Семинар «Психологическое сопровождение внедрение ФГОС в дошкольном образовании»

Методическое объединение
педагогов-психологов
Вязниковского района










13 SHAPE 1415


13 SHAPE 1415










Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ
«Детский сад № 23 «Малыш»
Соколова О.Ю.







2014 г.
( слайд №2) В соответствии с новым Законом об образовании дошкольное образование входит в стандарт общего образования, т.е. оно стало являться одним из уровней общего образования. Реализация нового закона об образовании предусматривает развитие стандартизации дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. Он будет вводиться в течении 3-х лет и для начала апробироваться в 10 регионах РФ.
(слайд №3) С 2009 года мы активно внедряли ФГТ, много об этом говорили и приходилась кардинально перестраивать свою работу, но со времени введения ФГОС перестают действовать ФГТ . Но это не значит, что все что мы знали о ФГТ необходимо забыть и начинать все сначала. ФГОС является логическим продолжением ФГТ, разработчики те же ( рабочая группа под руководством А.Г.Асмолова) и основные идей , принципы сохранены.
Если посмотреть на структуру ФГТ и ФГОС станет ясно: ФГТ содержали требования к структуре образовательной программы и к условиям её реализации, ФГОС это совокупность трех групп требований:
к структуре основных образовательных программ;
условиям реализации;
результатам освоения программы.
Таким образом, ФГТ – это часть ФГОС, т. е. мы переходим на более качественный уровень. Стандарт для дошкольников явление новое.
Сегодня вся дошкольная система замерла в ожидании перемен, которые принесет ФГОС. Источников кроме самого стандарта практически нет, готовясь к своему выступлению я использовала материалы видеоконференции по ФГОС , интервью Асмолова, вебинара по психологическому сопровождению внедрения ФГОС.
(слайд №4) С появлением стандарта у многих возникает недоумение: дошкольное детство и стандарт – как к дошкольнику применить стандарт. Председатель рабочей группы по разработке ФГОС Александр Асмолов отмечает, что очень важно понимать что: «Стандарт в первую очередь должен обозначить обязательства государства перед ребенком, родителями на дошкольное образование. Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку. Никакого тестирования, экзаменов, проверки знаний дошкольника не будет . Главное требование к стандарту - не навредить!»
(слайд №5) Прежде всего стандарт учитывает и поддерживает разнообразие детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в развитии человека. Самоценность детства , как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что будет потом.
Складывается странная ситуация развития:
- в детском саду мы готовим ребенка к школе;
- в школе мы готовим школьников к профессиональному обучению;
- в ВУЗе студентов готовят к будущей успешной профессиональной деятельности;
- в профессиональной деятельности человек готовится к достойной пенсии.
Это в корне неверно. Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Не подготовка к школе и жизни, в приоритете - полноценная жизнь!
(слайд №6) ФГОС, учитывая самоценность дошкольного детства, определяет условия взаимодействия взрослых и детей, направленные на развитие разнообразных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Для полноценного проживания ребенком дошкольного детства ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т.е. как таковых занятий в ДОУ быть не должно, ФГОС предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми , основной формой работы, исходя их ведущей деятельности дошкольного периода конечно будет игра, образно говоря необходимо обучать детей так, чтобы они об этом не догадывались, в процессе игры.
В связи с этим изменится содержание образовательной программы ДОУ. Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, предусматривающий использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика будет полностью изжита из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Программа дошкольного образования – это программа психолого-педагогической поддержки социализации, индивидуализации ребенка, его приобщение к ценностям, традициям, нормам отечественной и общечеловеческой культуры? Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования.
Изменения затронут примерные и рабочие программы ДОУ, но многие из них могут быть просто переработаны, как программы уникальности детства ("Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Истоки").
(слайд №7) А.Асмолов: « Когда мы программу определяем не как чисто образовательную , а именно как поддержку социализации, в этом ключевое принципиальное отличие от программ мира дошкольного образования как автономного мира от мира школьного образования, в котором тоже стоит задача развития личности, но в котором учебная деятельность стоит во главе угла. В дошкольном образовании другие виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Поэтому стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Мы должны для ребенка создать социальную ситуацию развития, это ключевая задача. Лучше создавать мотивацию для ребенка, который готов всех и каждого замучить своими вопросами» .
(слайд № 8) Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
(слайд №9,10) Стандарт направлен на решение следующих задач:
( в каждой задаче психолог может увидеть для себя поле деятельности)
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.

