МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОУ:
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЛЮС СТУПЕНЬКИ УСПЕХА»
Автор: Неустроева И.А.
старший воспитатель
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки  России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», а также приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально- экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии.
Федеральные государственные образовательные стандарты, поставили перед отечественной системой образования новые задачи, такие, как - развитие личности ребенка, индивидуализации образования, усиление практической направленности образовательных услуг. Для реализации поставленных задач необходимо создание гибкой системы методической работы с ориентацией на развитие у начинающих педагогов познавательной активности, готовности к непрерывному самообразованию, социальной и профессиональной мобильности. В современных условиях личностно ориентированной модели обучения и воспитания становится актуальной проблема послевузовской подготовки компетентного педагога.
В основе педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения лежат идеи гуманности и гуманитарности, субъектности, диалогичности. Успешность реализации обозначенных идей зависит от способности воспитателя личностно-ориентированно решать профессиональные задачи, позволяющие организовывать педагогическое сопровождение ребенка, развивать его индивидуальный потенциал, обогащать внутренний мир. Однако в современных условиях педагогическая деятельность воспитателя осложняется контекстом конкретного детского сада, а именно вариативностью программно-методического обеспечения детского сада, разнообразием моделей предметно-развивающей среды, способов организации педагогического процесса, методов взаимодействия с его субъектами. В результате, воспитатель не всегда готов к качественному выбору содержания, форм, методов построения педагогического процесса, позволяющего учитывать интересы, потребности и возможности каждого ребенка. Это обусловлено отсутствием у многих педагогов опыта личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами: детьми, родителями, коллегами по работе, администрацией. В связи с этим, возникает необходимость накопления данного опыта, через включение самих воспитателей в процесс сопровождения.
Именно поэтому методическое сопровождение молодых педагогов – одно из основных направлений работы методической службы в ДОУ. Правильный выбор модели методической службы в зависимости от конкретной цели является залогом успешной деятельности данной службы.
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Процесс роста и совершенствования профессиональной компетентности педагога будет обеспечен, если:
а) проявляется интегральная готовность самой личности к саморазвитию;
б) создаются условия для самообразования.
Процесс подготовки старшего воспитателя к организации методического сопровождения педагогов носит целенаправленный, последовательный характер и предполагает:
- обогащение профессиональной компетентности старшего воспитателя;
- определение и апробацию старшим воспитателем вариантов организации методического сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Эффективность методического сопровождения педагога как способа организации методической деятельности в детском саду определяется по следующим показателям:
- по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;
- по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;
- по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА МБДОУ «Д/С № 11»
МБДОУ «Детский сад №11» начал свою воспитательно – образовательную деятельность в 2012 году. В нашем детском саду в данное время функционирует три разновозрастных группы: первая младшая, вторая младшая – средняя, старшая – подготовительная. В плане на 2014-2015 год – открытие еще одной группы. С детьми работают 9 педагогов: 6 воспитателей, 1инструктор ФИЗО, 1педагог – психолог, 1музыкальный руководитель.
Всего педагогических работников
  Уровень образования
Имеют профильное образование Имеют высшее педагогическое образование Имеют средне - специальное непрофильное образование Проходят курсы профессиональной переподготовки по направлению «Дошкольное образование»: Обучаются заочно в
БПК №1 Обучаются заочно в ВУЗ
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
9 человек 3 33 2 22 1 11 3 33 2 22 1 11
Всего педагогическихработников Педагогический стаж
До года 1-2 года Свыше двух лет
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
9 человек 4 44 3 33 2 22
Всего педагогическихработников Уровень квалификации
Не имеют категории Вторая категория Первая категория
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
9 человек 9 100 - - - -
В результате опроса выявились основные затруднения педагогов в работе на этапе внедрения ФГОС:
- общее представление о реализации ФГОС в дошкольном образовании;
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;
- ранее сложившиеся стереотипы (в результате теоретических знаний) или отсутствие знаний методики проведения занятий становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- молодые специалисты испытывают затруднения в применении полученных теоретических знаний, возникает комплекс симптомов «немотивированного педагога»- отсутствие познавательных интересов, безынициативность, неуверенность, а затем пассивность в своей работе . Следовательно, существует противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми в связи с реализацией ФГОС и недостаточной подготовленностью педагогов в результате малого опыта для эффективного ведения воспитательно – образовательного процесса.
