Конспект занятия по конструированию на мету Мы веселые медузы


УМЕЛЫЕ РУКИ

Тема: Мы веселые медузы.
Цели: Расширить и углубить представления детей о медузе.Показать детям закономерные связи в природе. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-то новое.
Словарь: акваланг.Подготовка к занятию: Фотографии медуз, картина с подводным морским пейзажем, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия: 1. Орг. Момент.
- Сегодня мы совершим путешествие в подводное морское царство.Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей).
- Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы какое приспособление придумал французский исследователь для того, чтобы долго находиться под водой? (Ответы детей). Это приспособление называется акваланг. Нам уже не раз встречались слова, начинающиеся с «аква». Вспомните их. (Ответы детей). Аквариум, аквапарк, акварель. Значение этих слов так или иначе связано с водой. «Аква» — это и есть вода, только на другом языке, на латинском.
- Надевайте акваланги и начинаем погружение море. Как оно называется? (Ответы детей). (Имитация надевания акваланга и погружения).
Физминутка «Пловцы»
- Кого мы можем встретить в водах моря? (Ответы детей). Тут и дельфины, и рыбы разных размеров и разного цвета,…. А вот и загадочная медуза. Взгляните на картинку.
2. Беседа о медузах.
Медузы появились более 650 миллионов лет назад. Это означает, что они старше динозавров и акул. Медузы состоят примерно на 95% из воды, 3-4% – из соли и 1-2% – из белка. У них также нет ни сердца, ни глаз, ни системы кровообращения, ни жабр. Большинство медуз состоят из трех частей: студенистое тело; щупальца, которые жалят и ловят добычу; и ажурный ротик, который поглощает пищу. Свое имя медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны из греческой мифологии. Медузы кажутся сверхъестественными созданиями во многом благодаря своим странным формам и расцветкам. Природа создала их особенным образом: их тело напоминает зонтик, или колокол, иногда шар Медузы могут обитать на глубине около 10 000 м. Учёным пока очень мало известно о медузах, в частности, как существо без мозга может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться.
Летом и осенью у берегов много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце.
Много разных мелких медуз живет в море, есть и крупные. В зависимости от типа медузы, их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Крупнейшей медузой в мире считается арктическая гигантская медуза (Cyanea capillata aretica), обитающая в северно-западной Атлантике. Одна из представительниц этого вида, выброшенная на берег в Массачусетском заливе, имела диаметр колокола 2,28 м, а ее щупальца простирались на 36,5 м.
Различные виды медуз могут встречаться во всех океанах планеты. Один тип медузы (с точки зрения науки, не настоящая медуза), можно встретить даже в пресной воде.Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее. Чтобы случайно не зацепить рукой щупальцы медузы (они находятся снизу), ведь это самый распространенный случай масштабного поражения тела, когда запутавшись, барахтаясь человек все больше жалится. И тогда ожоги могут быть смертельными. Первым делом нужно промыть ужаленное место соленой водой (но никак не пресной), убрать оставшиеся щупальца, если они есть. Это нужно делать любым предметом, но только не голыми руками. Потом, намоченную раствором уксуса с водой (1:1) тряпочку положить на ожог. Это поможет не распространяться яду дальше. И тут же не замедлительно нужно обратиться к врачу.
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».
Медуз определённого вида вылавливают у берегов Китая и кушают! У них удаляют щупальца, а «тушки» держат в специальном маринаде, отчего медуза превращается в полупрозрачную лепёшку нежного тонкого хрящика. В виде таких лепёшек медуз привозят в Японию, где их тщательно отбирают по размеру, цвету и качеству. Для одного из салатов лепёшку медузы разрезают на тонкие полосочки шириной около 3-4 мм, смешивают с припущенными овощами, зеленью и поливают соусом.
Медуз часто используют в медицине. Ещё в средние века из корнерота изготовляли мочегонные и слабительные средства. А сейчас из яда, содержащегося в щупальцах медуз, вырабатывают лекарства для лечения лёгочных болезней и регулирования кровяного давления Медузы помогают бороться со стрессом! В Японии медуз разводят в аквариумах. Плавные, неторопливые движения медуз успокаивают людей
3. Рассматривание образца и обсуждение выполнения работы.

4. Самостоятельная работа.
5. Итог занятия.
Уборка рабочего места.