ПЕДСОВЕТ Тема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Тополёк’’»


ПЕДСОВЕТ
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО»

Подготовил и провел:
старший воспитатель
МБДОУ г. Фокино
«Детский сад ''Тополёк''»
Сафронова Алла Сергеевна
Март – 2016 г.

Цель:
- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;
- совершенствовать педагогическое мастерство;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому уровню.
Организационный момент.
Старший воспитатель Сафронова А.С.:
3533775115189000-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО». Наш педсовет будет проходить в форме «устного журнала».
Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
(Цитата проецируется на экране)
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
- Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности, а слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку: «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живётся».
(проецируется на экране)
Первая страничка нашего устного журнала –
«Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»
(проецируется на экране)
Упражнение «Цепочка»
- Назовите фамилии педагогов и психологов, занимающихся аспектами детского экспериментирования.
- Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
(высказывание проецируется на экране)
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?
- Кому обязана наука введению термина «экспериментирования»?
(высказывание проецируется на экране)
- Кто разработал метод проектов?
(высказывание проецируется на экране)
Блиц-опрос
Ищем, думаем, дерзаем,
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!
1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
«Перевёртыши»
(строки из пословиц и поговорок наоборот)
Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.
- Внимание на экран.
(пословицы проецируются на экране)
37630102857500«Счастье перемещается кучами». 
(Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». 
(Остаться у разбитого корыта.)
«Лысина – мужское безобразие». 
(Коса – девичья краса.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
- Чем полезны такие приёмы в работе?
- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.
Выполнение решения предыдущего педсовета
II часть. Основная
2 страничка журнала «Основные понятия, термины проектно-исследовательской деятельности»
(проецируются на экране)
79375762000
- Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.
- Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.
Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно-исследовательской деятельности.
-190518351500
17399022733000
И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес
С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие
К – креативность, конструктивностьО – опыт, общение, одаренность, открытость
Р - реализация, результативность
К - коллекционирование, контактность, компьютер
А - актуальность, активность
О – опыт, оригинальность, оформление
З – заявка, заключительный этап
А – алгоритм
Р - рациональный, риск, разработка
Е – единомышленники
Н – наблюдение, новаторство
И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение
Е - единство, естественный
- Мы постарались выделить понятия темы, а теперь давайте вспомним определения основных понятий и терминов.
(Индивидуальная работа)
(основные понятия и термины проецируются на экране)
Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
(фото проецируется на экране)
Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?
(фото проецируется на экране)
Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.
(фото проецируется на экране)
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.
3257550889000Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.
(задачи для развития познавательной активности проецируются на экране)
- Использование, каких технологий и методов поможет эффективному решению данной задачи?
- Какие методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин?
- Назовите технологии и методы, которые являются, на ваш взгляд, эффективными для познания закономерностей и явлений окружающего мира.
- Давайте вместе это проверим.
3 страничка нашего журнала «Метод проектов»
(проецируется на экране)
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. 
(фото проецируется на экране)
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
(фото проецируется на экране)
Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
(фото проецируется на экране)
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий
Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»
(схема проецируется на экране)
Шесть «П» проекта
Проблема (выбор темы)
Проектирование или планирование проекта
Поиск информации
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».
Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.
Способы разработки проектов:
Системная паутинка по проекту
«Модель трёх вопросов»
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
(способы проецируются на экране)
Таблица «Системная паутинка разработки проекта»
Познавательное развитие
ведущая деятельность:
формы: Речевое развитие
ведущая деятельность:
формы: Художественно-эстетическое развитие
ведущая деятельность:
формы:
Физичекое развитие
ведущая деятельность:
формы: Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность:
формы:
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
Формы взаимодействия с семьей
и соц.партнерамиформы:
(таблица проецируется на экране)
- Рассмотрим «Модель трёх вопросов»
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. Е. средства

