Технологическая карта урока по биологии 5 класс Процессы жизнедеятельности в клетке (дыхание, питание)

Ф. И. О. педагога: Козловская Галина Алексеевна
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Тема урока: Процессы жизнедеятельности в клетке (питание, дыхание)



Технологическая карта с дидактической структурой урока



Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность
учителя
Задания для уча-щихся, выполнение которых приведет к достижению плани-руемых результатов
Планируемые результаты






Предметные

УУД

Организационный момент
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
1) Приветствуют учителя, желают друг другу успехов в работе, проверяют свою готовность к уроку
1) Приветствует учащихся, психологически настраивает детей на урок, проверяет их готовность к уроку. Стимулирует мыслительную деятельность
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка

Личностные:
умение организовывать рабочее место.
Регулятивные: самонастрой на учебную деятельность..


Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся о клетке
1) Отвечают на вопрос учителя




2) Выполняют задания №1 и №2
(карточки)



3) Отвечают на вопросы учителя


1) Проводит параллель с ранее изученным материалом


2) Организует самостоятельную работу



3) Организует повторение








1) Из чего состоят растения, как и любой другой живой организм (2-й слайд презентации)

2) Закончите предложения и вставьте пропущенные буквы в терминах

3) Посмотрите на слайд и назовите органоиды клетки и химический состав
(ЭОР, приложение к учебнику)





Учащиеся должны знать:
- все живые организмы состоят из клеток;
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- правильное напи- сание терминов

Личностные:
осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач
Регулятивные: самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Изучение нового материала
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


1) Называют процессы, характеризующие жизнь







2) Просматривают слайд и формулируют тему и цели урока





3) Просматривают слайд и отвечают на вопрос



4) Отвечают на вопросы






5) Работают в группах, сотрудничают с одноклассниками при выполнении лабораторной работы

1) Организует обобщение актуализированных знаний необходимых для формулирование темы и целей урока





2) Организует формулирование темы и целей урока





3) Организует фронтальную беседу




4) Организует обсуждение, обмен мнениями





5) Организует групповую работу для выполнения лабораторной работы
1) Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь (3-й слайд
презентации).
Сегодня мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

2) Посмотрите на слайд
(4-й слайд
презентации) и попробуйте сформулировать тему и цели урока

3) Назовите процесс, изображенный на слайде – дыхание
(5-й слайд
презентации)

4) Что еще необходимо клетке для жизнедеятель-ности? (питание)
(6-й, 7-й слайд презентации, видеофрагмент)

5) Лабораторная работа №3. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Учащиеся имеют представления о свойствах живого организма

Учащиеся должны знать и уметь:
процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание)

Личностные:
умение осознавать ответственность за общее дело.
Регулятивные:
формирование личностных качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность. Познавательные:
работая в паре уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Коммуникативные:
формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.


Домашнее задание
Цель: закрепить полученные знания


Записывают домашнее задание в дневники
Организует пони-мание учащимися домашнего задания
Параграф ___, подготовить вопросы



Закрепление нового материала
Цель: зафиксировать новое знание и
организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения
Самостоятельная работа в парах по выявлению процессов жизнедеятельности в клетке
Организует самостоятельную работу учащихся в парах

Прочитайте сказку о житие-бытие растительной клетки. Отметьте, какие процессы происходят в клетке?
Развиваются умения различать процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание), делать выводы на основе сравнения
Регулятивные:
оценка, контроль, коррекция.
Познавательные:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий. Коммуникативные: способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
выполнение действий в соответствии с заданием для групповой работы.

Рефлексия
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли

Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке
Схема:
Сегодня я узнал (а)
Было трудно
Теперь я могу
Я понял (а), что
У меня получилось
Было интересно
Меня удивило
Мне захотелось
Я думаю, что

Личностные:
умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.



15