Урок по биологии для 7 класса «Класс земноводные. Среда обитания»


Тема урока. Класс Земноводных. Среда обитания и строение тела земноводных.
Цель урока: раскрыть особенности строения тела и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.
Задачи урока:
познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков работе в паре и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, демонстрационным мультимедийным материалом.
воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в паре, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.
Методы: рефлексивный, проблемный, частично-поисковый.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока, демонстрационный материал: скелет лягушки, учебники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах, географическая карта «Распространение животных»,ОЭР
Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика. Методы, приемы.
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм, настрой на урок. Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.
Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места. Педагогическое наблюдение.
2.Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться со мной в познавательную экспедицию.
А вы знаете, что такое экспедиция?
Экспедиция – это путешествие с целью исследования.
Объектом нашего исследования будет животное. Кого мы видим с Вами на экране?
О каком животном идет речь?
Где можно встретить лягушку? Отвечают на вопросы учителя:
Когда ученые путешествуют и изучают природу, животных…..
Лягушка
В траве, в воде, на земле. Фронтальная работа.
3.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Что вам известно о лягушках?
Молодцы! Вы много рассказали.
А насколько верны были ваши утверждения, мы проверим на следующих этапах урока.
А что бы вы хотели узнать об этих животных? Отвечают на вопрос учителя 4.Определение и формулировка темы урока.
Итак, в каких средах обитают лягушки?
Подумайте, а к какому классу будет относиться лягушка?
Каким будет название нашего урока?
Запишите тему урока: Земноводные. Среда обитания и строение тела земноводных.
Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, наиболее известных животных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Отвечают на вопрос учителя: суша, вода
Земноводные.
Записывают тему урока.
Обмен мнениями.
5. Постановка учебной проблемы, формулировка гипотезы. Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны дать ответы. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.
1.К какой систематической группе Вы их отнесете? 2. Среда обитания и образ жизни?
3.Внешнее строение лягушки
4.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?
Формулирует учебную проблему:
Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?
Заслушивает ответы учащихся….
Корректирует ответы учащихся:
Помогает сформулировать гипотезу:
Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде можно сделать?
Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. Отвечают на вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.
Отвечают на вопрос, или формулируют вывод вместе с учителем: Должны появиться новые органы. Создание проблемной ситуации, обмен мнениями.
6.Целеполагание. Подумайте, какую цель мы поставим перед собой, отправляясь в научную экспедицию? Что нам предстоит изучить?
Дополняет ответы учащихся:
Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания. Формулируют цель: Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания. Определение цели, формулировка гипотезы. Обмен мнениями.
7.Построение проекта выхода коррекции выявленных затруднений.
Давайте вначале попробуем дать названия систематическим категориям, к которым эти животные относятся.
I Систематика
(Проектируется на экране) вначале выясняем, какие есть систематические категории, а затем их названия для данных животных.
Царство – животные
Подцарство -многоклеточные
Тип -Хордовые Класс - Земноводные или амфибии
Организует работу для определения средств и способов решения проблемы. Знакомит с правилами работы в группе.
Для этого мы выполним небольшую исследовательскую работу:
« Изучение особенностей внешнего строения лягушки, как следствие приспособления к водной и наземной среде обитания».
Задачи:
-выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше.
Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами. На работу отводится
5 минут.
Карточки с заданиями для каждой группы: 4 группы
1 группа
Приспособления к водной среде обитания. Приспособления к наземной среде обитания.
Обтекаемая форма тела. Длинный липкий язык, слюнные железы.
2 группа
Приспособления к водной среде обитания. Приспособления к наземной среде обитания.
Голая кожа, покрытая слизью. Кожное дыхание, легкие.
3 группа
Приспособления к водной среде обитания. Приспособления к наземной среде обитания.
Глаза и ноздри на возвышении. Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо.
4 группа
Приспособления к водной среде обитания. Приспособления к наземной среде обитания.
Наличие плавательных перепонок. Наличие массивных задних ног.
Записывают название исследовательской работы.
Учащиеся знакомятся с задачами, которые перед ними стоят, определяют объём познавательной самостоятельной работы.
Организация работы в парах, подготовка к самостоятельной учебной деятельности
Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос, подтверждение или опровержение гипотезы.
8. Этап реализации построенного проекта.
Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия
Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы.
А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.
