Разработка урока по русскому языку на тему Повторение изученного о деепричастии


Урок русского языка
Класс: 6 «В» школа №51
Учитель: Шепелева Т.И.
Тема: Повторение изученного о деепричастии
Образовательные цели:
-обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
-закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия;
-отрабатывать умение правильно расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитательные цели:
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку, чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
-работа по развитию речи;
-работа по развитию личности.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель. Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня я вас приглашаю в царство Филилогию, со столицей Морфологией, где у частей речи возникли противоречия.
Выходят учащиеся со сценкой.
Деепричастие.
-Я на свете всех важнее, всех умнее и… самостоятельнее! А знаете, что я обозначаю- добавочное действие, но у меня всё впереди, о главном действии я мечтаю. Ты погоди, глагол, погоди!
Глагол.
-Ты прекрасна, спору нет, но не гордись, собой пленяя, других не слушая, не замечая. Ведь ты (признаюсь, не шутя) всё-таки образована от меня.
Наречие.
-Позвольте мне сказать два слова, совсем не лишняя я здесь, своим заядлым постоянством собью с девчонки этой спесь, ты ж неизменна, как и я, но всё-таки мы все одна семья. Давайте дружно жить, друзья!
Учитель. Ребята, какие части речи поссорились, как вы думаете? Почему деепричастие поссорилось с глаголом? (деепричастие настаивало на самостоятельности, а многие лингвисты утверждают, что это особая форма глагола). В чём заключается конфликт между деепричастием и наречием? Итак, тема нашего урока: обобщение изученного по теме «Деепричастие», откройте тетради и запишите число и тему урока.
Сформулируйте самостоятельно цели нашего урока.
Повторение пройденного материала.
2. Отправляться нам пора в интереснейший урок. У меня товар по теме, на покупку будет время. Все готовы отвечать? Но с чего бы нам начать? Детушеву Настю прошу к доске: получи заданье, постарайся приложить максимум старанья. Запишите в тетради: словарный диктант.
Комментировать, причастие, сигнал, редакция, библиотека, деепричастие, репортаж, президент, наречие, традиция, издательство, глагол.Назови термины, прозвучавшие в словарном диктанте? Назови термин со значением «к действию причастное». Что такое деепричастие?
3. Учитель. Каждый человек, предмет или явление имеют свою историю. Объект нашего изучения - деепричастие.
1 ученик. Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
2 ученик. По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку. По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.
3 ученик. Деепричастие - неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюрских языках, венгерском и эскимосском.
Из сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.
- Найдите деепричастие в данном предложении.
- Докажите, что это деепричастие.
- При помощи каких суффиксов, кроме – я, можно образовать деепричастие от глаголов?
4. Давайте проверим, научились ли вы образовывать деепричастия? Для этого обратимся к тексту о картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Но сначала вспомним эту картину.
Задание. Замените выделенные глаголы деепричастиями. Обратите внимание на знаки препинания в некоторых предложениях. Ведь как говорил К.Г.Паустовский, знаки препинания - как нотные знаки. Чтобы ваш текст зазвучал, как музыка, необходимо правильно их поставить.
Индивидуальное задание. Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Дайте определение деепричастия и выполните синтаксический разбор предложения.
5. Выборочно-распределительный диктант.
Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются?
Вам предстоит данные деепричастия распределить на две группы: совершенного и несовершенного вида. Не забудьте обозначать суффиксы.
Отражаясь в воде, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, пригорюнившись, облетая с деревьев, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
6. Стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад».
Назовите слово, в котором заключено основное действие? (падают)
В чём особенность этого стихотворения? (46 деепричастий)
От каких глаголов образованы следующие деепричастия: кипя, сливаясь, мелькая, встречаясь, взлетая, вырастая.
Какого вида эти деепричастия? При помощи каких суффиксов можно образовать деепричастие от глаголов?
Почему в стихотворении использованы деепричастия только несовершенного вида?
Необычайность расположения слов в тексте, строк. ( Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды)
7. Физкульминутка.
8. Разрезанные предложения. Составьте текст, запишите в тетрадях, расставляя знаки препинания. Какова тема этого текста, его основная мысль. У вас получилось обращение к родителям, дома зачитайте его им. Индивидуальное задание у доски: морфемный и морфологический разборы. Читая - морфологический разбор, проснувшись, позавтракав, одевшись- морфемный.
10. Индивидуальная работа по карточкам. Остальные тест, с индивидуальной работой у доски.
1.Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?
А) признак предмета по действию;
Б) действие предмета;в) добавочное действие при основном действии глагола.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Какой? Чей?
3. Укажите суффиксы деепричастий?
А) -ущ, ющ, ащ, ящ;
Б) ан, ян, ин;
В) а, я, вши,ши.
4. Среди данных слов найдите деепричастие?
А) Прыгаю;
Б) Прыгая;
В) Прыгающий.
5. что называется деепричастным оборотом?
А) деепричастие+ глагол;
Б)деепричастие+определяемое слово;
В)деепричастие+ зависимое слово или зависимые слова.
6. При каких условиях обособляется деепричастный оборот?
А) независимо от места в предложении;
Б) если стоит перед словом, к которому относится;
В) если стоит после слова, к которому относится.
7. Укажите деепричастие совершенного вида:
А) ликуя;
Б) набив;
В) дивясь.
8. Каким членом предложения является деепричастный оборот?
А) определением;
Б) обстоятельством;
В) дополнением.
Обменяемся друг с другом тетрадкой, проверим, всё ли там в порядке.
9. Предлагаю вам посмотреть клип и выполнить определённые задания.
От глагола, который повторялся в этом клипе, образовать деепричастие несовершенного вида.
Разобрать деепричастие по составу.
Придумать с этим словом словосочетание и выполнить его синтаксический разбор.
Придумать предложение с данным словосочетанием.
Что такое благодарность? (чувство признательности к кому-то за оказанное добро, внимание, услугу).
9а. Шопен «Весенняя фантазия». Составить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
11. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания.
Ответы на вопросы. Сегодня мы повторили… Я теперь могу… Было трудно… Было интересно… Урок дал мне для жизни…( деепричастие - интересная форма глагола, я редко использовал эти слова в разговорной речи, но думаю, что они могут очень её украсить)
Чтение стихотворения (Настя Каробанова)
Сегодня в 21 веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувство стыда люди, не знающие родного языка? А ведь изучение лингвистики - один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос »Как сделать так, чтобы русский язык был самым красивым, величественным и выразительным?». В своём ответе использовать деепричастия и деепричастные обороты.