Воспитательское занятие по теме Хлеб — наше главное богатство. (1 класс)


Министерство образования Омской области
казённое образовательное учреждение
«Красноярская адаптивная школа – интернат»
Воспитательское занятие.
Тема: «Хлеб – наше главное богатство».
(для учащихся 1 класса с ОВЗ )
Разработал: воспитатель Кирилов Н. С.
2017 год.
Цель: Формировать у учащихся представление о хлебе как важном продукте питания, о его производстве и бережном к нему отношении.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с хлебом одним из важнейших продуктов питания.
2. Формировать у учащихся представление о том, как делают хлеб.
3. Формировать у учащихся знания о том, как выращивают хлеб.
4. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к хлебу.
Оборудование: Диапроектор, компьютер, доска, тематические картинки «Этапов выращивания и создания хлеба», раздаточный материал.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему сегодняшнего нашего воспитательского занятия я попрошу вас ответить на вопросы. Скажите мне пожалуйста? Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (ответы)
А что мы кушали сегодня в школе на обед? (ответы)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе утром, днём и вечером? (ответ: хлеб)
Воспитатель: Ребята, может кто ни будь из вас уже догадался о чём мы сегодня с вами будем говорить на нашем занятии? (ответы: о хлебе) (слайд № 1) Правильно, каждый день у нас на столе и школе и дома – хлеб.
Наше воспитательское занятие посвящено хлебу и называется «Хлеб - наше главное богатство».
Сегодня на занятии вы узнаете:
Что такое хлеб.
Узнаете из чего делают хлеб.
Узнаете как выращивают зерно.
Узнаете, почему надо беречь хлеб.
Ребята? Вы сегодня будете работать всем классом, отвечая на вопросы. Так же каждого из вас ожидает самостоятельная работа – это выполнение практических заданий и работа в парах и в группах по несколько человек.
На нашем занятии вы постарайтесь быть:
Активными, 2. Умными, 3. Любознательными. 4. Наблюдательными.
Вашу работу на занятии мы будем вместе с вами оценивать, давая за правильные ответы жетоны.
А в конце занятия, мы с вами подведём итоги нашей с вами работы.
Воспитатель: Ребята, так что же такое хлеб? (ответы:)
В толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) слово « хлеб» обозначает:
Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
2.Продукт в виде крупного выпеченного изделия.
Воспитатель: Значит хлеб – это выпекаемый из муки пищевой продукт.
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а что такое пищевой продукт? (ответы: )Воспитатель: Молодцы, умнички! Действительно пищевой продукт – это продукт употребляемый в качестве пищи. Это то, что мы с вами кушаем.
Ребята, а какие ещё пищевые продукты кроме хлеба вы знаете? Назовите мне их? (ответы: молоко, мясо, крупа и так далее. )
Воспитатель: Ребята, кто из вас скажет: « В чём выпекают хлеб?» (ответы: в печи)
Действительно хлеб выпекают в специальных хлебопекарных печах. (слайд № 2 ) А раньше это делали в ручную, выпекая его в специальных формах. (слайд № 3 ).
Воспитатель: А из чего выпекают хлеб? (ответы: из муки) Ребята, вы действительно молодцы! Хлеб выпекают из муки, смешивая её с другими продуктами.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы проверим, кто из вас самый наблюдательный. Посмотрите пожалуйста на слайд и запомните продукты, которые использует человек для производства хлеба? (слайд № 4 )Воспитатель: (слайд № 4 убран) А теперь по очереди назовите мне эти продукты? (учащиеся перечисляют продукты, которые используются для производства хлеба), воспитатель благодарит за ответы и называет наблюдательных учащихся, вручает им за ответы жетоны.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое мука? Что это за продукт и из чего его производят?(ответы:) Не знаете? Сейчас я вам расскажу, что это такое?
Воспитатель: На самом деле муку получают из зёрен, которые выращивают в поле в виде растений. Чтобы из зёрен получить муку их надо размолоть, превратить во множество мельчайших частичек (слайд № 5 ).
Воспитатель: Ребята, скажите, кто из вас знает, на каком предприятии размалывают зёрна и получают муку? Как оно называется? (ответы: мельница) Молодцы (имена) вы правильно ответили. (слайд № 6 )Воспитатель: Зерно – это семена растений из которых выпекают хлеб.
