Урок по русскому языку 8 класс Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».

Систематизация и обобщение изученного по теме
«Однородные члены»
Урок по русскому языку
8 класс
Учитель: Ярыгина Зоя Александровна
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при них; продолжить подготовку к контрольной работе и ГИА.
Задачи: 1) обобщить знания об однородных членах предложения; 2) повторить порядок синтаксического разбора предложения с однородными членами; 3) отрабатывать навык расстановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах; 4) формировать умение различать однородные и неоднородные определения; 5) развивать умение классифицировать факты и делать обобщения; 6) воспитывать любовь к русскому языку и стремление обогащать свою речь.
Оборудование: индивидуальные карточки, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока.
Приветствие обучающихся. - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока Обобщение изученного по теме «Однородные члены» (Слайд 1). Как бы вы определили цели нашего урока, что мы должны будем сделать, зачем? (ответы учащихся). Действительно, мы должны будем с вами повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при них. Таким образом, мы продолжаем готовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке, и, конечно, к ГИА, задания из которого по данной теме мы выполняли на предыдущих уроках (Слайд 2 – цели урока).
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были повторить правила, касающиеся однородных членов предложения (§40–46 учебника), устно подготовить ответы на контрольные вопросы (стр. 132 учебника), а также выполнить упражнение 282: составить и записать предложения на определенные темы по схемам. Письменное упражнение я проверю, когда соберу ваши рабочие тетради на следующем уроке.
Сейчас двое учащихся пойдут к доске, запишут по два предложения, которые даны в индивидуальных карточках, подчеркнут однородные члены, изобразят схемы:
Карточка № 1
Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Укажи, какими частями речи они выражены. Построй схему однородных членов предложения.
Он хорошо знал как математику физику так и литературу.
Всё закаляет человека и гимнастика и обтирание и обливание холодной водой.

Карточка № 2
Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Укажи, какими частями речи они выражены. Построй схему однородных членов предложения.
На станции пахло каменным углем маслом и разогретым на солнце железом.
Белые облака бор длинная дорога всё радовало глаз.

В это же время двое других учащихся будут выполнять индивидуальные задания на карточках по повторяемой теме на отдельных листах, которые сдадут:

Карточка № 3
Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Укажи, какими частями речи они выражены. Построй схему однородных членов предложения.
Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом.
Многие звери лоси и медведи волки и лисы водятся здесь.

Карточка № 4
Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Укажи, какими частями речи они выражены. Построй схему однородных членов предложения.
Они и уважали и ценили и в то же время боялись этого человека.
Разнообразные тропические растения кактусы лианы пальмы представлены в новом дендрарии.

На данное задание отводится 5 минут.
С остальными учащимися в это время ведется устная работа. Они должны вспомнить, что им уже известно об однородных членах предложения. Фронтальный опрос:
1) Какие члены предложения называются однородными? Приведите пример; докажите, что в вашем предложении есть однородные члены.
2) Является ли повтор одного и того же слова однородными членами предложения?
3) Как связываются между собой однородные члены предложения? Приведите примеры.
4) Какие союзы служат для выражения однородности (группы союзов)?
5) Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы. Проверим правильность ваших ответов (Слайд 3)
6) Когда между однородными членами не ставится запятая?
7) Когда между однородными членами ставится запятая?
8) Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными?
9) Какие слова называются обобщающими?
10) Каковы правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами? Вы абсолютно правы. Молодцы! (Слайд 4)
III. Работа по теме урока. Закрепление учебного материала.
- А теперь все вместе обратимся к выполнению практических заданий, чтобы закрепить теоретические знания.
1. Конструирование предложений по схемам (Слайд 5).

2. Составление предложений с однородными членами из данных слов (слайд 6).

3. Объяснительный диктант. Один человек работает у доски с предложением, которое диктует учитель: записывает его, расставляет знаки препинания, находит и подчеркивает однородные члены предложения, подписывает, чем они выражены, строит схему:
На прошлой неделе мы сюда продукты привозили: муку, лук, картошку.
- Ребята, задайте дополнительные вопросы по любой из изученных тем, связанных с однородными членами предложения, учащемуся, работавшему у доски, чтобы мы ему поставили оценку.
Те, кто закончили работу быстрее, выполняют полный синтаксический разбор предложений слайда 7.
5. Синтаксический разбор предложения (Слайд 7).

К доске вызывается один учащийся, который выполнит полный синтаксический разбор 1-го предложения слайда. Одноклассники также зададут ему дополнительные вопросы по изучаемой теме.
5. Творческое задание.
Написать мини-сочинение на предложенную тему («Школьная перемена», слайд 8), используя однородные члены предложения. Привлекать однородные и неоднородные определения.
IV. Итог урока, выставление оценок.
- Ребята, что мы вспомнили сегодня на уроке?
- Как вы думаете, почему так много уроков посвящено теме «Однородные члены предложения»? Что дает нам знание этой темы? Как она связана с речью человека? (Однородные члены предложения обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной. Они обладают огромными изобразительными возможностями, поэтому известные писатели и поэты – А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. – так любят включать их в свои произведения. С их помощью можно создать яркие образы природы, описать настроение и т.д.).
Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок.
Итак, сегодня у нас был последний урок, посвящённый однородным членам предложения. Мы с вами не только повторили правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, но и продолжили закреплять их на практике. На следующем уроке мы пишем контрольную работу по данной теме, поэтому вам нужно ещё раз повторить все изученные темы.
VII. Домашнее задание (слайд 9).
1) §40–46 учебника – повторить.
2) Выписать из газет, журналов 10 предложений с однородными членами, подчеркнуть их, составить схемы.














15