Коучинг-современная или проверенная временем педагогическая технология в спорте


Статья на тему: «Коучинг – инновационная педагогическая технология или прошедшая испытанием времени спортивная методика»
Автор: Мубинов Марат Рашидович. Учитель физической культуры. ГБОУ СОШ 50 Петроградского района СПБ
Если сегодня попытаться взглянуть на перечень инновационных педагогических технологий, то можно увидеть примерно следущие: проективые и деятельностные технологии, креативные технологии, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного образования, этнопедагогические, тренинги, коучинг. Именно коучинг, как технология, имеет наибольшую взаимосвязь с педагогикой. Ведь Термин "коучинг" был введен английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором и дословно на русский язык его можно перевести, как "наставлять, подготавливать, тренировать" (от английского to coach – тренировать, наставлять, воодушевлять). Коучинг уходит своими корнями в спорт (ориентировочно в 80-е годы прошлого века), где вопросы развития и тренировки спортсменов были на первом месте. Обычная тренировка спортсменов заключалась в повторении увиденного ранее спортивного элемента. "Смотри, как надо делать правильно и повторяй за мной. Регулярно тренируйся и ты обязательно это освоишь" - говорили тренеры своим спортсменам. Т.е. сводилась к механическому физиологическому повторению.Как показывало время, такой способ развития и тренировки спортсмена натыкался на его внутренние препятствия и противоречия. Обычно спортсмен говорил: "Я все понимаю, но у меня не получается сделать правильно" или "Я не могу понять, как это сделать правильно" или "У меня ничего не выходит, хотя я делаю все правильно». Отсутствие нужных результатов (успех и победа в соревнованиях) у спортсменов заставили тренеров задуматься над причинами. Почему правило "делай, как я" и демонстрация примеров "как надо делать правильно" не приводит спортсменов к росту и победам? Постепенно, тренеры стали менять свои подходы в тренировках спортсменов. Они стали добавлять новые инструменты и методики в тренировки. Одной из таких методик, применяемой в наши дни, явлется создание нового опыта.
Создание нового опыта происходит первоначально в головном мозге спортсмена при помощи визуализации цепочки событий, необходимых ему для достижения успеха и победы на соревнованиях. Т.е не исключает все тоже механическое повторение на начальном этапе тренировок. Но на самом деле понятие "коучинг" включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, спорта, философии, логики и жизненного опыта. Спрос на услуги коучей в развитых странах (США, Канада, Великобритания, Франция) непрерывно растёт. Это связано с его высокой эффективностью и абсолютной универсальностью. Сегодня это учение успешно применяется во всех сферах жизни и бизнеса.Основная задача - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Люди становятся более эффективными, совершенными, гораздо быстрее и легче достигают то, чего действительно желают, когда у них есть коуч, который сопровождает и может профессионально помогать им. Данное учение дает результаты по нескольким причинам. Взаимоусиление (синергия) коуча и клиента создает мощный импульс к осознанности целей и эффективным действиям. Устанавливаются такие значимые и необходимые для клиента цели, которые естественным образом "притягивают" клиента к результату, в отличие от того, когда клиента приходится "толкать" к целям. Клиент развивает новые навыки и умения, и они приводят к большим успехам. Коучинг не предлагает решений и не говорит что делать - это главное отличие коучинга от консалтинга.После консалтинга клиент получает результаты с "маленьким сроком годности", однако, в случае коучинга  - клиент получает результаты и собственноручно созданную уникальную систему развития. Он будет пользоваться своей системой, по прошествии многих лет, после коуч-сессии. Наиболее важные изменения, после применения технологии коучинга: вы ведете себя более осознанно, вы безотлагательно предпринимаете более эффективные и сфокусированные действия, не откладывая их "на потом", вы прекращаете терпимо относиться к тому, что тянет Вас вниз, у Вас появляется импульс для действий, вы легче достигаете результатов, вы определяете Ваши приоритетные цели, которые не могли бы установить без коуча. Если говорить о том, как коучинг работае в системе образования, то следует отметить, что сегодня педагогу просто необходимо овладеть этой технологией, для повышения своего профессионализма. Умение показать свои профессиональные способности и возможности,  необходимы педагогу в процессе аттестации. Это одно из самых «слабых» профессиональных качеств, потому что самопрезентации необходимо учиться. Коучинг – это синтез тренинговых технологий. Это не только метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления или стиль поведения, это своеобразная философия, предполагающая  эффективность в различных видах деятельности. Парадокс, но это факт, что огромное количество успешно работающих педагогов не могут назвать методику, по которой они работают уже много лет, я имею в виду собственную методику. Это же так естественно, что, опираясь на новейшие достижения, педагог создает собственную систему. Но как она называется и из каких компонентов состоит, назвать затрудняется. Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.  Времена меняются гораздо быстрее, чем мы себе это представляем. Появляются новые требования к уровню компетентности преподавателей. Прошло время, когда требования к учебному процессу диктовались сверху, структура рынка и технологии сегодня изменяются значительно чаще, чем в прошлом. Время диктует необходимость постоянного обучения сразу на рабочем месте посредством коучинга. Новое поколение воспитанников, просто само по себе требует принципиально нового подхода к их образованию. От того насколько ученики и их родители давольны образовательным процессом, зависит и статус образовательного учереждения. Если некоторые из них занимаются отбором учеников, то немалая доля современных образовательных учереждений занимается набором учеников с разной степенью обучаемости, только ли лишь выжить в современных условиях. Коучинг работает и в направлении повышения статуса образовательного учереждения, есть масса примеров того как, после применяемых коуч технологиий, о проблеме наполняемости учереждения речь даже и не шла. Ползуясь удачными европейскими примерами, коучинг в Петербурге постепенно стал приоритетным направлениям в технологисекой системе школ. В России технология коучинга в образовании только набирает обороты, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что беря свои истоки в спортивной сфере, пройдя область бизнеса, коучинг внедрился в образовательную сферу и стал одной из инновационных технологий, эффективно работающих на улучшение качества российского образования.
Таким образом можно сделать вывод о том, что спорт и физическая культура , в целом, и водные виды спорта в частности, могут быть не только активным пользователями педагогических технологий, но и стоять у их истоков. Разумеется, невозможно применить все существующие ныне педагогические технологии на занятиях в бассейне, особенно в рамках одного занятия, но можно выделить наиболее приоритетные, доступные, дающие наибольший результат и систематически применять их в педагогической практике.