(модель проецируется на экране)
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о …?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Оформление паспорта проекта
Проблема Цель Название проекта Тип проекта Деятельность педагогов Деятельность
детейДеятельность родителей Результат Форма презентации Ожидаемые результаты Можно придумать символы - сбора информации в картинках.
(символы проецируются на экране)
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)
Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)
Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)
Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)
(проецируется на экране)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Метод активации правого полушария
Ментальные карты
(проецируется на экране)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
(примеры карт проецируются на экране)
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
3522345101600004. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
(проецируется на экране)
В своих книгах Тони Бьюзен дает ряд строгих рекомендаций, которых следует придерживаться для того, чтобы «сверхинтеллект» сработал.
-254030162500- Я предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно.
(раздача рекомендаций)
1. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную ментальную карту – значит, она удалась.
2. Ментальные карты должны быть индивидуальными. У каждого человека свой, особенный процесс мышления, поэтому и карта, которая отражает этот процесс, для каждого человека должна быть особенной.
3. Необходимо использовать как можно больше цветов. Чем ярче ментальная карта, тем мощнее будет ее эффект. Очень важно, чтобы ничего не сливалось и не путалось.
4. Слова необходимо записывать аккуратными печатными буквами. Ментальная карта создается не для того, чтобы разбираться в собственных каракулях, а для того, чтобы одним взглядом охватить полную и четкую систему проблемы.
5. Записывать слова нужно раздельно. Если склеивать слова, можно потерять множество ассоциаций, связанных с каждым из них, а вместе с ними и нестандартные решения.
6. Настоятельно рекомендуется использовать рисунки – чем больше, тем лучше. Рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен.
7. Не нужно пытаться рисовать привычную схему. Ментальная карта должна состоять из гибких, органичных веток. А слова должны быть записаны на самих ветках, а не быть вписанными во всевозможные овалы или прямоугольники, как это делается на стандартных схемах. Мы рисуем карту – а это совсем другое дело.
8. Очень важно постараться рационально использовать пространство ментальной карты, то есть равномерно распределить все ветки и слова, не склеивая их, но и не оставляя пустых мест.
9. Тони Бьюзен рекомендует рисовать ментальные карты горизонтально – по мнению создателя методики правого полушария, так их удобнее читать.
Методика Тони Бьюзена хороша тем, что она отражает все стороны мыслительного процесса. Для запоминания и вспоминания – это воссоздание существующей информации, а для творческого процесса – это создание новых образов и ассоциаций.
Практическая часть
- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод «Мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта определите сами.
-31686520574000
45783516573500
Представление проектов
11722104762500

