«Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе» (из опыта работы)

Из опыта работы
Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе
«Наипервейшая задача, которая стоит перед
системой образования, - не просто наполнить головы
знаниями, а научить людей учиться, привить им
способность самостоятельно себя реализовать».
(Из выступления Президента РФ В.В. Путина).
Образованный человек – это не только «человек знающий», но и подготовленный к жизни во всех ее многообразных проявлениях и умеющий осмыслить свое место в обществе.
В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в процессе обучения. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволяет существенно усилить влияние школы на ход самореализации личности ученика.
Это веление времени и оно во многом определяет содержание преобразований учебного процесса в школе. А преобразование учебного процесса невозможно без непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий
Новая образовательная доктрина, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике, выдвигает требование систематизировать, обобщить, выбрать формы, методы, технологии для использования их учителем в образовательном процессе.
Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении обеспечивает исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, и каждый педагог должен осознать, понять, что сегодня это стало неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Мой педагогический опыт убеждает, что наиболее эффективными педагогическими технологиями являются технологии, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить своё «Я», свою индивидуальность.
Среди способов мотивации школьников к учению исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, по моему мнению, занимает особое место. Она способствует активизация мыслительной деятельности.
Почему я обращаюсь к исследовательской и проектно-исследовательской деятельности и использую её при проведении уроков, внеклассных мероприятий, работе химического кружка?
Почему считается, что исследовательская и проектно-исследовательская деятельность в школе соответствует требованиям сегодняшнего дня, сориентирована на образовательные приоритеты современного информационного общества?
Вышеупомянутые педагогические технологии направлены на индивидуальное развитие личности, на формирование у детей способности мыслить самостоятельно, искать, получать и применять знания, обдумывать и нести ответственность за принимаемые решения. Этим обусловлено введение мною в образовательный предмет «химия» методов и технологий на основе проектно-исследовательской и исследовательской деятельности учащихся.
Что сегодня понимается под «исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью?»
В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что первостепенным становится развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главная цель - получение новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятельности таковы:

· приобретение учащимся навыков исследования как универсального способа освоения знаний;

· развитие способности к исследовательскому типу мышления;

· активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и значимыми для каждого конкретного ученика.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, исследовательская деятельность становится инструментом повышения качества образования. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Ответом на поставленный вопрос стала индивидуальная внеурочная образовательная деятельность, которая осуществляется мною в виде исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.
Любая исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.
Выполняя исследовательскую или проектно-исследовательскую работу с учениками, которые посещают кружок «Её величество – Химия», я организую учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он был обязательно связан с решением творческой, исследовательской задачи. Любая исследовательская работа должна содержать основные этапы научного исследования:
постановку проблемы;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
выводы.
Темы выбираем совместно самые разные, необязательно относящиеся к предмету химии, но обязательно интересные, увлекающие ребят и обязательно выполнимые, доступные их возрастным особенностям, темы которые формируют развитие образовательной среды ученика.
Любая работа с учениками, а исследовательская и проектно-исследовательская деятельность не исключение, это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения поставленных задач. Если сам учитель проявляет заинтересованность, то он способен заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую, проектно-исследовательскую деятельность выявляются одаренные ребята, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формируется исследовательский стиль мышления. Главное для меня, чтобы мои воспитанники получали удовольствие от изучения химии и смежных с ней наук, от общения со мной, были конкурентно способными.
Ученики, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью, всегда получают моральное удовлетворение от своей работы. Их работы печатаются, о них узнают их сверстники, учителя, родители. Авторы исследований при помощи своих работ заявляют о себе на конкурсах, конференциях, создают ресурсы, которые могут быть полезны школе, обществу; могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности на более высоком уровне.
Приведу пример, на протяжении нескольких школьных лет исследовательской деятельностью в кружке занималась моя ученица Чернокоз Марина (в настоящее время студентка 5-го курса Донского государственного технического университета). Навыки, полученные в школе, помогли ей не растеряться, продолжить в вузе заниматься исследовательской работой, быть активным членом студенческого научного общества. А мне как учителю было очень приятно, когда мой труд был оценен Благодарственным письмом от имени ректора ДГТУ, декана факультета «БЖ и ИЭ», научного руководителя Марины.
Исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью я начала заниматься с ребятами 9-х классов с 2006 года. Очень важна в моей работе обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Нравится ли им заниматься тем, что предложил учитель? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них и построена вся система работы.
«Лиха беда – начало» - гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Первоначально была небольшая группа учеников. В течение года была проделана большая подготовительная работа. Ребята сразу же заявили о себе, приняв участие в конкурсах, проводимых на муниципальном уровне, затем - областном.
Чернокоз Марина и Веревкина Марина, участвуя в областной открытой олимпиаде «Созвездие – 2007» были удостоены Дипломов I степени за научно-исследовательские работы по проблемам защиты окружающей среды. Веревкина М., приняв участие в IХ Всероссийской Олимпиаде «Созвездие-2008» научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды, попала в финал и была приглашена в г.Королёв Московской области, где проходил заключительный этап олимпиады.
Приняв участие в IV Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», Веревкина М, Чернокоз М, Носова А. получили три Дипломами I степени. Группа моих учеников, занимающихся исследовательской деятельностью, была приглашена во Всероссийский профильный эколого-биологический лагерь «Зеленая планета – 2007» для обсуждения региональных проблем защиты окружающей среды, активному обмену опытом исследовательской и природоохранной деятельности школьников. Этой чести мои ученики удостоились и в 2010 г. принимая участие во Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2010». Ребята были участниками круглых столов, конференций, на которых представляли свои исследовательские работы, проводили мастер – классы.
За лучшую исследовательскую работу III областного этнографического конкурса «Славен Дон», кружковцы Веревкина М. и Чернокоз М. были награждены Почетной Грамотой министерства общего и профессионального образования Ростовской области, а Носова А. за свою исследовательскую работу кроме Диплома I степени получила Благодарственное письмо ректора Ростовского ГМУ. В 2009 году Носова А. становится лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», победителем областного этапа и участником Российского национального конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» «Подрост». С исследовательской работой, посвященной основоположнику гелеобиологии А.Чижевскому Носова А. участвует в IХ Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век».
В 2008 году наша исследовательская группа расширилась, и к нам примкнули ученики 9-х классов. Гордеев В., Хромова А., Подольская В., Буян Р., Фисакова О., Костюкова К., которые в этом же году были удостоены Звания «Лауреат Всероссийского молодежного конкурса научно-исследовательских работ «ЮНЭКО – 2008». Кадуков Никита, участник районного этапа Всероссийского национального конкурса «Судьба природы в твоих руках», за исследовательскую работу получает Диплом 1 степени. Костюкова К. принимает участие в районном этапе Всероссийского национального конкурса водных проектов «Охрана и восстановление водных ресурсов» и тоже получает Диплом I степени, а в 2010 году становится участником регионального этапа «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников». Участвуя в областном конкурсе «Славен Дон» в 2010 году О. Фисакова за исследовательскую работу по изучению качества питьевой воды г.Зернограда получает Диплом 1 степени.
Ежегодно мои ученики принимают участие в осенней и весенней сессии Донской Академии наук юных исследователей, выступая со своими учебно-исследовательскими, проектно-исследовательскими работами не только на муниципальном уровне, но и областном.
