Тема урока: Морские кишечнополостные


Дата ______________________
Сабақ 11. / Урок 11.
Тақырып / Тема: Морские кишечнополостные
Сабақтын мақсаты /Цель урока:
Білімдік / Образовательная раскрыть многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека.
Тәрбиелік /воспитательная: воспитать чувство ответственного отношения к изучаемому материалу на основе формирования представлений о значимости общебиологических знаний в решении глобальных проблем человечества.
Дамытушылық / Развивающая: развивать умения самостоятельно пользоваться учебником, легко оперировать его компонентами, самостоятельно актуализировать базовые знания на основе вопросов перед изучаемым параграфом.
Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Сабақ түрі / Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Әдіс - тәсілдер / Методы: Словесный, наглядный, практический.
Сабақ барысы / Ход урока:
1.Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания
1.   Дайте общую характеристику кишечнополостным.  Одновременно другой ученик у доски определяет, используя единицы классификации, систематическое положение Гидры пресноводной.
Рассказать о строении гидроидных на примере пресноводной гидры. (С использованием таблицы).
Каково внутреннее строение гидры?
Как размножается и развивается гидра?
3. Оқы- субъективті тәжірибесінің актуализациялауы/ Актуализация субъективного опыта учащихся
4. Жаңа тақырып / Новый материал.
О медузе. Это медуза. Большинство медуз, на вид таких нежных существ, – хищники. Щупальца, свисающие вниз от купола, имеют крапивные клетки с ядовитой жидкостью. С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправляет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут появиться ожоги. Но не бойтесь черноморских медуз, которые встречаются у берегов. Они небольшие, безопасны для человека. Их называют ушастыми медузами, или аурелиями. Зато другая черноморская медуза – ризостома, или корнерот, не так безопасна: у многих ее ожоги вызывают сильное раздражение кожи.
О кораллах. Вот веточка из подводного сада. Что это? Сложена она из известняка, но в ней множество маленьких отверстий и впадин. Эта веточка – кусок постройки коралловых полипов. В ее отверстиях сидели крошечные полипы со щупальцами, похожими на цветы. На этих щупальцах есть стрекательные клетки, и некоторые кораллы обжигают руку человека, словно раскаленный металл.Коралловые полипы – отличные строители. Добывая из морской воды известь, они строят из нее свой скелет и образуют удивительно красивые подводные сады. Кораллы поселяются не глубже 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с разной скоростью. Например, в Южно-Китайском море при взрывах кораллового рифа нашли монеты чеканки 1410 г. Их замуровали кораллы после гибели корабля на этих рифах. Здесь скелет полипов нарастал со скоростью 1 м в 33 года. А затонувший в Персидском заливе корабль через 20 месяцев уже был покрыт коралловой броней в 60 см толщиной – тут кораллы росли намного быстрее.
 Если края крепости, построенной кораллами, поднимаются над водой, они образуют остров с водоемом-лагуной в середине. Кто знает, как называется такой остров? (Атолл.). А если над коралловой крепостью шумит океан, ее называют коралловым рифом. Кто может еще что-нибудь рассказать о кораллах?
Об актиниях. Коралловые полипы живут колониями, а вот актинии – в одиночку. Обитают актинии в морях от полярных широт до тропиков, – и на прибрежных скалах, и в бездонных глубинах. Ярко окрашенных актиний часто принимают за диковинные цветы. Но мирный вид актиний обманчив. Сходство их с цветами только внешнее. На самом деле актинии – кишечнополостные животные. Они крепко прикрепляются к морскому дну или к какой-либо раковине и, распустив похожие на лепестки щупальца со стрекательными клетками, поджидают неосторожную рыбку или креветку. Завладев добычей, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), часто образуют скопления на прибрежных скалах, сваях, днищах кораблей. Яд некоторых актиний опасен; прикоснувшись к ним, можно получить болезненные ожоги.
Многие ребята увлекаются техникой. А знаете ли вы, что медуза помогла конструкторам создать один важный и нужный аппарат? Давно заметили, что некоторые морские животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала. Киты далеко уходят в море, чайки мечутся в воздухе, а медузы прячутся в глубину и уходят от берега. Это заинтересовало ученых. Было установлено, что при приближении шторма возникают колебания воздуха от трения его о гребни волн. Частота этих колебаний составляет 8–13 раз в секунду. Очевидно, медуза «слышит» эти колебания и прячется. Инженеры и биологи заинтересовались, нельзя ли на этой основе построить прибор для предсказания шторма. Оказалось, что слуховая полость медузы может то сжиматься, то разжиматься, настраиваясь в резонанс с «голосом» моря. Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник штормов. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 ч, может предсказать грозы и шквалы, тайфуны и ураганы. А созданием аппаратов по примеру живых организмов занимается наука бионика.
5. Закрепление
1. Часть тела гидры, с помощью которой она прикрепляется к подводному предмету. (Подошва.)2. Колониальный полип, имеющий известковый скелет. (Коралл.)3. Острова, образованные кольцеобразными рифами. (Атоллы.)4. Крупный, яркоокрашенный малоподвижный полип. (Актиния.)5. Орган тела гидры, связанный с наружной средой только через рот. (Полость.)6. Кишечнополостные, передвигающиеся с помощью реактивного толчка. (Медузы.)
6. Үйге тапсырма беру / Домашнее задание. § 37
7. Қорыт- сабақ /Подведение итогов урока: (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.)
8. Рефлексия