Методическая разработка открытого урока по теме ”Клеточное строение организмов”(5 класс).


Методическая разработка открытого урока Коротковой Маи Рудольфовны, учителя биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики
ТЕМА УРОКА:
Обобщение и систематизация знаний по теме”Клеточное строение организмов” (5 класс)
Тип урока: актуализация знаний и умений(урок повторения).
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Клеточное строение организмов».
Задачи:
1.Организовать работу по обобщению и закреплению знаний по теме «Клеточное строение организмов» в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3.Научить оценить уровень готовности к контролю знаний и коррекции выявленных недочетов.
4.Способствовать развитию умений организовать совместную деятельность на конечный результат.
5. Воспитывать положительное отношение к совместному труду и культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные
-формирование систематизированных представлений о клеточном строении живых организмов.
Метапредметные-регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
-познавательные:
1)умение работать с учебником; с информацией текста; умение использовать схемы и таблицы для структурирования информации.
2)создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.
-коммуникативные:
1)умение осуществлять деятельность индивидуально, в парах , в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
-личностные:
1)проявление познавательной самостоятельности к предмету.
2)понимание ответственности за свой успех и за результат труда в коллективе.
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Ребята, наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, а вас я попрошу внимательно его послушать, постараться выделить главную мысль .Миллиарды лет назадВ хаосе ВселеннойКапля жизни родиласьРобко и несмело.На заре живого мирозданьяБыло чуждо и опасно все кругом.Крохотное, хрупкое созданиеСтало строить Жизни прочный дом.В оболочку Жизнь себя одела.Что кругом? Вода есть – можно пить.Чистый воздух, солнце жарко грело.И решила кроха: «Будем жить!»
И пошло. Теперь живая клеткаСтала крепнуть, множиться, расти,Чтоб когда-то дикая планетаВся могла садами расцвести.
Итак, какова главная мысль этого стихотворения? (ответы детей)
3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, что же мы знаем о клетке?(ответы детей).
Ответы детей поощряются баллами.
Учитель напоминает, что о клетке ребята говорили в начальной школе и пополнять свои знания будут с каждым годом до конца 11 класса.
Учитель записывает тему на доске, дети в тетрадях.
Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Клеточное строение организмов».
4.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. А какую цель мы поставим перед собой?(версии детей)
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Клеточное строение живых организмов» и подготовиться к контрольной работе.
4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.
Учитель. Ребята,сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас
с вами луговой Василек и бабочка Махаон(в классе вывешиваются картины с изображением лугового василька и махаона).
Учитель. Как вы думаете, почему они пришли к нам в гости?(версии детей)
Учитель. Ребята, Василек и Махаон захотели узнать о том,что несмотря на внешнюю несхожесть, у них есть что-то общее. Что у них общего?(состоят из клеток).
Учитель. Им очень захотелось посмотреть на свои клетки и выяснить, чем они похожи и чем отличаются? Но они читать не умеют и обращаются к вам за помощью. Поможем? (поможем).
Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы (малая группа из 4 человек-динамическая пара; обычно 2 соседние парты).(Этот прием коллективного способа обучения относится к личностно –ориентированным технологиям).
Учитель. Ребята, каждая группа получит карточку с общим заданием. В этом общем задании есть под заданиядля каждого члена группы(в классе будут от 5 до 7 групп). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.(ситуация коллективного взаимодействия). Группы ведут таблицу учета, делают соответствующие отметки(+) о проработке заданий у учителя.
Зад1Зад2Зад3 Зад4Зад1Зад2Зад3 Зад41 .(+) 2 3 4 5 1,2и 3группы- Строение растительной клетки(общее задание)
Каждый член группы получает карточку спод заданием. Прорабатывает его индивидуально и потом в паре с каждым членом группы.(пара сменного состава –один в роли учителя, другой в роли ученика). Потом меняются ролями. Т.О. каждый проговаривает задание трижды, отвечает на вопросы,задает вопросы. При этом учитывает особенности каждого.
1ученик а) назовите основные части клетки.
б) расскажите об их строении и функциях.
в) найдите их на рисунке, и на разборной динамической модели «Строение клетки».
2 ученик: а) что такое пластиды?
б) расскажите о строении и функциях пластид.
