Интегрированный урок алгебры и литературы в 8 классе по теме Путешествие в Россию XIX века. Обобщение и систематизация изученного по теме Квадратные уравнения

МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области








Интегрированный урок алгебры и литературы в 8 классе по теме: «Путешествие в Россию XIX века»





Выполнили: Бобохина Елена Ивановна,
Добрина Ирина Яковлевна,
МОУ «Попово – Лежачанская
средняя общеобразовательная
школа» Глушковского района
Курской области

Проверила: заведующая лабораторией
естественно – математического
образования
Чаплыгина Мария Евгеньевна






Курск
2009
Интегрированный урок литературы и алгебры в 8 классе

Тема: «Путешествие в Россию ХIХ века»

Тема по литературе: «Русские писатели XIX века».

Тема по алгебре: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Квадратные уравнения»


Цели урока: проверить уровень усвоения темы «Квадратные уравнения», знание различных способов решения квадратных уравнений, умение рационально решать уравнения; повторить известные сведения о жизни и творчестве писателей ХIХ века (Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого) и о произведениях, созданных ими в данный период; закрепить знание литературоведческих терминов;
развивать познавательную активность, логическое мышление, память, внимание, умение наблюдать, анализировать, проводить самостоятельное исследование, делать выводы;
воспитывать патриотизм, взаимопомощь, интерес к предмету.

Форма обучения: урок.

Тип урока: интегрированный, закрепление.

Оборудование: карточки с заданием, схемы, компьютер, интерактивная доска, проектор, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, музыкальное оформление.












Ход урока

I. Организация начала урока
Учитель литературы. - Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся соединить точность математики с образностью литературы. Мы отправимся в путешествие по России ХIХ века.
Учитель математики. – На уроке нам предстоит проверить уровень усвоения темы «Квадратные уравнения»: проверить умение решать эти уравнения различными способами, находить рациональные решения уравнений; повторить известные сведения о жизни и творчестве писателей ХIХ века (Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого) и о произведениях, созданных ими в данный период, закрепить знание литературоведческих терминов.

II. Закрепление. Работа по теме урока
Класс разделен на 2 команды по 7 человек.
Урок проходит в 3 тура


Iтур. Литературные даты






Выполнив математические задания, найдите даты литературных событий. А затем объясните, чем эти даты интересны в литературе России ХIХ века.
По два человека от каждой команды работают у доски, остальные в тетрадях.

Задание 1. Решите уравнения:

а) 2x 2 – 3618x=0;
а) 929x– 0,5x 2=0;

б) -0,5x2 + 917,5x =0.
б) 7312x– 4x 2 =0.







Учитель математики. – Давайте проанализируем результаты решения этих уравнений.
Выполнив математическую часть, команды пришли к выводу, что в данном задании один корень равен 0, а второй – натуральное число. Учитель заостряет внимание класса на типе уравнений, один из корней которых равен нулю. (Неполное квадратное уравнение, случай, когда с=0)
-Второй корень можно считать датой события, которое произошло в литературе ХIХ века?
Учитель литературы. – Ребята, вспомните, чем знаменито каждое из найденных чисел в качестве даты литературного события ХIХ века.

-Что вы можете сказать об этих датах?
(Если дети не дают верных ответов, то учитель даёт подсказку или подсказки, после этого даётся литературная справка).

1 подсказка. (1809 г.)
Одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность, создатель бессмертных произведений, юбилей которого отмечается в этом году.

Литературная справка
О «тайне», «загадке» художественного таланта Н.В. Гоголя спорят на протяжении полутора столетий. Где же рождаются такие таланты? Местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда, Полтавской губернии. Литературную известность Н.В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832 г.). Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла повести «Тарас Бульба». Экранизация этой повести приурочена к 200 – летнему юбилею со дня рождения великого писателя, который отмечается в этом году.

2 подсказка (1835 г.)
« я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Литературная справка
Кстати сказать, в начале 30-х годов XIX века ремонт коляски задержал Гоголя на несколько дней в Курске.
Некоторые впечатления о городе отразились в комедии «Ревизор».

3 подсказка (1858 г.)
«Девушка, которую он назвал своею сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное в складе её смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными светлыми глазами».

