Внеурочная деятельность Вежливые ребята

МКОУ Вороновская ООШ









Рабочая программа

для 3-4 класса

по внеурочной деятельности

«Вежливые ребята».

Духовно - нравственное направление




Программу разработала
учитель начальных классов
Егорова Л.Н.








2016– 2017 уч.год

Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3-4 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 3-4 класса.
Сроки реализации образовательной программы: второе полугодие учебного года.
Программа рассчитана на 17 часа: 1 занятие в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.


Учебно-тематический план на год

N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
1
1
-

2.
Я среди людей
3
1
2

3.
Речевой этикет
3
1
2

4.
Культура поведения
6
2
4

5.
В мире сказок.
3
-
3

6.
Заключительное занятие
1
-
1


Итого:
17
5
12



Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (3ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 3ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 6ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (3ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (1ч.)
Заключительное занятие.


Ожидаемые результаты реализации программы


Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



















Тематическое планирование курса

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
(1ч)
1
Давайте познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»
1


Я среди людей
(3 ч)
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1



3
Плохо одному Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей.
Бескорыстие в дружбе.




Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Правила общения с товарищами и друзьями.
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.

1



4
Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1


Речевой этикет
(3ч)
5
О вежливых словах и их применении.
Правила знакомства, представления и обращения.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1



6
Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
1



7
Отношение к старшим.

Отношение к учителю.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Этикет в общении с учителем.
1


Культура поведения
(6 ч)
8
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
1



9
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1



10
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1



11
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
1



12
Правила поведения в общественном транспорте и общественных местах.
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра автобусе». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
1




13




Правила поведения в театре и кино, в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку
1


В мире сказок
(3 ч)
14
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
1



15
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
1



16
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
1


Итоговые занятия
(1 ч)


Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят.
1





Используемая литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

 
·