У растений все зёрнышки растут вместе и образуют скопление, называемое колоском. (слайд № 7 ) Ребята, мы с вами познакомились с новым словом колос (колосок).
Ребята, вы хотите узнать, кто в нашем классе любознательный? Тогда ответьте на вопрос: « Как вы думаете, семена каких растений человек называет зерном и использует для получения муки?» (учащиеся называют, воспитатель поправляет и подводит итоги, отмечая правильно ответивших, вручает им жетоны).
Воспитатель: А теперь мы с вами проверим правильно ли вы ответили.(показ слайда № 8 ) Ребята, какие растения мы с вами не назвали? (ответы:) А какие назвали правильно? (ответы:) (пшеница, овёс, просо, кукуруза, ячмень, рожь). Молодцы (имена) вы любознательные учащиеся, так как ответ знали раньше и правильно ответили на мои вопросы. Зёрна основных зерновых растений вы можете посмотреть на нашей выставке.
Воспитатель: Ребята сейчас я проверю какие вы умные. Для этого я раздам вам картинки. По одной на парту. Ваша задача состоит в том, чтобы каждый из вас подумал, вы посовещались между собой и ответили:» Что изображено на картинке? И как этот предмет связан с производством хлеба?» (картинки: печь, хлеб, мельница, мука, зерно, колос, зерновые культуры).
Воспитатель слушает ответы учащихся, благодарит. Подводит итоги работы каждого учащегося. Раздаёт жетоны.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что хлеб выпекают из чего? (ответ: муки) Молодцы (имена).
Воспитатель: А что надо размолоть чтоб получилась мука? (ответ: зерна, зерно) Молодцы (имена).
Воспитатель: Скажите мне, а как получают зерно? (ответы: его выращивают). Правильно (имена). Раздача жетонов.
Воспитатель: Вспомните, вы изучали на уроках окружающего мира? Что нужно человеку сделать, чтобы выросла пшеница, рожь или другое зерновое растение? (ответы: посадить в землю семена) Молодцы (имена). Раздача жетонов.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с тем, как выращивают на полях зерно. А я узнаю, кто из вас наблюдательный.
Воспитатель: Вспомните, особенно те из вас, кто живёт в селе, деревне. Что делают ваши родители для того, чтобы вырастить в огороде овощи и другие растения? (ответы: учащиеся называют: копают землю, делают грядки, садят семена, поливают, полют сорняки, убирают урожай) Правильно (имена). Получите жетоны.
Воспитатель: Значит, чтоб выросли и созрели колоски с зерном надо сделать следующее: Ребята, назовите мне, что нужно сделать? (учащиеся отвечают)
Перекопать землю, а если её много, то вспахать.
Посадить семена.
Поливать саженцы.
Убирать урожай.
Хранить урожай.
Воспитатель: Прежде чем в землю посадить зёрнышки, её надо подготовить к посадке, то есть вспахать. Это делают трактористы, люди, которые работают на тракторах. (слайд № 9 )Ребята, кто из вас знает, что такое трактор? (ответы) Похвала.
Действительно, трактор – это машина, которая при помощи прицеплённого к ней плуга, вспахивает землю.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, как вы думаете, для чего землю нужно вспахивать? (ответы: чтоб была мягкая) Правильно, получите за ответ жетоны.
Воспитатель: Вспахали землю, подготовили. Ребята, а для чего подготовили землю, вспахав её? (ответы: для посадки семян) Молодцы (имена).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как высевают семена в поле? (ответы:) Умнички (имена).
Воспитатель: Оказывается семена в поле раньше люди высевали в ручную (слайд № 10), а сейчас, высевают при помощи специального агрегата (прицепной машины), который называется сеялка и прицепляется к трактору. (слайд № 11 )Воспитатель: Посадили в землю зёрнышки. Ребята, а дальше что происходит с этими зёрнышками, вы как думаете? (ответы: они прорастают, растут) Правильно (имена). Получите жетоны.
Воспитатель: Ребята, я хочу проверить вашу любознательность. Как вы думаете, что нужно сделать чтобы семена зерновых быстрее росли? (ответы: поливать, пропалывать) Молодцы (имена). Вы правильно ответили, получите жетоны.