(слайд 11) Т.к. дошкольное образование стало одной из ступеней общего образования, в условиях внедрения ФГОС очень важным становится обеспечение преемственности программ дошкольного и начального школьного образования. Принципиальным отличием ФГОС начального образования от дошкольного служит их ориентир на результат образования. Главной задачей учителя начальных классов становится целенаправленное формирование универсальных учебных действий. Знания выступают ориентиром для организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом главным для него становится развитие умения пользоваться этими знаниями самостоятельно и применять их на практике. Из этого следует, что наличие знаний у учащегося само по себе не определяет успешности обучения. Ее определяют возрастные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования
В стандарте нет жестких требований к результатам освоения Программы, в нем учитывается специфика дошкольного детства - гибкость , пластичность развития ребенка, непосредственность и непроизвольность поведения ребенка.
(слайд №12) Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования является формирование общей культуры воспитанников, развитие их интеллектуальных качеств, особое внимание уделяется развитию воображения, инициативности, любознательности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде диагностики. Если диагностика проводится, то исключительно с целью индивидуализации и оптимизации образования .
(слайд № 13) Содержание Программы должно обеспечить развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
- художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
ФГТ предусматривали 4 направления развития и 10 образовательных областей. ФГОС упростил написание комплексно-тематического плана.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых , формирование основ безопасного поведения .
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве , об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (т.е развитие целостной картины мира)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Эти направления являются взаимопроникающими и взаимопересекающимися, как друг с другом, так и с личностным развитием ребенка.

(слайд 14) Педагогический процесс в условиях ФГОС трансформируется в психолого-педагогический. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Целью деятельности педагога-психолога современного ДОУ становиться создание условий для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада и для психолога ДОУ эта задача будет первоочередной.

(слайд15,16) Задачи психологического сопровождения в соответствии с ФГОС является создание условий для:
сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников;
уважительного отношения взрослых к человеческому достоинству ребенка, формирование и поддержка психологического здоровья и положительной самооценки детей, уверенности в себе;
использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми адекватных возрасту и индивидуальным особенностям (недопустимость искусственного ускорения или замедления развития детей);
обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;
построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
поддержки взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защиты детей от всех форм физического и психологического насилия;
поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их психического здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

(слайд № 17) Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
(слайд № 18)1.Диагностическое направление;
Диагностика проводится, исключительно с целью индивидуализации и оптимизации образовательного процесса. Для того чтобы своевременно получить информацию о б индивидуальных психологических особенностях ребенка , разработать индивидуальный образовательный маршрут . Для выявления интересов, способностей и склонностей ребенка, чтобы учитывать их в образовательном процессе.
Приоритет отдается игровым формам проведения диагностики, т.е мы должны так проводить диагностику, чтобы ребенок даже не подозревал об этом.
В качестве примера такой диагностики можно привести «Карту нормативного развития» Н.А.Коротковой. Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. В ходе наблюдения за игровой деятельностью ребенка педагог может увидеть, соответствует ли развитие различных сфер конкретного дошкольника возрастному нормативу. Данная карта поможет воспитателю увидеть трудности, которые могут испытывать дети.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение эмоционального благополучия ребенка, поэтому необходимо использование диагностической игры «Секрет» Т.А.Репиной для диагностики взаимоотношений между детьми в группе.

Очень актуальными остаются методики для оценки психоэмоционального состояния детей (Люшер, где ненавязчиво по цветовому предпочтению можно определить особенности психоэмоционального состояния ребенка).

Огромное внимание уделяется развитию творческого воображения. Диагностика творческого развития « Как спасти зайку?» В.Т.Кудрявцева- это игровое задание.
Дается инструкция «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?». В зависимости от того использует ли ребенок заместительную функцию предметов или конкретно мыслит, делается вывод о уровне развития творческого мышления ребенка.
Диагностика творческого воображения «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко , если дать ребенку игровую вводную (волшебники)
Хорошо вписываются во ФГОС диагностическая игра Битяновой для диагностики дошкольной зрелости.

(слайд №19) На курсах рекомендовали книги «Система мониторинга в ДОУ», Людмила Николаевна Прохорова, как научный руководитель в паре с психологами детских садов собрали воедино самые лучшие психологические и педагогические методики, книга в 3-х частях содержит диск, где есть стимульный материал, бланки протоколов, руководство по анализу диагностики. Первая часть посвящена диагностике планируемых результатов освоения образовательной программы, а вторая диагностике готовности детей обучению в школе, третья диагностике креативности детей и педагогов.