Отсюда вытекает проблема:
несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям в связи с реализацией ФГОС
Конкретная методическая помощь молодым педагогам в нашем ДОУ на данном этапе - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Исходя из вышеизложенного можно обозначить цель деятельности методической службы по направлению «методическое сопровождение молодых педагогов».
Цель:
Использование методов активного обучения в методическом сопровождении молодых педагогов в условиях современного ДОУ; формирование и повышение их профессиональной компетентности.
Задачи:
1. Методическое руководство обеспечением качества воспитательно-образовательного процесса молодыми педагогами.
2. Выявление и помощь в преодолении профессиональных и личностных затруднений у молодых специалистов.
3.Формирование индивидуального стиля творческой деятельности специалиста.
4.Воспитание потребности молодых педагогов в непрерывном самообразовании.
Формирование профессиональной компетентности – это относится к тем педагогам, которые только переступили порог дошкольного учреждения.
Повышение профессиональной компетентности – это относится к педагогам, которые имеют небольшой педагогический опыт работы в дошкольном учреждении.
Молодой педагог, только переступивший порог дошкольного учреждения, делает свои первые и порой очень робкие шаги в сторону педагогической деятельности. Работа с молодыми педагогами, которые имеют небольшой педагогический стаж, дает им возможность продвигаться «по ступенькам вверх и вперед» в окружении грамотного методического сопровождения, повышая свою категорию. Именно поэтому данный проект называется «Первые шаги плюс ступеньки успеха»
Методы активного обучения - это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие педагогов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению педагогической деятельности.
Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более - 30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании -до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).
Признаки методов активного обучения
Проблемностъ. Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существующим отношением субъекта к ним: основная задача состоит во введении субъекта в проблемную ситуацию, для хода из которой для принятия решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего, партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста.
Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций участников. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря их реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия участниками профессиональной деятельности.
Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения являются коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализации обучения, но требует его разумного и умелого использования.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей участников. Признак также подразумевает развитие у субъектов механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом.
Мотивация. Активность как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познательной деятельности развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся добавляются:
профессиональный интерес;
творческий характер учебно-познавательной деятельности;
состязательность, игровой характер проведения занятий;
эмоциональное воздействие.
В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
Значение использования активных методов в методическом сопровождении молодых специалистов
Достижение следующих целей:
Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
Повышение уровня активности и самостоятельности;
Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.
Основополагающие принципы методического сопровождения:
• непрерывность профессионального роста педагога, в том числе и старшего воспитателя;
• принцип личностно -ориентированного подхода;
• принцип деятельностного развития;
• принцип диалогичности и равноправного партнерства.
Организационные формы методического сопровождения педагогического коллектива:
Взаимопосещение
Смотры – конкурсы
Школа молодого специалиста
Педагогический час
Педагогический совет
Встречи в «Образовательном салоне» (каждый педагог самостоятельно выбирает тему и форму работы по предложенной теме)
Участие в мероприятиях сетевых сообществ
Курсы повышения квалификации
Самообразование
Ожидаемый результат использования методов активного обучения в работе методического сопровождения молодых педагогов: модель компетентного педагога, владеющего конкретными знаниями, умениями и навыками в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Это, в свою очередь, должно обеспечивать:
- профессиональный рост молодых педагогов;
-конкурентоспособность молодых специалистов с учетом современных требований;
-обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса молодыми специалистами.
Объект проекта:
«Использование методов активного обучения
в методическом сопровождении молодых педагогов ДОУ»
Предмет проекта:
«Содержание методов активного обучения
в методическом сопровождении молодых педагогов ДОУ»
Тип проекта:
практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта: Молодые педагоги, старший воспитатель, заведующий ДОУ
Длительность проекта: 2 года
Условия реализации проекта:
заинтересованность педагогов, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, активность, открытость, системность работы.
Педагогическая рефлексия:
это умение педагогов анализировать собственную воспитательно – образовательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.
Методы активного обучения
в работе по методическому сопровождению молодых педагогов ДОУ
Традиционные Новые Новейшие
Тренинг Деловая игра Коучинг -сессия
Образовательный салон Смотры – конкурсы и выставки педагогических достижений Метод «Кейсов»
КВН Банк идей Кружки качества
Круглый стол Мастер - класс Метод SWOT – анализа
Педагогический ринг Творческий час Метод «Модерации»
Педагогические ситуации Педагогическая мастерская Метод «Мозговой штурм»
Технология Открытого Пространства
Семинар-практикум Интерактивные методы в проведении педсоветов
Технология Открытого пространства
SWOT – анализ
Метод модерацииРЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
ресурсы наличие
1. Материально-техническое обеспечение проекта -Наличие документов:
Закон РФ «Об образовании» ФЗ-273 от 01.09.2013г.;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано  в Минюсте России  14.11.2013г. №30384)
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано  в Минюсте России  26.09.2013г. №30038)
Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативами  СанПиН 2.4.1.3049 –13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»,
Уставом  МБДОУ
2. Трудовые ресурсы 1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа.