Воспитатель: Поля, занятые под посадку зерновыми культурами, занимают в нашей стране очень большие площади, поэтому, поливать их все нет возможности. Их поливают частично специальными дождевыми установками. Поливает поля в основном дождь.
Воспитатель: Выросли зерновые культуры. Ребята вспомните и назовите мне их? (ответы: пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза, просо) Молодцы! Помните. Вспомните, что дома делают ваши родители с созревшим на грядках урожаем? (ответы: убирают его) Правильно. А если созрели зерновые, то что надо с ними сделать? (ответы: убрать) Молодцы (имена). Получите жетоны.
Воспитатель: Зерновые на полях убирают специальные машины – комбайны. (слайд № 12 ) Комбайны скашивают зерновые растения, и отделяют зёрна от растения и колоса.
Воспитатель: Зерно накапливается в специальной ёмкости – бункере, а потом сгружается на машины, которые везут его куда? Ребята, как вы думаете? Куда перевозят зерно машины после его уборки? (ответы: в хранилища) Молодцы(имена).
Воспитатель: После уборки зерно везут в хранилище, которое называется – элеватор. (слайд № 13 ) Там зерно очищают, сушат, хранят, а потом везут на мельницу. Ребята, вспомните и скажите мне: «Зачем зерно везут на мельницу»? (ответы: чтоб размолоть и т. д.) Правильно. Получите жетон.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим и узнаем как вы запомнили, что обозначают некоторые новые для вас слова. Для этого я проведу викторину. У вас на партах в конверте № 1 лежат картинки. Ваша задача. Я буду зачитывать вопрос, а вы должны подумать и ответить на него подняв правильную на ваш взгляд картинку соответствующую ответу на вопрос и так же назвать что изображено на картинке. За каждый правильный ответ я буду давать жетон.
Вопросы викторины:
Навесное орудие труда при помощи которого вспахивают землю. (плуг)
Прицепное устройство используемое для посадки семян. (сеялка)
Как называется машина, к которой прицепляются плуг и сеялка. (трактор)
Что необходимо для быстрого роста всходов. (дождь, вода)
Машина, применяемая для скашивания и обмолота зерновых культур (растений) в поле. (комбайн)
Место, где храниться зерно. (элеватор)
Устройство для размола зерна. (мельница)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, вы очень много трудились отвечая на вопросы, знакомились с новыми для вас знаниями, а сейчас мы с вами немножко отдохнём на физкультминутке. Прошу всех встать, выйти из за парты.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце встало. (руки над головой)
Дождик землю поливал, (машем кистями рук внизу)
И росточек подрастал. (медленно встают)
К свету и теплу тянулся, (выпрямились, руки вверх на носочках)
И красавцем обернулся. (покружиться)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Ребята вот мы с вами и немного отдохнули.
Воспитатель: Ребята, сколько труда надо вложить, чтобы хлеб появился у нас на столе. А сколько людей занято этим трудом. Производство хлеба – это очень нелёгкий труд, поэтому, мы с вами должны ценить этот труд и с любовью и бережно относиться к хлебу как продукту питания.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете: «Почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Чем он нам так дорог?» (ответы учащихся) «Почему хлеб люди едят каждый день, и он не надоедает им?» (ответы)
Воспитатель: Оказывается в хлебе много питательных веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Учёные подсчитали, что почти половину веществ необходимых для жизнедеятельности мы получаем от хлеба.
Воспитатель: Ребята, скажите мне: «Хлеб является важным для нас продуктом питания?» (ответы: да) А почему, в чём его важность? (ответы)
Молодцы (имена).
Воспитатель: Ребята, если хлеб является важным для нас продуктом питания, то как мы должны к нему относиться? (ответы: бережно) Правильно. Мы должны бережно относиться к хлебу.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете, что значит бережно относиться? Это относиться как? (ответы:) Умницы ребята. Вы правильно ответили, получите жетоны.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вас попрошу посмотреть сценку, которую приготовили учащиеся нашего класса (имена). Ребята, посмотрите и подумайте, бережно ли относятся герои сценки к хлебу?