Литературная справка
Повесть «Ася». В этой повести И.С. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства - любви.
А при слове «тургеневская девушка» возникает ряд особенных видений.
(Под музыку Л.В. Бетховена звучит стихотворение)
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Лиза, Маша, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна,
Собралися воздушною толпой.
Знакомые, причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краску и черты.

4 подсказка (1828 г.)
Писатель, который в 67 лет научился ездить на велосипеде; граф по происхождению.

Литературная справка
Л.Н.Толстой – студент казанского университета, военный, писатель-художник, педагог, общественный деятель, сельский хозяин, философ, проповедник, обличитель неправды.
Писать начал в 22 года.
Участник Крымской войны. Защитник Севастополя. Участвуя в защите Севастополя, проявляет редкое бесстрашие. Награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя». Создаёт «Севастопольские рассказы». Л.Н.Толстой – неутомимый человек: до последних дней жизни занимался гимнастикой, в 70 лет ещё катался на коньках, превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться.
(обращение к фотографиям)
На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на орудие, данное ему свыше для служения человечеству. (Просмотр фотографий)


Общий результат демонстрируется на доске:

1809 – родился великий 1858 – И.С.Тургенев написал
писатель Н.В.Гоголь повесть «Ася»

1835 – написана бессмертная 1828 – родился великий писатель
комедия «Ревизор» Л.Н.Толстой







II тур. Работа с терминами







Обучающиеся должны составить слово из букв, данных на предложенной им схеме, считывая буквы в том порядке, какой диктуется списком уравнений.
Каждый член команды получает карточку с уравнением.


1) x2 – 5x +6 =0;

1) x2 – 2x – 8 =0;

2) 4x2 – 12x =0;

2) 5x2 – 24x = 0;


3) 3x2 – 27 =0;

3) 4x2 – 16 = 0;


4) 17x2 = 0;

4) – 8x2 = 0;


5) 4x2 – 4x+1 = 0;


5) 9x2 + 6x +1 =0;



6) 2x2 – 5x +3 = 0;

6) 2x2 + 5x -7= 0;


7) x2 – 2x + 6 = 0.

7) x2 – x + 5 = 0.




С помощью схемы команда считывает буквы по найденным корням уравнения и из букв на доске собирает слово:
1 команда – «повесть», 2 команда – «дактиль».
Учитель литературы. – Ребята, объясните значение этих слов.

Повесть – прозаическое произведение, по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа.
Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни (связанной, конечно, с судьбами других людей). Например, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Ася» И.С.Тургенева.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Например, стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога».


III тур. Родной край: факты и цифры







Обучающиеся должны решить задачи, составленные по историческим фактам из жизни Курского края. Выполнив математическую часть задания, они дополняют эти факты.
В романах Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» не раз упоминается город Курск. Л.Н.Толстой по пути в армию, в 1854 году, заезжал в село Щербачувку (ныне Больше – Солдатский район), там находилось имение его брата Дмитрия.

- Через сколько лет Л.Н.Толстой побывал ещё раз в Курском крае? Ответ получите, выполнив задание. (Через 25 лет, в 1879 г.)

Задание 3. Найдите сумму квадратов коэффициентов квадратного уравнения

-3x2 + 4x =0.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить».
Эти строки принадлежат поэту Ф.И.Тютчеву, на которого Курск произвёл неизгладимое впечатление: «Расположение его великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции».

-В каком году Ф. И. Тютчев был в Курской области? (1868 г.)

Задание 4. Квадратное уравнение преобразуйте к такому виду, чтобы коэффициенты были натуральными числами и расставьте их в соответствующем порядке:

-0,6x – 1,8x2 – 0,8 = 0.


III. Подведение итогов урока

Выставление отметок за урок.

Домашнее задание.
Алгебра: выполнить задания на индивидуальные задания на карточках.
Литература: подготовить выразительное чтение одного из изученных ранее стихотворений поэтов конца XIX века.





































Приложение

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


1835 – написана бессмертная
комедия «Ревизор»




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1809 – родился великий
писатель Н.В. Гоголь
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

И.С. Тургенев 1858 – И. С. Тургенев
написал повесть
«Ася»





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1828 – родился великий
русский писатель
Л.Н.Толстой






15