Технологическая карта урока «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».


Тема
«Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Цель урока
Познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Задачи урока: 
Воспитывающая - воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.  Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу.  Обучающая - познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке; продолжить формирование умения работать с микроскопом; продолжить формирование умений готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами, происходящими в клетке, фиксировать результаты наблюдений.

Планируемые результаты
Предметные: научиться описывать основные процессы жизнедеятельности клетки, наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов; представление о клетке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения применять полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
Познавательные УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.
Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме..

Тип урока
урок открытия нового знания

Основные понятия
Жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Питание. Дыхание.

Межпредметные связи
Литература, русский язык

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014. – 141 с.
- презентация
- раздаточный материал

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная.











Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап.
Организационный момент.

рефлексия
активизация учащихся
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
Дети рассаживаются по местам и настраиваются на работу.


2 этап.
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения. 
Закрепить знания по пройденной теме.
Учитель просит назвать тему прошлого урока.
На основной доске даны названия двум схемам. Ваша задача дописать схемы предложенными материалами с вспомогательной части доски. По 1 или 2 элементу каждому ученику.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Эл. прил.
Назовите основные части клетки.  На доске:
Соотнесите части клетки и функции.  Чем отличается животная клетка от растительной клетки?
Дети отвечают: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.




Ученики по очереди выходят к доске, дописывают схему и комментируют свои ответы.


Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;


3 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения цели и темы урока.
Сможете ли вы сейчас до изучения новой темы сказать: «Клетка относится к живым или не живым организмам?»
Правильно ребята, конечно же, мы не можем ответить на данный вопрос сейчас, но сможем ответить на него в конце урока
Как доказать, что клетка живая? (нужно изучить жизнь клетки).
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Жизнедеятельность клетки». 
Итак, мы отправляемся в путешествие по клетке, клетка – очень сложная структура, содержит много органоидов, с ними вы уже знакомы, а какова же цель нашей «экскурсии» сегодня?
Дети вместе с учителем формулируют цель урока Учитель подводит к постановке цели - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма. (Изучить процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножении).
 Что мы должны сделать, чтобы в конце урока мы достигли поставленной цели. Определим задачи, которые мы будем решать.
Дети вместе с учителем формулируют задачи урока. 
Устно размышляют и отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные УУД:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока), а также способы достижения цели. 
Личностные: осознавать единство и целостность мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать речь других людей. 

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий
Поиск решения учебной задачи.
Подумаем, какие процессы характеризуют жизнь?
(По мере называния детьми процессов учитель записывает на доске схему)

Что знаем? Что должны узнать?

Питание что нужно для жизни клеток?
Рост
Развитие
Размножение
Дыхание Попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Что необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание)
А откуда берутся питательные вещества в растении?
(из воздуха и почвы)
Благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулируется поступление веществ)
Записать в рабочую тетрадь.
Питание – когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку?
Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы.
Видеофрагмент 2.
Сейчас самостоятельно запишите в рабочих тетрадях «Значение движения цитоплазмы». Движение цитоплазмы – передвижение питательных веществ и воздуха в клетке.
Т.е. благодаря движению цитоплазмы осуществляется еще один процесс жизнедеятельности клетки – дыхание. Запишите в рабочих тетрадях. Дыхание – поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа.

Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.
Видеофрагмент 3, 4.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам.
Ребята, что произойдет, если межклеточное вещество разрушится и в каких случаях это происходит? Прочитайте в учебниках.
Сформулируйте определение, что такое межклетники. Межклетники – пространство между клетками, заполненное воздухом - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Записать в тетрадь.
Какой можно сделать вывод из рассказа?






Учащиеся называют основные процессы жизнедеятельности клетки.













Записывают определение в тетрадь.





Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.


Регулятивные: уметь выдвигать версии
Коммуникативные:
Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей



























Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.  Формирование умения владеть смысловым чтением.  Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 

5 этап.
Физкультминутка.

Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!



6 этап.
Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Учитель дает учащимся самостоятельное задание: «Верное – неверное утверждение». Комментирует его: В тетрадях вы рисуете прямую, делите ее на 6 отрезков, нумеруете каждый отрезок. Если утверждение верно, то над отрезком рисуете треугольник, если не верно, ставите прочерк. На выполнение я даю вам 6 минут. Учитель засекает время и следит за выполнением задания.
После истечении времени учитель просит учащихся обменяться тетрадями с соседом и проверить работу.
Ответы к самостоятельной работе:
1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 +; 5 - ; 6 +.
Живая клетка обладает способностью расти, т. е. увеличиваться в размерах.
Движение цитоплазмы – передвижение воздуха в клетке.
Межклеточное вещество - пространство между клетками, заполненное воздухом - образуются в результате его разрушения и округления клеток.
Питание – когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.
Клетка не взаимосвязаны друг с другом.
Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой – это обмен веществ 
Учащиеся выполняют самостоятельное задание.
Обмениваются тетрадями. Проверяют друг у друга работы.





Комментируют правильные ответы.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Коммуникативные:
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей


7 этап.
Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Ребята, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос: «Клетка относится к живым или не живым организмам?».
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
- Да, клетка является живым организмом, так как в ней происходят процессы, свойственные только живым организмам: дыхание, питание, движение цитоплазмы, рост, размножение.
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

8 этап.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.
А, сейчас ребята поделись тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Спросить детей по желанию, устно.

Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.
А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения, которое совпадает с вашим мнением.

Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.

- Что такое жизнедеятельность клетки, движение цитоплазмы, дыхание, питание, что клетка является живым организмом.




Ребята оценивают свою работу и ставят оценку учителя в тетрадь.
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;


9 этап.
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
Стандартный минимум
Повышенный
Творческий
Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:
1) §9 ответить на вопросы в конце параграфа.
2) Написать небольшой рассказ на тему «Что такое клетка?»
3) сделать модель «Строение клетки»


10 этап.
Рефлексия
Итог урока
Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.
Спасибо вам ребята за урок!
Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.



Минеральные соли

Неорганические вещества и их роль в клетке

Используются для синтеза органических молекул.


Вода

Придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ.

Органические вещества и их роль в клетке


Углеводы

Белки

Нуклеиновые кислоты

Жиры


При расщеплении дают клетке энергию, входят в состав оболочки клетки.

Регулируют процессы жизнедеятельности, запасаются в клетках.

Откладываются в клетках, при расщеплении дают энергию.

Сохраняют наследственную информацию и передают ее потомкам.









15