в) найдите их на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
3 ученик: а)что такое вакуоль?
б) расскажите о строении и функциях вакуолей.
в)найдите на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
4 ученик: а)что такое клеточная стенка?
б) расскажите о строении и функциях клеточной стенки.
в) найдите на рисунке и разборной динамической модели «Строение клетки».
4,5,6 группы-Строение животной клетки и процессы жизнедеятельности клетки(общее задание).
1ученик: а) перечислите основные части животной клетки.
б) ответьте на вопрос:
Чем отличается животная клетка от растительной?
в)найдите животную клетку на раздаточном материале.
2 ученик: а) что такое хромосомы?
б) расскажите о строении и функциях хромосом.
в) сколько хромосом будет в двух дочерних клетках после деления клетки, если в материнской 46 хромосом. Ответ обоснуйте.
3 ученик: а) перечислите основные процессы жизнедеятельности клетки.
б) как происходит питание клеток?
в) как происходит дыхание клеток?
4 ученик: а) как происходит деление клеток?
б) какую роль играют хромосомы?
в) в какой части,клетки находятся хромосомы? Найдите эти структурные части клетки на рисунке.
После группы меняются заданиями(взаимообмен заданиями) и каждый получает свое подзадание на выполнение общего задания.
5. Применение знаний в новой ситуации.
После выполнения теоретической части учитель просит выполнить каждую группу практическую часть задания: собрать модель животной и растительной клеток, используя динамическое пособие на магнитной доске.(работа группой).
6.Обобщение и систематизация знаний
Учитель. Ребята, вы плодотворно поработали. В таблице учета все группы получили пометки о выполнении заданий. Теперь давайте расскажем Васильку и Махаону, чем похожи их клетки и чем они различаются (ответы обучающихся). Дети сравнивают, систематизируют, обобщают и делают выводы.
Сходство клеток растений и животных (на примере василька и бабочки).
основные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана
имеются ещё многочисленные тельца – органоиды, выполняющие различные функции;
цитоплазма клеток может двигаться, связывая все части клетки.
Отличия:
у растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
у растительной клетки есть хлоропласты;
у растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Выводы:(делают дети)
1.Все живые организмы состоят из клеток. (Кроме вирусов)
2.Клетки растений и животных имеют признаки сходства и различия.
3.Клетка-единица строения живых организмов.
Физкультминутка ( на данном уроке связана с бабочкой махаон)
Бабочка есть махаон.
Хороша со всех сторон. (Дети кружатся вокруг себя)
Крылья не простые,
С узором,золотые.
Бабочки летают
По цветкам порхают(дети поднимают и опускают руки)
Крылышки сложили(дети поднимают руки вверх, соединяют вместе)
Плавно опустили(опускают руки и присаживаются)
Учитель. Ребята, мы помогли Васильку и Махаону узнать об особенностях строения их клеток. Что же является первым помощником в любом деле ? (Знания). Какие пословицы вы знаете о знании?
-Ученье свет-не ученье тьма.
-Ученье-путь к уменью.
Тяжело в учении-легко в бою.(А.В. Суворов)
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1.Тестирование(в тетрадях).
1)Основная часть клетки: а) ядро б)хлоропласты в) вакуоли
2)Вязкое живое вещество клетки: а) хромосомы б)цитоплазма в)лейкопласты
3) Зеленые пластиды: а) лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
4) В растительной клетке, в отличие от животной есть : а)клеточная стенка б)ядро в) цитоплазма
5)Сколько хромосом будут иметь дочерние клетки, если в материнской содержится 48 хромосом до деления: а) 24 б)48 в)96
2. Верно или неверно.
Клетка –основная единица строения всех живых организмов.
Оболочка, ядро и цитоплазма –главные части клетки.
Клетки одинаковы по форме и размерам.
Живые клетки только питаются.
Организм человека состоит из клеток.
Учитель предлагает проверить тестовую работу по ключу(слайд) ; сделать взаимопроверку ; оценить , выявить и корректировать ошибки.
7. Рефлексия. (Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся по вопросам)
-Все ли было понятно на уроке?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое настроение у вас после урока?
Учитель благодарит за работу учеников.
8.Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе №2 по теме: «Клеточное строение организмов»(стр. 30-49).