2. Специалисты, занимающихся повышением квалификации кадров.
3.Информационные ресурсы - Интернет
- официальный сайт ДОУ
- сетевое взаимодействие с
МАУ «Центр развития образования»,
Департамент образования г Братска
Распределение обязанностей в команде.
Заведующий ДОУ:
- руководит реализацией проекта;
- координирует деятельность сотрудников по реализации проекта;
-осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Старший воспитатель:
- является основным участником реализации проекта;
-выполняет функции методического сопровождения, функции информационно-аналитической деятельности
- занимается информационным сопровождением проекта: поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;
Внешние связи методической службы по реализации проекта
Министерство образования и науки РФ нормативно-правовая, информационная база
Департамент образования МАУ «Центр развития образования.
Новые технологиикурсовая подготовка
Сетевое взаимодействие (ПТГ, ШСП, гостевые обмены и др.)
Интернет-сообществаОбмен опытом
ДОУ
информация о состоянии воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Этапы работы по методическому сопровождению молодых педагогов

п/пЭтапы работы Формат деятельности по сопровождению
Первый год сопровождения «Первые шаги»
1.1 Диагностический Определение возможностей педагога, выявление личностных качеств
1.2 Мотивационно-прогностическийМотивация педагога на саморазвитие, построение циклограммы индивидуальной работы с педагогом
1.3 Когнитивный Оказание адресной помощи педагогу
1.4 Регулятивно-оценочныйФормирование аналитических умений: анализ занятий, самоанализ
1.5 Диагностический Выявление роста потенциальных возможностей педагога и затруднений
Второй год сопровождения «Ступеньки успеха»
2.1 Личностно ориентированный Выбор методического направления деятельности
2.2 Деятельностный Активная деятельность педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением (самостоятельный творческий поиск в режиме качества)
2.3 Диагностический Результативность сопровождения по развитию компетентности педагога
Правильно организованная и систематически выстроенная работа по сопровождению молодых специалистов является важным условием для их педагогического мастерства, личностного роста, служит важным этапом подготовки и перехода к целенаправленной научно-практической, исследовательской работе педагогов, что свидетельствует об их более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на результативность педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Авт -ост. ШмонинаЛ.В, Зайцева О.И, - Волгоград, Учитель,2011
Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, изд. пятое, Ростов на Дону- Феникс,2011
Давыдова О.И, Майер А.А.и др. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ.Санкт –Петербург – «Детсво- Пресс», 2011
Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Сост. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И., изд 2-е. Волгоград, -Учитель,2011
Лукина Л.И. творческие эксперименты старшего воспитателя. Управление ДОУ.- 2004.-№4
Приложение 1
Методика изучения затруднений педагогов.
          Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет выстроить методическую работу в ДОУ на результативном уровне. Не следует оказывать административное   воздействие при заполнении анкет, педагогам рекомендовать оставлять незаполненными те графы, на которые они затрудняются ответить.
№ Вопросы к самооценке Могу поделиться опытом Испытываю затруднения Норма
  Адаптация детей в ДОУ      
  Организация и проведение режимных моментов      
  Подготовка и проведение занятий (по видам деятельности)      
  Подготовка и проведение совместной деятельности педагога и детей      
  Организация самостоятельной деятельности детей      
  Подготовка и проведение прогулок      
  Организация кружковой работы в ДОУ      
  Организация работы по самообразованию      
  Организация работы с родителями      
            По итогам анкет составляется карта педагогического мастерства.
