Открытый урок по русскому языку .Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»


МАОУ «СОШ № 10» Подготовила: Руденко Е.Н.
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Класс: 5б
Предмет: русский язык
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностная : развивать умение находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать и восстанавливать текст, работать в парах, отбирать примеры и распределять их на группы
Содержательная: обобщить и расширить знания о правописании и употреблении прилагательного
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на несколько минут перенестись в лето и пройтись по лесной тропе. В конце нашего пути мы с вами вырастим своими руками цветики-семицветики.
А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня вы разделены на группы (зелёная, синяя, красная) и будете работать сообща весь урок. Сегодня вы в составе команд будете работать в течение всего урока.
- Кто согласен начать работу, поднимите руку?Вы сможете оценить свою работу во время нашей прогулки с помощью карты успеха. Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус).  ( инструкция по заполнению).
Ребята поднимают руки
Знакомятся с картой успеха Развитие «Я – концепции»
2) этап актуализации и пробного учебного действия Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем.
- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится полное представление?
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?) Согласны?
- Правильно.
Внимание на экран. Словарная работа.
1 слайд1. (светло)зелёная трава2. (ярко)красные мухоморы3. (кисло)сладкие ягоды4. (вечно)зелёная сосна2 слайд1. Тума(н,нн)ая даль2. Со(н,нн)ые травы3. Огне(н,нн)ый шар4.клюквенный морс
Учитель. Ребята, в ходе разминки мы вспомнили несколько орфографических правил, связанных с правописанием прилагательных. Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте Слайд 3
Ответы учащихся.
- Да.
- Потому что мы только называем их, но не говорим, какие они.
- Описать предмет, явление – значит рассказать о его признаках.
прилагательное – главный помощник при описании предмета. (Работа в тетрадях).
На экране демонстрируется задание игры «Четвертое лишнее»: найдите четвертое лишнее и объясните, по какому принципу вы отобрали именное это слово
После выбора слова учащиеся формулируют соответствующее правило правописания прилагательных:1) выбирают четвертое лишнее2) аргументируют свой выбор3) вспоминают все пункты орфографического правила(Свои ответы ребята фиксируют в карте успеха).
Учащиеся формулируют тему и цели урока
Систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.Владение диалогической формой .Формулирование проблемы
3) проведение динамической паузы
4)этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Ребята, вы получаете первое задание. Нам нужно подготовить почву для посадки наших цветов и тщательно её полить. Для этого необходимо приложить все ваши старания. Перед вами известные русские пословицы. Найдите в них прилагательные и определите их синтаксическую роль. ( карточка №1)

Участники групп совещаются. Затем выслушиваются ответы всех групп

Делается вывод о синтаксической роли имен прилагательных
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Систематизация знаний
5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1. Ожидание первых всходов – дело долгое и утомительное. Но мы может ускорить процесс, выполнив творческую работу. Используя прилагательные, нужно заполнить пропуски в тексте. (Тексты для команд разноуровневые).
Игра в ассоциации.
- Ребята, мы не раз играли в эту игру. Напоминаю, что вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно.
3. Ребята, чтобы наши всходы чувствовали себя уютно, необходимо много света и влаги. Давайте поможем им, вспомнив, как называется средство, с помощью которого поэт-писатель может придать предмету или явлению образность…- Правильно. Мы сейчас поиграем в игру «Кто больше» Каждая команда получает слово (дождь, весна, взгляд). Подберите как можно больше эпитетов к каждому слову. Учащиеся выполняют предложенное задание, зачитывая восстановленный текст.
В игре принимает участие каждый ученик.
Примерный ход игры (ответы детей нельзя предугадать заранее, спрашивает учитель, отвечают дети). Самый первый вопрос может быть любой. - Какого цвета сегодня небо?- голубое- голубым бывает что?- васильки- васильки бывают какими?- хрупкими- хрупким может быть что?- счастье- счастье может быть каким?- настоящим- настоящим может быть кто?- человек- эпитет ( межпредметная связь). Построение речевого высказывание в устной и письменной форме
Использование речи для регуляции своего действия
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей .5) этап включения в систему знаний и повторения Ребята, мы уже близки к заданной цели. Осталось нам полить наши всходы удобрениями, чтобы наши цветы росли долго и приносили радость людям. Закрепим наши знания. Индивидуальное задание для каждой группы. Работа по карточкам.
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наши цветы. Посмотрите на доску. Вы видите три жёлтый кружочка. Напоминает ли это цветы? Чего не хватает?
Попробуйте сделать выводы.

- Вы видите на своих столах семь разноцветных лепестков. Заполните каждый лепесток информацией об имени прилагательном (каждому члену команды достаётся по лепестку) и закрепите вокруг жёлтой серединки.
(учитель воспроизводит вслух написанное)
- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра « Мой город весной», употребив слова-эпитеты. - Не хватает лепестков.
выводы могут быть такими: - Цветок не может быть без лепестков. Также и прилагательное рука об руку шагает с существительным, соглашаясь с ним во всем и не споря. (т.е. согласуясь в роде, числе и падеже)
Лепестки могут быть заполнены следующим образом:- украшают речь- придают предмету или явлению образность, выступая в роли эпитетов- описывают предмет- изменяются по родам, числам и падежам- могут иметь краткую форму
- в предложении могут выступать в роли определения, сказуемого и подлежащего.
Записывают домашнее задание Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Развитие «Я- концепции»
Систематизация изученного.

карточка 1
Команда зелёныхСытый голодного не разумеет.Мала книга, да мудрость в ней велика.Слезливый слезами обольется, а смешливый со смеху надорвется.
Команда синихКорень учения горек, да плод его сладок.У насмешливого зубы белы.К чистому поганое не пристанет.
Команда красныхХороша ложка к обеду.Плохому по уши, удалому по колена.Добрая слава лежит, а худая бежит.
Карточка 2
Группе зелёных. Вышла на край леса ______________ лосиха с ________________ лосенком и задремала на _______________ солнышке. А лосенок учится бегать. Спотыкаются о ________________ кочки его ________________ ноги. Задремала ______________ лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый ______________ звук. Беззаботно резвится лосенок. Знает он, что не даст его в обиду ______________ мать. 
 
Группе синих. Ласково пригревает в редком лесу ___________ солнышко. Уже надулись на деревьях _____________ почки. Из березовой ветки сочится _____________ сок.  Весенние лужи отражают ______________ небо и кажутся ____________. Пуховками распустились кустики _____________ ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.   Хорош запах ______________ леса!
Группе красных.
Был _____________ _______________ день. Идти пришлось по _______________ дороге. Казалось, что кругом колосится _______________ рожь. __________ дорога казалась _________________, но на горизонте был виден лес. А над полем расстилалось _______________ небо. По нему плыли ______________ облака.
Слова для справок: жаркий, бездонный, золотой, летний, кудрявый, дальний, бесконечный, узкийКарта успеха.
Фамилия учащегося________________________ Устный ответ (дал правильный ответ) Работа в группе Твоя самооценка
Принимал активное участие в поиске решения Не допустил ошибок в выполнении самостоятельной работы по карточкам Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний Твоя группа успешно провела экспертизу и не получила замечаний