МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Фомина Лариса Николаевна ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37(МБДОУ детский сад №37)
г. Новочеркасск
Аннотация. Методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов ДОУ является приоритетным направлением в работе методической службы детского сада. Реализация дифференцированного подхода в работе с педагогами разного уровня развития данных компетентностей – основа модели информатизации нашего детского сада. Работа в статусе базового детского сада стажерской площадки стажировочной площадки ГОУ ДПО РО ИПК и ПРО активизировала методическое сопровождение, расширила возможности в работе творческих педагогов.
Литература:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 22-е издание, 1990;
pedagogical_dictionary.academic.ru;
maam.vyckazyvanjia-velikith/
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. А следовательно информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Стремительное развитие компьютерных программ и технологий неизменно влечет за собой необходимость их применения в практике дошкольного воспитания.
Конечно, очень важно оборудовать рабочее место педагога персональным компьютером, множительной техникой, мультимедийным комплексом и прочими девайсами. Но не менее важно научить педагогов не только владеть данной техникой, но и умело «вплетать» ИКТ в образовательный процесс, не нарушив требования СанПиН достигать максимального результата в развитии дошкольников.
Поэтому одной из основных задач методической работы в детском саду явилось обеспечение эффективного сопровождения развития ИКТ-компентности педагогов.
Что же мы понимаем по этим понятием? В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с кем-то.
В педагогическом терминологическом словаре (pedagogical_dictionary.academic.ru) методическое сопровождение трактуется как процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Именно в этом ключе мы строили в дальнейшем всю систему повышения ИКТ-компетентности педагогов в рамках реализации программы информатизации ДОУ.
На первом этапе реализации программы цель методического сопровождения была следующей: выявление уровня владения ИКТ педагогами и определение готовности применения их практике.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и невозможностью ее осмысления и переработки;
- желанием педагогов и их неумением организации деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
-возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к их удовлетворению;
-потребностью ДОУ в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысоким уровнем подготовки пользователей ПК на курсах повышения квалификации.
По результатам анкетирования было выявлено, что 78 % педагогов имеет достаточно низкий уровень информационно-компьютерной компетентности.
Вместе с тем была выявлена группа педагогов, владеющих ПК и использующих их в создании электронных вариантов документации.
Поэтому в модель информатизации ДОУ были внесены коррективы в части методической работы с учетом разноуровневой подготовки педагогов.
При составлении модели организации деятельности по методическому сопровождению педагогов ДОУ учитывались рекомендации по обновлению содержания дошкольного образования Скоролуповой О.А., Белой К.Ю.
Условия реализации модели:
-реализация системного и комплексного подхода;
-обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в деятельности;
-интеграция повышения квалификации и внедрение результатов научных исследований и ППО;
-оценка результативности повышения квалификации, своевременная корректировка этого процесса;
-практико-ориентированный характер деятельности.
Д.Карнеги сказал: “Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это”.
Поскольку мотивация может рассматриваться в двух направлениях: нравственная и материальная, понятно, что заместитель заведующего полномочен, развивать не только первое направление, но и участвовать в разработке второго.
Целью основного этапа являлось повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Основными формами работы с педагогами на данном этапе были: работа с нормативной документацией, моделирование и проектирование деятельности, непосредственное участие в работе семинаров-практикумов, мастер-классах, «открытые» показы деятельности с использованием ИКТ.
Для того, чтобы заинтересовать педагога в использовании ИКТ наиболее успешны открытые показы деятельности коллег. И это не случайно, потому что они работают практически в одних и тех же условиях, а значит, то что может освоить один, возможно достичь и другому. Поэтому, так называемые, «продвинутые» пользователи ПК показывали, как они используют слайдовые презентации на занятиях, компьютерные игры в индивидуальной и подгрупповой работе по подготовке к школьному обучению, программу Перво Лого в дополнительном образовании дошкольников. Открытый показ дал возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности сыграли обучающие семинары. Тематика данных семинаров распределилась по трем направлениям:
- изучение имеющегося информационного продукта:
- создание собственного информационного продукта;
- методика применения информационных продуктов в работе с детьми и родителями.
Изначально был изучен рынок информационных образовательных ресурсов и выявлено, что существует достаточное количество компьютерных игр, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и для подгрупповой и фронтальной работы. В сети Интернет имеется большое количество готовых слайдовых презентаций к занятиям в детском саду, видео и аудиозаписей. Вместе с тем было отмечено, что зачастую невозможно использовать предложенные материалы в полном объеме, так как не всегда они соответствуют цели занятия или другой деятельности, времени, качеству и т.д.
Поэтому появилась необходимость в создании собственных электронных продуктов. Этому педагоги научились на семинарах «Создание мультимедийных презентаций (PowerPoint)», «Использование сети Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice» и др.
Особенностью данных семинаров была организация работы в микрогруппах, которые состояли из педагога, владеющего ИКТ и 2-3 педагогов с нулевым уровнем работы на компьютере.
Особое внимание, по моему мнению, необходимо уделять именно методической целесообразность использования ИКТ в образовательном процессе. Зачастую педагоги испытывают затруднения в определении места и времени слайдовой презентации в рамках занятия, соответствии возрасту детей и реализуемой программе. И в результате мы имеем ситуацию, когда педагог имеет готовый или создает собственный электронный продукт, а методически верно применить его не может.
Для решения данной проблемы в детском саду использовались мастер-классы, целью которых являлось обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.
В 2011 году наш детский сад стал базовым детским садом стажировочной площадки ГОУ ДПО РО ИПК и ПРО.
С получением нового статуса изменилась и сущность методического сопровождения педагогов: необходимо не только продолжать повышать их ИКТ-компетентность, но и развивать способность обучать новых пользователей ПК. Это особенно важно для проведения стажерской практики, участниками которой являются педагоги разных специальностей и разных детских садов.
Педагогами нашего детского сада были проведены мастер-классы по использованию интерактивной доски, электронных двухэкранных устройств к программе Р. Г. Чураковой «Предшкола нового поколения», пакета программ MicrosoftOffice, БОС-технологий и других компьютерных программ.
В ходе реализации методического сопровождения выявлена взаимосвязь непрерывного и поэтапного развития ИКТ-компетентности педагогов с деятельностью, направленной на преобразование информационно-образовательной среды ОУ. Уровень ИКТ-компетентности отражается в: освоении ресурсов; активности инновационной деятельности; преобразовании своей педагогической работы.
Таким образом результатом методического сопровождения развития ИКТ- компетентности педагогических работников можно считать следующие достижения педагогов:
-умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют электронный вариант планирования, мониторинг, порфолио, стендовую информацию и пр.);
-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства на уровнях: диагностирования развития дошкольников, образовательного и коррекционно-развивающего процессов, взаимодействия с родителями и социумом;
-активно используют информационные технологии в распространении педагогического опыта на различных уровнях;
-владеют навыками поиска информации в Интернете, общения посредством электронной почты;
-являются участниками дистанционных курсов, вебинаров, онлайн- конференций.
Конечно же, данный результат не является конченым, поскольку развиваются компьютерные технологии, совершенствуется материально-техническая база, изменяется кадровый состав детского сада. И значит, будут определены новые ориентиры методического сопровождения развития ИКТ-компетентности наших педагогов.











15