Рабочая программа .Спортивно-оздоровительная деятельность.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.
Рабочая программа
По учебному курсу «Спортивно-оздоровительная деятельность»
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
3 класс
Разработчик программы
учитель начальных классов Лялина Н.В.
педстаж: 24 года
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья
- формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах
- формирование осознанного поведения в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
- повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Изучение курса направлено на решение следующих задач
формировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье;
изучение особенностей жизни народов России через знакомство с их народными играми.
Общая характеристика спортивно-оздоровительной деятельности в учебном плане
Программа построена с учётом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-11 лет;
личностно ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально – наглядной опоре познавательной деятельности;
обучение в деятельности - организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
целостность содержания образования – выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления.
С учётом этих принципов в программе выделены разделы.
Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.
Место спортивно-оздоровительной деятельности в учебном плане
Реализация программы проводится в рамках внеурочной деятельности для учащихся 3 класса 3 раза в неделю. Всего102 часа.
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы формируются следующие предметные умения:
- иметь полноценные знания о своём организме;
- знать и применять на практике имеющиеся знания;
- умения ставить и решать познавательные задачи посохранению и укреплению собственного здоровья.
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий;
- знать о способах и особенностях движения и передвижения человека;
- знать о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- знать об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- знать о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
- формирование умения организовывать коллективную деятельность;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- формирование умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
- умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять её;
- умение владеть различными источниками информации;
- умение владеть эффективными способами организации своего свободного времени.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание тем спортивно-оздоровительной деятельности.
Программа содержит 2 раздела:
1 раздел: «Уроки здоровья»
2 раздел: «Я - пешеход и пассажир»

3 класс.
1 раздел «Уроки здоровья»
Чего не надо бояться (1ч.). Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2ч). Почему мы говорим неправду (2ч). Почему мы не слушаемся родителей (2ч). Надо уметь сдерживать себя (2ч). Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч). Как относится к подаркам (2ч). Как следует относиться к наказаниям (1ч). Как нужно одеваться (1ч). Как вести себя с незнакомыми людьми (1ч). Как вести себя, когда что-то болит (1ч). Как вести себя за столом (2ч). Как вести себя в гостях (1ч). Как вести себя в общественных местах (2ч). «Нехорошие слова». Недобрые шутки (2ч). Что делать, если не хочется в школу (1ч). Чем заняться после школы (1ч). Как выбрать друзей (2ч). Как помочь родителям (1ч). Как помочь больным и беспомощным (2ч). Повторение (3ч).
2 раздел «Я – пешеход и пассажир».
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения на дорогах разного типа, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движении и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые участки», повороты, подъёмы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты – пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила движения в тёмное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты - пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Эта программа предназначена для учащихся 3 «в» класса. В целом класс успешно завершил период обучения за 2 класс. Уровень подготовки учащихся позволяет продолжить освоение курса и не требует корректировки в содержании программы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

3 класс.
1 раздел «Уроки здоровья»
2 раздел «Я – пешеход и пассажир».
Универсальные учебные действия
1. Ориентирование в понятиях «мой организм и моё здоровье»:
умение взаимодействовать и анализировать происходящие события, знать и применять правила культурного поведения в обществе;
умение позитивно относиться к своему здоровью;
уметь применять полученную информацию для сбережения здоровья в условиях, угрожающих жизни и здоровью человека;
знать понятие «вредные привычки» и уметь бороться с ними;
уметь управлять своим психологическим состоянием.
2. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость). 3. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (направо, налево, назад);
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4. Уметь использовать игры в общении со сверстниками
уметь объяснять изученные игры и эстафеты и проводить их в коллективе;
уметь соблюдать правила безопасного поведения во время проведения подвижных игр и эстафет;
уметь самостоятельно находить информацию об играх, эстафетах и разучивать их в коллективе.
Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения образовательной деятельности
ОбуховаЛ.А.,Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы.
1-4классы.-2-еизд., перераб.-М.:ВАКО,2014.-288с. - (Мастерская учителя).
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;