Родительское собрание Ребенок на пороге школы

Зиганшина Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «НОШ № 5», г. Лысьва
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»
Цель: сформировать представление родителей о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Ход собрания:
1. Самопрезентация учителя.
2. Готовность ребёнка к школе
Последний год перед поступлением ребёнка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать это, совсем ни к чему. Лучше убедиться, обладает ли ребёнок достаточной информацией о школе, определить готовность ребёнка к школе. А помочь в этом можете только вы, уважаемые родители. Почему же так необходимо определить готовность ребёнка к школе в самом начале обучения, а ещё, лучше до поступления в школу? Что же такое «Готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, первоклассник? Кто такой первоклассник?»
Портрет первоклассника.
- Что нового возникает в жизни ребёнка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребёнок переходит к систематической учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребёнка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик-учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как, символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребёнок, чего достигнет, пребывая в её стенах, - во многом зависит от нас, взрослых. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Давайте в этом разберёмся вместе.
Психологическая готовность к школе состоит:
1. Личностная готовность.
Состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребёнка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. К личностной готовности можно отнести и мотивационную готовность.
2. Мотивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учёбой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что дети ходят в школу учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе, объяснить, что учёба - это обязанность каждого школьника.
3. Волевая готовность.
В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
4. Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребёнка подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность ребёнка включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, а в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
5. Интеллектуальная готовность.
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребёнком занимаются. Причём, не специально обучая, а при общении. Это возраст “почемучек”. Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок, так как общение с родителями огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведёт и “пичканье” ребёнка готовыми знаниями.
4. К 6 - 7-и годам ребёнок должен знать:
Математика:
Уметь считать до 10 (прямой и обратный счет); правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать какое число больше; уравнивать неровное число предметов двумя способами; сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты; различать форму предметов; выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (вверху, внизу, справа, слева и т.д.); ориентироваться на листе бумаги.
Развитие речи:
Правильно произносить звуки; употреблять в речи простые и сложные предложения; пользоваться прямой и косвенной речью; поддерживать непринуждённую беседу; составлять небольшие рассказы о предмете, картинке или по теме, предложенной взрослым; уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; уметь определять место нужного звука в слове.
Окружающий мир:
Знать своё имя и фамилию, ФИО своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, название столицы Родины; знать основные профессии, объяснять, чем занимаются люди этих профессий; называть группы предметов обобщающим словом; знать основные правила дорожного движения; знать последовательность времён года, дней недели, частей суток; различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам; знать несколько зимующих, перелётных птиц, диких и домашних животных; знать о сезонных изменениях в природе.
Значимые умения для первоклассника:
Умение собрать свой портфель;
Поздороваться с учителями и детьми;
Задать вопрос учителю или однокласснику;
Ответить на вопрос;
Слушать объяснения и задания учителя;
Выполнять задание;
Попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
Умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
Аккуратно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
Разделять работу на части;
Адекватно реагировать на замечания учителя;
Объяснять то, с чем не согласен;
Учитывать мнение других детей;
Устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
Брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
Умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих детей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.
5. Итак, какие вещи нужно купить будущему первокласснику?
Конечно, в первую очередь, портфель. Безусловно, вы будете выбирать то, что вам понравится, да и по средствам, но обратите внимание на две вещи: портфель должен быть удобным в носке и очень прочным. У ранца должны быть широкие регулируемые ручки, которые не будут сдавливать плечи. Кроме того, они должны прочно прикрепляться, иначе с первых же дней вам придётся ремонтировать ранец. Поэтому не экономьте – первого портфеля должно хватить, минимум, на год учёбы. Кроме того, учтите вот какую вещь: попадая в незнакомый мир, в школу, для первоклассника портфель – это его личная собственность, вещь, принесённая из родного дома. Поэтому постарайтесь, чтобы, помимо необходимых для школы вещей, у первоклассника в ранце лежало что-то домашнее, родное, например маленькая игрушка и т.п. Особенно важно это в первое время.
Не обойтись первокласснику и без пенала. В магазинах продаётся множество самых разных пеналов, в которых ручки, карандаши и фломастеры вставляются в держатели-резинки. Такой пенал особенно красив, когда полностью заполнен, но если на уроке первоклассник достал хотя бы половину содержимого такого пенала, на укладывание всего имущества обратно у него уйдёт 5-10 минут. Естественно, что ручки, карандаши, ластики и прочее, будут ссыпаться в портфель, теряться и ломаться. Поэтому очевидно, что для первоклассника достаточно будет небольшого пенала в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробочки.
Ручки первокласснику требуются шариковые. Выбирайте ручки с широким ребристым резиновым кольцом у стержня. Такая ручка не скользит в неумелых детских пальчиках - удерживать и писать ею ребёнку будет гораздо удобнее. И ещё, младшие школьники очень любят, чтобы всего было много: самые лучшие карандаши – большой набор; самая лучшая ручка – комплект ручек, самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными картинками.
Вообще в выборе канцелярских товаров есть две крайности: родители покупают или самое дешёвое – мол, все равно все растеряет, сломает, испачкает и пр., и придётся менять; или самое дорогое – чтобы у вашего первоклассника всё было самое-самое лучшее! Разумнее всего выбрать «золотую» середину! И не забудьте про обложки для книг и тетрадок!
6. Заочное знакомство с детьми через анкету.
7. Пожелание родителям.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Список литературы:
1.Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л. Е. Журовой. – М.: Издательский центр «Вента-Граф», 1998. – 240 с.
2. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе., Санкт-Петербург, Речь 2008г.
3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Кулакова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с. – (приложение к журналу «Управление ДОУ»).








13PAGE 15


13PAGE 14615




15