Благодаря вышеназванным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
(способы проецируются на экране)
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
(фото проецируется на экране)
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
(фото проецируется на экране)
Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
(фото проецируется на экране)
Наш хороший друг – Профессор Почемушкин интересуется:
- Чем проектная деятельность отличается от исследовательской деятельности?
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
4 страничка нашего журнала «Метод детского экспериментирования»
(проецируется на экране)
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» - говорил Н.Н. Поддьяков.
(цитата проецируется на экране)
- Продолжите высказывание: «Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности, т.е. …».
Эта деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания (позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления).
Напомню вам некоторые составляющие детского экспериментирования:
- виды детского экспериментирования (слайд),
- классификация детского экспериментирования (слайд)
- последовательность детского экспериментирования (слайд)
- особенности детского экспериментирования (слайд)
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.
(проецируется на экране)
- Как Вы думает, какие?
- Давайте их попробуем сформулировать.
Мифы об исследовательской деятельности:
1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
2. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. П.
5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
6. Главный результат такой работы – победа на конференции.
7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности
(«Мифы об исследовательской деятельности» проецируется на экране)
- Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
- Как вы понимаете выражение «готовность к исследовательской деятельности?
- Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Что движет вами? Как вы определяете для себя цель этой работы?
Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого.
Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.
(задачи проецируются на экране)
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
- В чем, на ваш взгляд, значимость и полезность исследования?
Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», 
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться, ведь дети по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения, а развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Развивая исследовательские способности дошкольников, необходимо обучать их специальным знаниям, умениям и навыкам проектной деятельности. К ним относятся: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.
Задание для педагогов: приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)
(персонажи проецируются на экране)
- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Задание: сопоставьте персонажа с высказыванием.
3324225635000Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное.
Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
- Давайте сравним, что у вас получилось. Внимание на экран.
- Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает для полноценной исследовательской деятельности?
Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.
- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.
Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.
- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
- Давайте рассмотрим пути эффективного развития познавательной активности дошкольников
(проецируются на экране)
1. Организация обучающего процесса должна быть выстроена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем и слушателем.
Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы дать возможность ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, при необходимости спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.
Часто взрослые используют форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. Такое обучение можно назвать, пассивным т. е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность резко снижаются.
Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Для того чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, необходимо, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса. Конечно, он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять его. В детском саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен только занятиями. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть развивающим.
(слайд – поддержание интереса к познавательному экспериментированию)
2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе - является одним из эффективных способов.
Учитывая пассивность родителей, их ментальность, заинтересовать их сложно, поэтому необходимо применять разнообразные интересные формы работы, чтобы привлечь внимание к проблеме и сделать своими единомышленникам.
Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации.
3. Повышение профессиональных умений через поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения педагогов ДОУ.
Мы с вами осваиваем новые формы работы посредством семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых педагогических мероприятий, взаимодействуя с другими детскими садами, а так же применяя дистанционное обучение.
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам поддержки и развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников - является одним из эффективных способов развития познавательной активности дошкольников.
В этом мы сейчас сможем убедиться.
- Предлагаю поделиться своим опытом работы по данной проблеме воспитателей Булей Н.В., Федоренкову Е.Н., Яцевич А.В.
Презентация опыта работы педагогов
368935031115002266955969000
3398520-349250036195-571500
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
3937000606425002. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
-92075-5715007. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности в ходе всех режимных моментах. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
(фото центров исследовательской деятельности проецируются на экране)
3503295147129500С целью формирования познавательных процессов дошкольников путем активизации творческой, исследовательской деятельности, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению педагогического опыта в феврале 2016 года состоялся смотр-конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности» (уголок экспериментирования). Подведены итоги.
1 место:
- исследовательский уголок «Эврика» в подготовительной к школе группе «Умка» (воспитатель Булей Наталья Викторовна);
-781051524000
- уголок экспериментирования «Мишуткина мини-лаборатория» в старшей группе «Мишутка» (воспитатель Яцевич Анна Викторовна)
2 место:
- уголок экспериментирования «В гостях у фиксиков» в средней группе «Сказка» (воспитатель Волошина Ирина Николаевна)
- центр исследовательской деятельности «Любознайка» во второй младшей группе «Радуга» (воспитатель Чубарь Юлия Сергеевна)
3 место:
- уголок экспериментирования «Юные исследователи» в первой младшей группе «Солнышко» (воспитатель Левшонкова Светлана Викторовна)
- мини-лаборатория «Я – исследователь» в группе оздоровительной направленности (воспитатель Федоренкова Елена Николаевна)
- Какие внешние условия, на ваш взгляд, способствуют успешности исследовательской деятельности?
Для более успешной организации исследовательской работы детей необходимы определенные условия. Это:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.
Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;• Почему шарик катится, а кубик нет?;• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.
- Планируя исследования, важно… (продолжите)
В качестве показателей сформированности исследовательской деятельности А.И. Савенков выделяет следующие умения:
видеть проблему;
формулировать и задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
делать выводы и умозаключения;
доказать и защищать свои идеи;
самостоятельно действовать на этапах исследования.
(показатели проецируются на экране)
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
самостоятельность;
полнота и логичность ответа;
правильность выводов и вормулировок.
(критерии проецируются на экране)
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Докажите тезис: «Правильно организованная исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования ведет к «пробуждению» сотворческих процессов в педагогическом коллективе».
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
А сама исследовательская деятельность – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников, предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. 
Активная образовательная деятельность предполагает активизацию педагогического процесса путем внедрения методов анализа решения образовательных игровых проблемных ситуаций и ситуативного разговора для достижения заданных целей.
Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн пришел к выводу: «Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации»
(цитата проецируется на экране)
-381000318770005 Страничка журнала «Образовательные проблемные ситуации»
(проецируется на экране)
Выступление с докладом воспитателя Левшонковой С.В.
«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»
Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у дошкольников к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
За годы работы педагоги привыкли задавать вопросы детям и выслушивать ответы на них, а чаще и сами дают ответ на поставленный вопрос. Дошкольники разучились задавать вопросы педагогам. В этом случае не происходит обратной связи от детей к педагогу, он не погружает их в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей часто высмеиваются.
Алгоритм решения проблемной ситуации вы видите на экране.
(алгоритм проецируется на экране)
Постановки проблемы
(цель – помочь детям осознать предложенную проблемную ситуацию).
2. Разработка вариантов решения проблемы, выдвижения предложений
(цели: вовлечение детей в процесс поиска решения проблемы, овладение способами познания).
Гипотеза –предположение, требующее объяснения и подтверждения.
3. Проверка решения и подведение итогов
(цель – организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения).
4. Постановка новой проблемы
(цель – выделение новых знаний по теме).
(РАЗДАЧА ПАМЯТОК)
В современных условиях активность, самостоятельность, инициаивность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей.
В образовательной деятельности могут возникать случайные ситуации, которые педагог не планирует, но замечает их и обращает на это внимание детей в ходе режимных моментов.
- Я предлагаю вам цели, мотив и проблему образовательной ситуации. А вы должны найти ее решение, сделать вывод и поставить новую проблему.
- Итак, внимание на экран. (Решение образовательных ситуаций).
Первая образовательная ситуация: «Капает вода из крана в умывальной комнате».
Цели: развивать умение детей находить решение исправление ситуации; воспитывать бережное отношение к воде.
Мотив. Сегодня я пришла на работу и услышала, что из крана капает вода – еле слышно, тихо-тихо. Лучше будет, если кто-нибудь из детей заметит проблему. Педагог может утром поставить таз в раковину, куда накапает вода.
Проблема: Ребята, как вы думаете, как можно исправить неполадки с краном?
Решение:
- Нужно взять инструмент.
- Какой инструмент нам необходим? (Принести игрушечный инструмент, игра «Попробуй»).
- Почему нам не подходит гаечный ключ, который мы взяли в группе?
- У нас в группе нет инструмента, которым чинят кран.
- Вызвать водопроводчика.
- Как вызвать водопроводчика? (Предложить сотовый телефон)
- Мы не знаем номер телефона, по которому нужно звонить.
- Сказать завхозу (Идем к завхозу и говорим о проблеме, выясняем, как вызвать водопроводчика).
- Наблюдение за ремонтом крана водопроводчиком.
Вывод. Воду попросту не лей – дорожить водой умей.
Новая проблема, которую дети решают с родителями (мини-доклады):
- В самоваре, и в тсакане,
И в кувшине, и в графине
Вся вода из крана.
Не разбей стакана.
- А водопровод
Где воду берет? (О. Мандельштам)
Вторая образовательная ситуация: «Полотенце лежит на полу».
Цели: воспитывать уважение к людям труда, которые работаю в детском саду
Мотив. Когда я прихожу в гости к своей подруге и она моет своего малыша, то все время приговаривает:
Моем носик, моем щечки
Маминого птенчика.
А на маленьком крючочке Ждет нас полотенчико.
Проблема: Посмотрели мы на крючок, а полотенца там нет – оно упало на пол. Почему?
(Оторвалась петелька)
Решение:
- Повесить без петельки на крючок. (Пробуем, приходим к выводу, что полотенце может упасть).
- Пришить петельку.
-Что нам для этого нужно взять? В группе нет ниток и иголки.
- Моя мама может пришить петельку дома.
- Нам нужно решить проблему сейчас, а не ждать до вечера, когда придут родители.
- Поменять в прачечной полотенце с оторванной петелькой на другое.
(Дети с воспитателем идут в прачечную и там выясняют, кто чинит белье).
Вывод. Чистые полотенца для носа и щечек,
Сухие простынки для сладкого сна –
Все это работа натруженных ручек,
Хоть не заметна бывает она.
Не порошок из телерекламы,
Не суперстиралка и не вода,
А наша прачка все это время
Заботилась, чтобы была чистота.
Работа с родителями. Создание коллекции прищепок-клипс для полотенец и мини-докладов «Путешествие прищепки», выставка «Поделка из прищепок».
Новая проблема: какая прищепка-клипса лучше держит полотенце?
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь полученными знаниями.
При проблемном методе обучения воспитатель выступает в роли партнера, а не в роли учителя и подвигает ребенка к активному участию в добывании знаний.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение – они перемещаются по группе, играют с игрушками, картинками, раздаточным материалом.
Мы с вами пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются только:
- метод проектов 
- метод детского экспериментирования, 
- метод моделирования проблемных ситуаций 
- Как вы думаете, почему?
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. 
В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 
- Мы с вами провели большую работу по изучению данной проблемы. А теперь закрепим наши знания через тестирование «Проектно-исследовательская деятельность».
6 Страничка журнала «Деловая игра»
(проецируется на экране)
ТЕСТ
«Проектно-исследовательская деятельность»
Ф.И.О. педагога