№ ФИО Стаж работы Результаты самооценки по проблемам
---- ----
         
         
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога (самооценка, оценка)
Воспитатель_______________________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности Степень затруднения
очень сильно сильно средне почти нет
Тематическое планирование Перспективное планирование Планирование воспитательно-образовательной работы  Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства Планирование с учетом ФГОС Овладение содержанием новых программ, методик  Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях  Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности Использование методов развивающего обучения Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской деятельности детей  Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития  Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития Организация свободной деятельности детей  Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы  Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала Учет и диагностика Обобщение своего опыта  Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки Работа с родителями  
Личная карта  достижений педагога ______________________________________________
за 20__ -20___ уч. год
Наименование Результат
1 Награждения 2 Участие в семинарах (выступления) на город, область 3 Публикации 4 Авторские программы 5 Участие в работе педсовета 6 Дополнительное образование (кружки, секции)
7 Повышение квалификации 8 Сотрудничество с социумом 9 Иные формы работы 10 Участие детей в городских мероприятиях, результаты. 11 Работа с родителями 12 Подготовка детей к различным конкурсам в ДОУ, городе  и результат 13 Результаты оздоровительной работы Анкета «воспитатель глазами воспитателя»
 1. Умеет ли вызвать и поддержать интерес к какой-либо проблеме?
2. Поднимает ли вопросы, которые часто вызывают дискуссию?
3. Соблюдает ли логическую последовательность в изложении материала?
4. Может ли разъяснить сложные и непонятные места?
5. Обладает ли высокой культурой речи?
6. Умеет ли снять напряжение, усталость?
7. Ориентирует других и сама использует в работе нововведения?
8. Творчески подходит к своему делу?
9. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к коллегам?
10. Объективно ли оценивает свою деятельность и педагогов?
11. Уважительно ли относится к коллегам?
12. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом?
Приложение 2
Анкета
изучения затруднений педагога доу
в организации современного качественного образования
(самодиагностика педагога ДОУ)
Ф.И.О. педагога _____________________________________________________________
стаж работы _____ категория ____________дата ___________________
Содержание вопроса Варианты ответа
Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения Не владею
Владею частично
Владею свободно
Владение педагогической диагностикой Не владею
Владею частично
Владею свободно
Выбор типа занятия и темпа его проведения Не владею
Владею частично
Владею свободно
Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) Не владею
Владею частично
Владею свободно
Умение планировать учебно-воспитательный процесс Не владею
Владею частично
Владею свободно
Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения Не владею
Владею частично
Владею свободно
Использование методов, направленных на развитие воспитанников Не владею
Владею частично
Владею свободно
Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии дошкольников Не владею
Владею частично
Владею свободно
Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению Не владею
Владею частично
Владею свободно
Использование здоровьесберегающих технологий Не владею
Владею частично
Владею свободно
Обеспечение благоприятных условий в группе:
- гигиенических
- эстетических Не владею
Владею частично
Владею свободно
Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью Не владею
Владею частично
Владею свободно
Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития Не владею
Владею частично
Владею свободно
Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом Не владею
Владею частично
Владею свободно
Приложение 3
Анкета
для выявления способности педагогов к саморазвитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучать себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно отнеслась бы к продвижению по службе.
55 и более баллов – потребность в развитии активно реализуется.
36 – 54 балла – отсутствует сложившаяся система развития.
15 – 35 баллов – остановившееся развитие.
Коэффициент развития:
Кр= Кфакт / КмаксКфакт – набранная сумма баллов
Кмакс – максимально возможная сумма баллов (75)
Чем ближе Кр к единице, тем выше уровень саморазвития педагога.
Например, Кфакт=52 балла, Кмакс= 75 баллов, тогда Кр= Кфакт / Кмакс= 52/75 = 0,69
Определение факторов,
стимулирующих и препятствующих развитию педагогов
Оцените перечисленные ниже факторы по 5-балльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет.
Препятствующие факторы:
Собственная инерция.
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи со стороны опытных специалистов.
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.)
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы:
Методическая работа в ДОУ.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в ДОУ.
Доверие.
Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментирования.
Занятия самообразованием.
Интерес к работе.
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Приложение 4
Классификация методов активного обучения и их особенности
Тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).
Цель – отработка профессиональных навыков и умений.
Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 человек.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:
общая эрудиция;
профессиональные знания, умения, навыки;
умение выйти из затруднительного положения, экспромт. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (5-6 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательные, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Инициатор:
Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик:
Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”
Соглашатель:
Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Оригинал:
Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Организатор:
Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Молчун:
Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Деструктор:
Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)
«Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.
Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Методика ее организации:
определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
составление плана;
предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы
Методика проведения:
ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
заключение, подведение итогов обсуждения.
В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.
Ведущий должен:
Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
Изучить позицию и аргументы оппонентов.
Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.
Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.
Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.
