравнением
4) экспериментом
5. Какую кашу готовят из семян проса?
1) пшенную 2) овсяную 3) манную 4) ячменную
6. Какие три признака чёрной смородины можно определить, используя приведённый рисунок?
571511112600
1) лист смородины имеет черешок, которым он прикрепляется к стеблю
2) из цветков развиваются плоды
3) смородина – садово-огородное растение
4) смородина – кустарник
5) у смородины имеется хорошо развитая корневая система
6) смородина – цветковое растение
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
Ответ: ________________________
3034665-224790Внутренняя среда клетки: вязкое бесцветное полужидкое вещество, которое постоянно движется
00Внутренняя среда клетки: вязкое бесцветное полужидкое вещество, которое постоянно движется
-613410-224791Цитоплазма
00Цитоплазма

-613410108585Ядро
00Ядро
3034665108585Важнейший компонент всех клеток растений, животных и грибов
00Важнейший компонент всех клеток растений, животных и грибов

303466573025Специальные тельца, находящиеся в ядре, в которых хранится наследственная информация
00Специальные тельца, находящиеся в ядре, в которых хранится наследственная информация
-61341073025Хромосомы
00Хромосомы

3034665149225Клеточные структуры, выполняющие определённые функции
00Клеточные структуры, выполняющие определённые функции
-565785149225Органоиды
00Органоиды

3034665135890Пигмент, который придает хлоропластам зелёный цвет
00Пигмент, который придает хлоропластам зелёный цвет

-5657858255Хлорофилл
00Хлорофилл

Приложение № 3
Сорбонки:
-39433567945Пластиды
00Пластиды
311086567946Особые органоиды характерные только для растительной клетки (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)
00Особые органоиды характерные только для растительной клетки (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)
31965901963420Зеленые пластиды, есть только у растений, содержат хлорофилл (клетки листьев)
00Зеленые пластиды, есть только у растений, содержат хлорофилл (клетки листьев)
32442153973195Оранжевые, красные или желтые пластиды (корнеплоды, плоды)
00Оранжевые, красные или желтые пластиды (корнеплоды, плоды)
32442155992495Бесцветные пластиды
(клубни, луковицы)
00Бесцветные пластиды
(клубни, луковицы)
-3467105992495Лейкопласты
00Лейкопласты
-3467103944620Хромопласты
00Хромопласты
-3752851915795Хлоропласты
00Хлоропласты


Приложение № 4
Вопросы викторины.
Чем отличаются эукариотические клетки от прокариотических.
Все ли клетки (растительная, животная, грибная) имеют клеточную оболочку.
Из чего построена клеточная оболочка растительной клетки?
Из чего построена клеточная оболочка грибной клетки?
Какова основная отличительная черта растительной клетки?
Почему лепестки цветов имеют яркую окраску (красную, желтую, оранжевую).
При помощи какого органоида клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества из неорганических.
Существуют ли организмы, которые не имеют клеточного строения? Что это за организмы?
По каким признакам ядерные организмы делят на три царства: Растения, Животные и Грибы.
Приложение № 5
(пример)
«Не понравилось «Было скучно «Понравилось
было трудно» и не интересно» у меня всё получилось!»