1. Что такое педагогическое проектирование?
дань моде;
догма профессиональной деятельности;
вид педагогической деятельности.
2. Кто является основоположником проектного метода?
американский педагог демократ  Джон Дьюи;
великий русский педагог К. Д. Ушинский;
Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».
3. Что такое гипотеза?
короткая аннотация проекта;
опасение педагога о неудачной реализации проекта;
предположение, требующее объяснения и подтверждения.
Какое содержание педагогической деятельности не является  характерным для практического (исследовательского) этапа?
реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
выдвижение гипотезы;
открытый показ деятельности по теме проекта.
5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
репродуктивный;
поисковый;
творческий.
6. Презентуя проект, педагог должен:
показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
привлечь внимание слушателей  и нацелить коллег на непременное использование  презентуемого проекта в практике их работы.
7. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.


8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет:
самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания;
вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями
9. Перечислите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет:




7 Страничка журнала «Литература в помощь»
(проецируется на экране)
8 Страничка журнала «Рефлексия»
(проецируется на экране)
1 Рефлексия – Рефлексия настроения «Острова»
2 Рефлексия – «Мишень»
3 Рефлексия – «ПМИ»
III часть. Заключительная
- Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А
(проецируется на экране)
Проект решения педсовета:
1.Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
2.Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, проектной деятельности, проблемному обучению
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
3.Включить отобранные материалы - картотеки в комплексно-тематическое планирование
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
4.Используя материалы педсовета, подготовить и провести общеродительское собрание на тему «Растим любознательных»
Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: май
5.Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета
6. Разработать модель развития проектно-исследовательской деятельности в ДОУ и семье по следующим направлениям: создание условий, взаимодействие с детьми, работа с педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями. 
Ответственные: старший воспитатель Дата: в течение года
Используемая литература:
1. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
4. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
5. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти», 2009 г.
7. Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград:Учитель, 2012 г.
8. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.:Сфера, 2012 год (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
9. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
10. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
11.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
12. Материалы Интернет-сайтов.