(слайд 20,21) 2.Коррекционно-развивающее;
На основе диагностики и наблюдений психолог разрабатывает индивидуально-ориентированнные программы коррекционных и развивающих игровых занятий, а также комплексных программ.
Обязательной частью образовательного процесса теперь будет применение программ по сохранению психологического здоровья. В качестве примера преемственной программы можно привести уникальную программу по сохранению психологического здоровья О.В. Хухлаевой. Программа содержит цикл групповой игротерапии для дошкольников с 3-х лет, младших школьников и подростков, для нас с вами в условиях внедрения ФГОС эта программа настоящий подарок. Программа предусматривает использование ролевых игр, психогимнастики, коммуникативных игр, игр на развитие произвольности, воображения, методы релаксации. Использовать данную методику можно в работе с тревожными детьми, для снижения уровня агрессии, при любом виде девиантного поведения, для коррекции самооценки, формирования положительного самооощущения, для развития коммуникативных навыков и психологического раскрепощения ребёнка.

(слайд №22) 3.Профилактическое;
Психопрофилактическая работа с детьми направлена на предупреждение возможных осложнений в психическом развитии детей в процессе их социализации, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации, развитию познавательных и творческих способностей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи родителями и детьми и т.д.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности

(слайд № 23) 4.Просветительское;
- психологизация педагогического сознания педагога и родителя (каждый родитель педагог для своего ребенка).
- создание условий для формирования психологической культуры педагогов и родителей.
В условиях внедрения ФГОС задачей психолога является актуализация для педагогов знаний возрастной, общей и педагогической психологии. Важно подбирать такие формы организации просветительской работы, чтобы они предусматривали творческую активность педагогов: творческие мастерские, практические семинары, дискуссии, круглые столы.
Примерные темы:
консультация «Учет индивидуальных психологических особенностей ребенка в образовательном процессе»;
- лекция «Игра современного ребенка»;
- консультация «Правила личностно-ориентированного образования»;
- практикум « Учет темперамента в процессе педагогической деятельности »;
- консультация «Познавательная деятельность детей»;
- консультация « Психологические особенности возрастных кризисов»;
- консультация « Психологические аспекты формирования мыслительный операций»;
- «Психологические особенности возрастных кризисов»;
- «психологические механизмы девиантного поведения детей»;
- семинар «Методы развития креативных способностей дошкольников».

- В работе с родителями приоритет отдается формированию партнерских отношений, педагоги не должны навязывать родителям свои рекомендации, как бы хороши он не были. Современный родитель не желает быть поучаемым, если стиль общения педагога носит категоричный, обвиняющий тон, то это вызывает агрессивное сопротивление. Поэтому ФГОС, учитывая современные условия призывают к партнерским отношениям педагога и родителя, чтобы родитель чувствовал себя соавтором в поиске средств воспитания. (Давайте подумаем вместе...). Психолог должен ориентировать педагогов на такой стиль общения. Необходимо планировать проведение с педагогами тренинги партнерского общения с родителями.
Желательно создание родительских клубов, использование наряду с традиционными и нетрадиционные формы взаимодействия: мастер-классы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, педагогические гостиные и т. д.
Проведение совместно с воспитателями групповых детско – родительских занятий, с целью гармонизации детско – родительских отношений и создания единого семейно -образовательного пространства

(слайд № 24) 5.Консультативное.
- Психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования
- Помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника;
- Консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивных сферах у детей,
Организация и проведение консультирования (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, с целью повышения психологической компетентности педагогов и родителей.


Пока идет переходный период и вопросов без ответов очень много. Перегрузка всех участников образовательного процесса и психологов в том числе - глобальная! В помощь им будет создан портал образовательных инициатив, где можно будет обменивaться опытом, делиться друг с другом проблемами, советами и вместе искать ответы на сложные вопросы.
Материалы вебинара: запомнилась фраза о том, что работа психолога во много вписывается во ФГОС, только теперь в нашей работе будут особо нуждаться все участники образовательного процесса и работе психолога будет уделяться особое внимание.
Мне очень хочется пожелать, чтобы каждого участника новой образовательной инициативы ждал только успех!