Предлагает оценить результат: Достигнута ли цель самостоятельной учебной деятельности?
Молодцы! Взгляните еще раз на таблицу. Какой вывод можно сделать?
Помогает сформулировать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!
Формулируется три основных вывода:
1. Лягушка — животное необычное. У нее можно обнаружить черты приспособленности к обитанию в воде и на суше.
2. Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные». «Земноводные» – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни.
3. Второе название этого же класса — «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие».
Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.
Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и раздел зоологии позвоночных, изучающий земноводных животных- Батрахология.
На греческом языке — «батрахос»- лягушка, «логос» - учение
Учащиеся делают записи определений новых терминов в информационных листах.
Рефлексия: Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Поднимите руки, кто согласен. Хорошо.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре.
Цель: По каким особенностям строения скелета конечностей
можно назвать лягушку наземным животным?
На столах учащихся заготовки таблиц(учащиеся заполняют их в ходе самостоятельной работы с учебником стр.176-177)
Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы.
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.
Жизнь амфибий на суше меняет характер передвижения. Изменения эти связаны с тем, что в водной среде не требуется почти никаких усилий для поддержания тела, с выходом на сушу эти усилия возрастают. У лягушки конечности расчленены на подвижно соединенные между собой отделы. Прогрессивно развиваются пояса конечностей (плечевой и тазовый), которые обеспечивают прочную опору свободным конечностям при передвижении по суше.
.
Работа с новыми терминами
Приступают к самостоятельной учебной деятельности
Выступления учащихся Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность учащихся:
Ребята, наше научное путешествие подходит к концу, один мыслитель сказал так: "Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути".
Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу.
Соотнесите описание особенностей строения земноводных со значением этих особенностей в жизни земноводных.
1. Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг. А Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.
2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение. Б Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.
3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы. В Возможность быстрых и дальних прыжков.
4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой. Г Средство защиты от хищников.
5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез. Д Добывание подвижных насекомых.
Ответы внесите в таблицу:
1 2 3 4 5
В Д Б А Г
Организует самопроверку выполнения задания:
Ребята, обратите внимание на слайд в презентации, проверьте результат своей работы. Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?!
Молодцы!
Дополните предложения:
К земноводным относятся _лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в водоёмах и на суше . Передвигаются земноводные при помощи ног. Питаются земноводные насекомыми. Они ловят добычу при помощи языка. Кожа у земноводных голая, влажная. С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные - полезные животные. Они уничтожают вредителей. Земноводными питаются птицы (аисты, цапли, журавли). Выполняют индивидуальную проверочную работу.
Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат.
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. Индивидуальная
Рефлексия и создание ситуации успеха.
Стимулирование, побуждение к дальнейшей самостоятельной творческой работе, проблемная ситуация.
10.Рефлексия
9. Домашнее задание.
Организует рефлексию, подводит итоги работы.
Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?
Подумайте, какие у Вас остались вопросы по сегодняшней теме урока. Задайте их.
Итак, можно сделать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.
Оцените ваше личное участие на уроке
Составление синквея1 строка- Кто?Что? – существительное
2 строка – Какой? - прилагательное
3 строка – Что делает? – 3 глагола
4 строка – Что автор думает о теме? – фраза
5 строка - Кто?Что? –новое звучание темы
Ребята, послушайте одну притчу:
Одна старая мудрая лягушка как-то сказала: "Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что
сделать с ее глубиной и широтой!»
Я думаю, она говорила о широте и глубине знаний!
Создает проблемную ситуацию, побуждает к дальнейшему изучению темы «Земноводные», предлагает решить творческие задачи дома.
Ребята, как называют животных, способных жить на суше и в воде?
Чего в них больше земного или водного?
На сегодняшний день мы не можем дать точный ответ на этот вопрос, для решения этой задачи, необходимо познакомиться не только с внешним, но и внутренним строением лягушки. Я предлагаю вам выполнить это творческое задание дома, и подготовиться к следующему уроку!
1. § 36
2. Задание по выбору:
1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Саратовской области.
2) Творческое (на выбор):
1. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
Проводят рефлексию своей деятельности
Подводят итоги работы, оценивают продуктивность урока.
Записывают домашнее задание Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?
Стимулирование, побуждение к дальнейшему самообразованию. Рефлексия, самооценка,
оценка продуктивности урока