Для проведения мозгового штурма:
Выбирается проблема для обсуждения;
Формируется креативная группа приметно из десяти человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;
Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:
-Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;
-Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».
-На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:
«++» - очень хорошая, оригинальная идея;«+» - неплохая идея;«0» - не удалось найти конструктива;НР – невозможно реализовать;ТР – трудно реализовать;РР – реально реализовать.
4. В завершении мозгового штурма выбираются идеи, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба этих значка.
Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
При использовании этого метода каждый педагог может:
сосредоточиться на содержании;
действовать целенаправленно;
сохранить возможность для импровизации;
проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
Метод «Модерации»может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства, (используется когда количество человек не менее 15-20), которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.
Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?
Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.
-Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета.
-Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале.
-Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов.
-Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы.
-Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым.
Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.
При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:
ситуации – иллюстрации;
ситуации – упражнения;
ситуации – оценки;
ситуации – проблемы.
Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
Диспут – свободный обмен мнениями.
На диспуте все активны. В споре все равны.
Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Острое, меткое слово приветствуется.
Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:
"Нужны ли детскому саду стандарты?",
"Чему сегодня нужно учить дошкольников?",
"Новаторские технологии: за и против",
"Каковы сегодня цели воспитания?",
"Что является общечеловеческими ценностями?",
"Какова роль семейного воспитания сегодня?"
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы.
Традиционный педагогический совет на основе создания проблемных групп
1 этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.
2 этап – этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы Разрабатываются планы работы педагогического совета.
Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.
Проблемные группы совместно с администрацией:
- занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;
- проводят анкетирование педагогов
- продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);
- посещают мероприятия;
- оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;
- изучают документацию образовательного учреждения;
- разрабатывают памятки;
- готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;
- разрабатывают проект решения и рекомендации.
Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.
3 этап – этап проведения. Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Председатель педагогического совета напоминает о требованиях к выступающим:
- уметь слушать и не прерывать оратора;
- мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
- мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;
- чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;
- доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;
- вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
Отношение к решению педагогического совета уже проявляется в процессе его принятия.
Педагогический совет - Защита инноваций
Каждой группе участников педагогического совета (кафедре, отделению) дается задание - предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме (10-15 мин.) изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.
Группа выбирает исполнителей следующих ролей:
- автор-новатор - носитель передовых идей, спикер группы;
- оптимисты - защитники идеи, ее пропагандисты;
- пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;
- реалисты-аналитики, способные взвесить все <за> и <против>, и сделать необходимые выводы.
В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим (воспитанник - воспитатель - родитель, воспитатель - руководитель и др.). В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.
«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.
Методический мост.
Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.
Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Решение педагогических задач.
Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.
Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.
Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.
Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.
Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.
Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.
Методические посиделки.
Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.
Форма проведения – круглый стол.
Методика организации и проведения:
Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.
Методический диалог.
Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.
Форма проведения – круглый стол.
Методика организации и проведения:
Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.
Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.
Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.
В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.
Творческий час - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
«Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
Коуч-сессия – это периодическая (обычно 1-2 раза в неделю, длится обычно от 30 до 90 мин) и особым образом структурированная беседа Коуча (старшего воспитателя, например) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиента (аттестация).
Основные характеристики коуч-сессии:
- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)
- самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание)- структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло, ведь Вы встретились не для того, чтобы поговорить)
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей
Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблемы с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.
Приложение 5
Способы размещения участников при использовании методов активного обучения в методическом сопровождении
1-й способ — «Традиционный»

Такое расположение подходит для отдачи распоряжений или для сообщения информации. Отправитель стоит лицом к получателю, который записывает сообщения. При таком расположении могут участвовать много людей, но следует помнить, что это затрудняет коммуникацию получателей с отправителем.
2-й способ — «Круглый стол»

Он позволяет «объединить» людей и избежать тем самым образования подгрупп (неформальных групп). Такое расположение облегчает коммуникации между участниками и в некоторой степени нейтрализует роль руководителя.
3-й способ — «Лицом к лицу»

Участники противостоят друг другу в дискуссии, отстаивая противоположные интересы. Такая структура мало способствует коммуникации, побуждая стороны скорее к конфронтации, чем к общему мнению. К ней прибегают при двусторонних переговорах, когда руководители располагаются в центре каждой делегации.
4-й способ — «Треугольник»

Участники видят друг друга и могут легко общаться между собой. Положение руководителя в данном случае соответствует положению «лидера». Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «Круглый стол», и в то же время усилить положение руководителя.