Открытый урок по русской литературе Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев Весна


Предмет: Литературное чтение
Класс : 7 «Ә»
Дата проведения: 11.12.2014
Тема: Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев « Весна»Урок 14 Ссылка Госстандарт, календарное планирование.
Раздел: Художественный образ в лирике
Название занятия Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев « Весна»
Общие цели и задачи:
— познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;
— расширять, углублять эстетические представления о поэзии;
— развивать навыки правильного, выразительного чтения;
— обогатить словарный запас детей
— развивать речь, память, внимание, наблюдательность, воображение, способность высказывать своё мнение
— прививать любовь к природе и русской словесности
— воспитывать положительную мотивацию в обучении
Результаты обучения Знают отличие лирического произведения, умеет анализировать и делать выводы; рассуждая, объясняют значение слова и подбирают синонимы. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ключевые идеи Качественная организация первого урока совместной работы учащихся друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения урока. Использование диалога позволяет расширить представления учеников о различных литературных жанрах, размышления в рамках критического мышления.
Источники, оснащение и оборудование
Учебник «Литературное чтение»,7 кл., Жаданова К.Х., ИсахановаД.К., Издательство « Білім» , 2006, ручки, стикеры, , ножницы, фломастеры, раздаточный материал для чтения; Лист самооценивания, портрет А.Н.Плещеева, репродукция картины И.С.Остроухова «Ранняя весна», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, мультимедийная презентация к уроку, запись «Звуки весны»,
Этапы работы Деятельность учителя:
Деятельность учеников:

1.Этап побуждения:
Приветствие.
Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, раздает разные цвета листьев детям при входе в класс и просит сгруппироваться по цветам этих листьев.
- Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.Сейчас у нас с вами начинается урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя ! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком! Дети выбирают понравившися лист, делятся на группы и желают соседу справа и соседу слева пожелания и садятся по группам.
2. Проверка домашнего задания
- Что читали на прошлом уроке?
-Вспомните , чем отличаются лирические стихотворения от прозы?
- Какой поэт рассказал нам о приходе весны?
- Ребята, перед вами лежат листочки. Ваша задача, написать на этих листочках стихотворение Пушкина, которое вы выучили наизусть .
- Теперь , ребята, находим в стихотворении сравнения и эпитеты.
(Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года.,
стада шумят, и соловей поет ) А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»
Взаимопроверка . Оценивание
Из каждой группы по-одному ученику выходят к доске, рассказывают наизусть.
3. Этап осмысления
(реализация урока):
Знакомство с писателем. Мозговой штурм. (групповая форма работы). Через наводящие вопросы ученики должны ответить на вопросы и составить кластер. Попробуйте расшифровать слово. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание.
На доске картинки : ведро, ель, семья, Незнайка, апельсин. По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать речевую тему нашего занятия. Кто смог расшифровать?
Итак, речевая тема сегодняшнего урока « Весна». Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева и с его стихотворением «Весна».
- Рассмотрите портрет и скажите что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? Дети отвечают на вопросы.
По портрету охарактеризуйте писателя \
Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека
4. Этап осмысления
Стратегия «Карусель»

Учащиеся групп обмениваются мнениями о жизни и творчестве великого поэта.
Задание на развитие критического мышления.
Кумулятивная беседа. Дети используют разговор,
чтобы поделиться друг с другом. 1-ая группа: Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825года  в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.
Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна.
2-ая группа: До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул военную службу и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.
3-я группа: Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни».
Дети слушают, читают слова и запоминают.
Учащиеся, критически мысля, обсуждают и отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.
5. Подготовка к восприятию текста - Итак, ребята, как вы уже поняли, сегодняшняя наша тема стихотворение Плещеева «Весна» ( чтение стихотворение учителем)
-Что описывает поэт? (приход весны)
Чтение стихотворения друг другу
6. Этап словарно- исследовательской работы
Стратегия «Толстых и тонких вопросов» индивидуально, в группах, дифференцированная работа Толкование слов:
« повеяло» - зима подходит к концу, подул теплый ветерок; «миновала» - прошла, « заботы» - беспокойство , хлопоты
Исследовательская работа:
Что такое «лазурь»? Что означает слово « Апрель» Дети отвечают на вопросы, переводят новые слова, используя словарь, выписывают предложения с этими словами из произведения.

Учащиеся объясняют значения этих слов.
7. Аудиозапись .
Звучит « Апрель» П.И.Чайковского
- Ребята, ваша задача, слушая музыку, нарисовать графический рисунок
  - Как вы себе представляете эти строчки? 1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи, 
В окно повеяло весною...2 группа: Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.3 группа: Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало На каждой парте отрывки из стихотворения, по которому вы должны нарисовать рисунки и защищать
Обмениваются флипчартами и находят к какому отрывку можно отнести нарисованный рисунок)
8. Игра «Бывает ли так?
Я говорю фразу, а вы отвечаете: Бывает ли так?
- Весной мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься.
- Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки.
- Весной птицы улетают на юг.
- Весна – пора метелей злых и бурь?
Учащиеся обсуждают в группе и отвечают на вопросы
9. Этап. Рефлексия «Эмоциональное состояние». Учитель раздает детям цветные стикеры и просит учащихся выразить свое эмоциональное состояние. Сделайте вывод ответив на вопросы
- Чем вам понравился урок?
- Что вы узнали о творчестве Плещеева?
- Где вы больше всего затруднялись, на выполнение какого задания? Если уч-ся считают, что достигли целей урока, выбирают зеленый стикер, если справились не совсем – желтый, не справились совсем- красный.
Дети отвечают на вопросы и делают выводы о проделанной работе.
10. Домашняя работа Выучить стихотворение наизусть