Летом ребята не уходят на каникулы, а продолжают действовать. Ведь, как говорится, «лето – это маленькая жизнь», а в этой жизни для талантливых ребят находится место отнюдь не только для отдыха, но и для активного познания мира. Летний профильный отряд «Учёные будущего», который каждый год работает в Зерноградском районе Ростовской области, является формой дополнительного образования детей, направленный на подготовку школьников к участию в районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, форумах, фестивалях, на развитие интереса у обучающихся исследовательских профессий, освоения наследия русской научной школы, приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Я заинтересована в том, чтобы ученики, с которыми я работаю, приходили хорошо подготовленные в самые привилегированные вузы региона, страны, готовые уже с первых месяцев учебы вести научно-исследовательскую работу.
Однако хочется отметить одну проблему, связанную с большинства конкурсами и олимпиадами. Они зачастую бывают платными. И поэтому талантливые дети из малообеспеченных семей не имеют возможности принять в них участие, а у школ нет средств на финансирование. Так мои ученики Веревкина М., став финалистом IХ Всероссийской Олимпиады «Созвездие-2008» научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды и Фисакова О., победителем областного конкурса «Славен Дон» в 2010 году, поехать на финал олимпиад не смогли.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не все. А проектно-исследовательская деятельность под силу всем ученикам. Поделюсь опытом внедрения проектно-исследовательской деятельности при изучении химии. Приведу конкретный пример нашего учебного исследовательского проекта.
После изучения темы «Кислоты» я предложила ребятам принять участие в разработке исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?».
Основополагающим вопросом проекта стал вопрос «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?».
Образовательные цели: ознакомить с вопросами учебной программы: что такое кислоты? Классификация кислот. История открытия важнейших представителей данного класса веществ. Применение и использование кислот. Влияние кислот на организм человека.
Развивающие цели: привить навыки к исследовательской деятельности, перевести учащихся в режим самообразования, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы.
Задачи: создать проблемную ситуацию; установить связи между объектами – процессами; решить проблему путем анализа и обобщения, полученных ранее знаний и умений; провести поиск недостающей информации для решения проблемы; создать условия для самостоятельной работы, получить практические навыки использования информационных технологий по созданию исследовательского проекта по химии.
Над проектом работал весь класс. Знакомство с теорией проходило в библиотеках, в сети Интернет. Родители активно помогали моим ученикам.
Сначала данную тему проекта мы с ребятами выполняли, готовя доклады, сообщения, таблицы, кроссворды, газеты. Потом, когда проект был выполнен таким образом, я предложила ребятам попробовать разработать эту же тему, но с применением компьютерных технологий. Наша школа – школа с углубленным изучением информатики, в ней создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, библиотеки. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. .Были организованы 6 различных групп.
1-я группа ребят разрабатывала вопрос: «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, газированной водой и обыкновенной свечой?» Учащиеся проанализировали состав кислот и построили в ряд «кислотности» продукты питания, выяснили все ли кислоты жидкие вещества и всем ли можно употреблять продукты питания с большим содержанием кислот.
2-я группа ребят исследовала вопрос: «Какие вещества называются индикаторами? История их открытия. Как, используя индикаторы, сделанные из природного сырья в домашних условиях, можно определить кислую среду?».
3-я группа – готовила информацию «Полезные советы с использованием различных кислот». После подбора нужной информации ребята решили выпустить газету «Химчистка на дому».
4-я группа – изучая многообразие кислот, состав кислот, классифицировала их. Итог работы – таблица классификации кислот, выполненная с применением ИКТ.
5-я группа – разрабатывала правила по технике безопасности при работе с кислотами, проводя эксперименты под руководством учителя.
6-я группа – готовила публикацию, где были представлены исследования о вредности жевательной резинки на детский организм. Ребята сделали вывод после анализа этой проблемы: жевательная резинка не так безопасна, как это кажется!!!
Хочу отметить, что в классе всегда есть несколько учеников, принципиально неспособных к такой форме работы, как проектирование. Я в таких случаях не настаиваю. Ребята, которые не участвует в проектировании, являются моими помощниками; вместе мы готовим оборудование и реактивы для проведения экспериментов, убираем и моем химическую посуду. Место и дело находится каждому.
При выполнении проектно-исследовательской работы происходит не только интеграция внутрипредметных, но межпредметных связей, поскольку на разных этапах изучения материала рассматриваются физические свойства веществ, изучая роль кислот в живой природе: в жизни растений, насекомых, человека обучающиеся обращаются к знаниям, полученным при изучении биологии, физики. Да, немало времени ушло на разработку исследовательского проекта «Кисло ли жить с кислотами?», но результатом работы остались довольны все. При проведении недели естественных наук, ДАНЮИ был представлен данный исследовательский проект.
Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Исследовательская и проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.





















Список литературы

Аниськин В.Н. Структура и содержание проектной деятельности // журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» №4, 2004 (с.21-28).

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2001. (Профессиональная библиотека учителя).

Intel Обучение для будущего. // Учебное пособие, 4-е изд. М., издательство торговый дом «Русская редакция», 2004.

4. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2006. (Профессиональная библиотека учителя).

Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся //Завуч. 2001. № 1. С. 93119.

Лобанова Н.Е. Метод проектов в практике обучения //журнал «Химия в школе» №4, 2005.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». 2000. №21 (с.132).

Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ //Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001. (Профессиональная библиотека учителя).