Сценка:
Принесла бабушка хлеб из магазина. Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
-Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный говорят: «Хлеб плохо выпечен.»
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катя.
- На улице недоел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стал его футболить.
- Ай как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб, и разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться.
Воспитатель: Большое спасибо артистам молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием, приготовив и показав нам сценку.
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели сценку, а теперь ответьте на мой вопрос: 1.«Бережно ли относятся герои сценки к хлебу?» (ответы: ) Почему?
2.«Кто не бережно относиться к хлебу?» (ответы: ) Почему?
3. «Что сказала Кате бабушка?» (ответы: )4. «Какой вывод после разговора с бабушкой сделала Катя?» (ответы: )Воспитатель: Ребята, кто отвечал на вопросы и активно работал, вы самые умные, молодцы. Получите жетоны.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, всегда ли у нас в школе учащиеся бережно относятся к хлебу? (ответы: ) Как вы думаете, почему это происходит? (ответы: )Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что к хлебу надо относиться бережно. Я надеюсь, что каждый из вас будет это выполнять и учить выполнять других людей.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наше сегодняшнее занятие? (ответы: Хлеб – наше главное богатство), (слайд № 1).Воспитатель: Ребята значит мы с вами говорили о хлебе.
Мы узнали:
1.Что такое хлеб.
2. Из чего делают хлеб.
3. Как выращивают зерно.
4. Почему надо беречь хлеб.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать являетесь ли вы знатоками знаний о хлебе, я предлагаю выполнить вам задание. Для этого я разделил вас на две группы. Прошу вас всех участвовать в работе групп, потому что спросить и оценить я могу любого из вас.
Задание: На каждую группу даётся по конверту, в которых находятся картинки с изображением этапов выращивания и производства хлеба. Ваша задача заключается в том, чтобы расставить картинки по порядку как происходит выращивание и производство хлеба. Для одной из групп, где более сильные учащиеся я дал картинки, где хлеб выращивали на Руси раньше. Картинки: вспашка поля, посев семян, рост семян, уборка зерна, хранение зерна, размол зерна, выпечка хлеба, продажа хлеба.
Воспитатель: Ребята вы можете приступать к работе. (Учащиеся по группам в последовательном порядке раскладывают картинки).
Воспитатель: Ребята, внимание, поднимите руку если уже готовы отвечать.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, с какой картинки мы должны начать рассказ о хлебе. (ответы: вспахивание поля) Почему вы так считаете? (объяснения учащихся)
Воспитатель: Слушает ответы учащихся. Каждый учащийся называет один из этапов и рассказывает о своём этапе. При затруднении отвечающему помогают товарищи из группы. (воспитатель благодарит каждого , раздаёт жетоны)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, разобрались и правильно выполнили такое сложное задание. Ребята, скажите мне пожалуйста?
А о чём мы с вами сегодня говорили на занятии? (ответы: о хлебе) Правильно.
Ребята, а что нового для себя вы о хлебе узнали? (ответы: ) Молодцы.
Хлеб – это один из важнейших продуктов питания. Это наше главное богатство, получить которое стоит огромных трудов. Ребята давайте будем помнить о этом всегда. На следующих занятиях мы с вами продолжим знакомство с хлебом. А сейчас давайте подведём итоги нашей работы на занятии.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какими вы должны быть на занятии, чтоб узнать и запомнить новые знания о хлебе? Где мы можем найти подсказку? (ответ: на доске), (ответы: активные, умные, любознательные, наблюда-тельные) Правильно, молодцы!
Воспитатель: За работу и ответы на нашем занятии вы получали что? (ответы: жетоны) Ребята, давайте вспомним счёт, изучаемый на уроках математики, и каждый из вас посчитает количество заработанных на занятии жетонов. Только жетоны я попрошу посчитать и разложить по цвету. Учащиеся, у которых выпало больше жетонов:
красного цвета – самые активные,
зелёного – самые умные,
синего – самые любознательные,
жёлтого – самые наблюдательные.
А у кого наибольшее количество жетонов – эти учащиеся получают звание «знатоков». (подводятся итоги, называются победители)
Воспитатель: Ребята, наше занятие закончилось. До свидания! До новых встреч!